double arrow

Психологические истоки психолингвистики в СССР.

Идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивались в СССР психологической школой Л. С. Выготского ещё в начале 30‑х гг прошлого века. Вы уже прослушали специальную лекцию о жизни и научной деятельности Л. С. Выготского и знаете, что советская психолингвистика опиралась на материалистическую психологию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности).

Л.С. Выготский, как известно, разработал культурно-историческое направление в психологии. Исходные положения его концепции следующие:

1) психика есть функция, свойство человека как материального, телесного существа, которое обладает определенной физической организацией, т.е. мозгом (это очень важная материалистическая установка, которая в корне отличает концепцию от основных положений старой европейской идеалистической традиции);

2) психика человека социальна, т. е. разгадку ее специфики нужно искать не в биологии (как это делал бихевиоризм) и в независимых «законах духа» (как это делали психологи старой европейской школы), а в истории человечества, в истории общества

А. А. Леонтьев писал: «Л. С. Выготский занимался речью, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и синтезом всех предшествующих исследований в этом направлении, но и первой попыткой построить более или менее целостную психолингвистическую теорию (хотя самого слова «психолингвистика» он не употреблял)» [8. С.32].

По мнению А. А. Леонтьева, главное, что делает Л. С. Выготского предтечей и основателем современной психолингвистики – это его трактовка внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности

Один из учеников Л. С. Выготского А. Р. Лурия разработал основы специальной науки – нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. О нём уже упоминалось в лекции о психологической школе Л. С. Выготского и специально его исследованиям будет посвящён один из вопросов, посвящённых патологии речи.

Другой ученик, Алексей Николаевич Леонтьев, развил психологическую концепцию Выготского в несколько ином направлении, введя (в середине 1930-х гг.) развернутое теоретическое представление о структуре и единицах деятельности. «В его и А. Р. Лурия публикациях 1940-1950-х гг. неоднократно встречается термин “речевая деятельность” и говорится о ее строении». А. Н. Леонтьев — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Алексей Николаевич Леонтьев широко известен как признанный лидер советской психологии 40–70-х годов. Его заслуги перед отечественной наукой велики и разносторонни. «А лексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) был одним из крупнейших психологов Советского Союза, обладающим огромным влиянием среди специалистов».

В Московском университете он создал сначала отделение психологии на философском факультете, а затем и факультет психологии, который возглавлял в течение многих лет, был одним из руководителей Академии педагогических наук РСФСР и СССР, написал множество научных работ, в том числе несколько книг, каждая из которых была переведена на десятки иностранных языков, а одна из них, «Проблемы развития психики», через четыре года после выхода в свет была отмечена Ленинской премией. Почти все университетские психологи среднего и старшего поколения — его непосредственные ученики и сотрудники.

Несколько слов ещё об одном ученике Л. С. Выготского. Леонид Соломонович Сахаров — советский психолог, сотрудник Л. С. Выготского. В историю науки вошёл как соавтор методики исследования мышления, известной как метод Сахарова — Выготского. После скоропостижной смерти Сахарова результаты его исследования были доложены Л. С. Выготским на I съезде по изучению поведения человека (так называемый «поведенческий съезд», 25 января — 1 февраля 1930, Ленинград), а само исследование было завершено Ю. В. Котеловой и Е. И. Пашковской под руководством Выготского. Памяти Сахарова посвящено первое издание книги Выготского «Мышление и речь» (1934).

Физиологические истоки советской психолингвистики.

Рассмотрим физиологические истоки советской психолингвистики. «В работах А. А. Леонтьева 50 - 60-х годов много внимания уделяется теории физиологической активности, предложенной советским исследователем Н. А. Бернштейном (1896-1966), чьи работы оказываются очень важными для понимания ряда фундаментальных закономерностей в организации речевой деятельности».

Н. А. Бернштейн советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований – физиологии активности. О нём В. П. Зинченко писал: Е сли мне с моими коллегами удалось кое-что сделать за четверть века в области психологии действия,то это сделано исключительно благодаря тому, что мы имели в качестве предпосылки труды Н.А. Бернштейна. Он... все еще идет впереди нас и прокладывает нам дорогу». А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн сошлись во мнении о том, что концепция физиологии Бернштейна дает большие возможности для психологического исследования движений; Лурия даже назвал теорию построения движений “психологической физиологией”.

Говоря о физиологических истоках советской психолингвистики, необходимо отметить, что идея опережающего отражения действительности нервной системой разрабатывалась также известным советским физиологом П. К. Анохиным.

2. Основные направления исследования в советской психолингвистике 60—70‑х гг ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: