Изучение вербальных ассоциаций

Вербальные ассоциации рассматриваются в различных науках: психологии, лингвистике и психолингвистике, логике, философии, информатике, теории коммуникации и т.д. Однако многие проблемы словесных ассоциаций, процессов ассоциирования как в естественном речевом общении людей, так и в эксперименте остаются все еще недостаточно изученными: до сих пор нет единого определения самих вербальных ассоциаций, их однородной (научной) классификации, не установлены их лингвистический и психолингвистический статус, отношение к ряду традиционных лингвистических категорий и т. п.

В современной психологии ассоциацию чаще всего определяют как связь, образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями), т. е. прежде всего – как связь между содержательными элементами мышления, являющимися отражениями явлений действительности. Действие этой связи– актуализацию ассоциации – усматривают в том, что появление одного члена ассоциации при определенных условиях регулярно ведет к появлению другого (других) ее члена. Принято считать также, что психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс2

С конца ХIХ века большое внимание исследователи начинают уделять изучению и собственно словесных (вербальных) ассоциаций. Особый интерес к ним проявляют лингвисты (позднее – психолингвисты) и психологи. Однако изучение вербальных ассоциаций некоторое время шло практически по двум достаточно самостоятельным путям. Первый из них (назовем его условно традиционно-лингвистическим) представлен прежде всего в ряде работ выдающихся русских лингвистов (А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, М. М. Покровский и др.), второй (экспериментально-психологический) – в трудах западных психологов, психиатров и, позднее, психолингвистов (Г. Кент, А. Розанов, Д. Диз, Дж. Миллер, Ч. Кофер и др.). К настоящему времени сказано и написано о них достаточно много.

Значительный вклад в изучение вербальных ассоциаций в нашей стране был внесен представителями хорошо известной казанской лингвистической школы. Так, например, весьма существенным представляется нам проведенное еще в 80-е годы XIX века разграничение Н. В. Крушевским словесных ассоциаций на два типа:

I. Ассоциации непосредственные и

II. Ассоциации посредственные.

I. Непосредственные ассоциации бывают двух видов:

1) Ассоциации по сходству. “... Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т.е. звуковое, или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семазиологическое... всякое слово способно, вследствие особого психологического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами”; [Крушевский 1883, 65].

2) Ассоциации по смежности. Другая “;способность слов возбуждать друг друга основана на психологическом законе ассоциации по смежности: мы привыкаем употреблять данное слово чаще с одним нежели с другим словом”; [Там же].

Следовательно: “;Если, вследствие закона ассоциации по сходству, слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то, благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды ”; [Там же].

Таким образом, Н. В. Крушевский, по существу, среди непосредственных словесных ассоциаций различает парадигматические (фонетические, словоизменительные, словообразовательные, т. е. формальные (“;внешнее сходство”;), и лексико-семантические, т. е. содержательные, “семазиологические”; (“внутреннее сходство”;) и синтагматические (ассоциации на основе совместного употребления слов в одном синтагматическом ряду, речевом отрезке и т. п.) ассоциации.

II. Посредственные ассоциации. Это словесные ассоциации, возникающие посредством связей представлений о вещах, обозначаемых словами: “Слово есть знак вещи. Представление о вещи и представление о слове, обозначающем эту вещь, связывается законом ассоциации в неразлучную пару. Это будет, конечно, ассоциация по смежности. Только немногочисленный в каждом языке класс слов звукоподражательных связан с соответствующими вещами еще ассоциацией по сходству; например, шушукать и т. п. Если представление о вещи неразлучно с представлением о соответствующем слове, то что же из этого следует? Слова должны классифицироваться в нашем уме в те же группы, что и обозначаемые ими вещи”; [Там же, 67].

Прикладная психолингвистика

Планом лекции, если бы она была единственной и не входила в курс лекций по дисциплине предусмотрен четыре вопроса, касающиеся прикладной психолингвисики. Но мы точно не будем возвращаться к теме “развитие детской речи”, поскольку уже познакомились с полноформатной лекцией по этому вопросу, обязательно коснёмся проблемы “психолингвистика текста”, отметив. что, к сожалению, это пока ещё довольно неразработанная проблема, и подробнее остановимся на распознавании речи и речевом общении в связи с массовой коммуникацией.

Развитие детской речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: