Лексическая тема : «День Победы»

Лексическая тема: «День Победы»

1. Словарь существительных: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, снайпер, Родина, Отчизна, Отечество, ветеран, солдат, партизан, защитник, герой, подвиг, память, слава, награда, медаль, орден, город-герой, салют, парад, памятник, знамя, флаг, сила, смелость, ловкость, нападение, бомбоубежище, укрепление, ружье, пулемет, пушка, пистолет, танк, самолет, окопы, каска, котелок, госпиталь, фашист, захватчик, противник;

2. Дидактические игры и упражнения:

ü «Кто это или что это?» -игра с мячом.Различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.

Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость ….

ü «Сосчитай» упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.Попросите назвать предметы (танк, пулемет, автомат, пушка, парашют…) с числами 1, 2, 5.

Один танк, два танка, пять танков. У меня пять танков.

ü «Что показывали в новостях?» Образование множественного числа существительных (с картинками)

9 мая семья смотрела телевизор, а там показывали…. что? Пример: «Много солдат, ветеранов, врагов, памятников, самолётов, орденов, пушек, танков»

ü «Назови профессию»

Артиллерия – артиллерист

Самолет -...

кавалерия -...

Разведка -...

пехота -...

Пулемет -...

танк

Гранатомет -...

десант -...

Граница -...

море -...

Парашют -...

ракета -...

Подводная лодка -...

 

3. Задание по самокоррекции:

ü «Это военный» —обводка трафарета военного.

ü «Догадайся, кому это нужно» Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты военных атрибутов

 

Вторник

Лексическая тема: «День Победы»

1. Словарь прилагательных: Великая, Отечественная, смелый, выносливый, мужественный, непобедимый. храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый, храбрый, бесстрашный, доблестный, трудный, почетный, опасный, героический, сильный;  

2. Дидактические игры и упражнения:

ü «Назови слова-приятели» Подбирать синонимы, развивать адъективный словарь. Предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Смелый –... (отважный, храбрый). Большой –... (огромный).

Трудный –... (тяжелый). Солдат –... (боец, воин).

Смельчак –... (храбрец). Друг –... (приятель, товарищ).

Опасно –... (страшно). Грустно –... (печально, невесело).

Бежать –... (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами.

ü «Подбери признак и действие» Развивать и обогащать словарь детей по теме.

Защитник Родины (какой?) – смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный …

Защищать Родину – это значит (что делать?) – охранять, беречь, сохранять, оберегать….

Профессия защитника Родины (какая?) – трудная, опасная, почетная, героическая…

 

ü «Отгадай» Согласовывать имена прилагательные с существительными. Предложите послушать словосочетания:

отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты.

Попросите угадать, о ком (о чем?) Вы сейчас говорите:

отважный..., отважные..., отважная...

солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок.

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

солдатские..., солдатская..., солдатский...

ü «Кто больше!» Упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

  • по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию.

Лексический материал:

плывет... {корабль, лодка, пароход, катер);

летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...);

едет... (танк, поезд, автомобиль).

 

 

3. Задание по самокоррекции:

ü «Ловкие руки военных» —завязывание бантиков из шнурков, тесь­
мы, лент.

ü «Голубь Мира» — выгибание из проволоки геомет­рических форм (овала, круга, треугольника) и выклады­
вание из них птицы.

 

Среда



Лексическая тема: «День Победы»

1. Словарь глаголов: победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, стрелять, погибать, маршировать, награждать, присвоить, охранять, беречь, любить, заботиться, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, летать, прыгать, добывать, следить, помнить; защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

2. Дидактические игры и упражнения:

ü « Что отвечает солдат командиру?» Образование глаголов 1-го лица 

Рядовой должен выполнять команды командира.  Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я... (ползу!)» (Встать, я стою!, Бежать, я бегу!, Искать, я ищу!, Шагать, я шагаю!, Нести, я несу!, Стрелять, я стреляю!…..)

ü «Назови слова-неприятели» Сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.

Назвать слова, противоположные по смыслу:

Друг – враг, хороший –..., день – …, (ночь), радость –..., (горе, беда), жара –..., (холод), зло –..., правда –..., хорошо –..., тяжело –..., высоко –..., можно – …, трудно –..., быстро –..., говорить –..., поднимать –..., зажигать –...

  • В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.

Родимая сторона — мать, а чужая —... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины... (холодом). Собака лает на смелого, кусает... (трусливого). Худой мир лучше доброй... (ссоры). Мир строит, а война... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда... (здоровеет).

Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.

ü «Образуй новое слово» Образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

  • Сила – сильный, храбрость –... (храбрый), смелость –... (смелый), быстрота –...(быстрый), ловкость –... (ловкий), находчивость –... (находчивый), ум –... (умный).
  • Храбрый – храбрец, удалый – удалец, умелый – умелец.
  • Летать – летчик, заправлять – заправщик, грузить – грузчик, разведывать – разведчик.
  • Быстрый – быстро, смелый – смело, храбрый – храбро, отважный – отважно, легкий – легко.

3. Задание по самокоррекции:

ü «Военные орудия» — обрывание лишней бумаги по контуру (сабля, пушка, пистолет, танк…).

 

ü «Маленький скульптор» — лепка из пластилина «Памятника герою»

 

 

 

Четверг

Лексическая тема: «День Победы»

1. Словарь наречий: тяжело, трудно, опасно, отважно, героически.

Рассказать ребѐнку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется"День Победы".Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.

Совместно с ребѐнком сходите к мемориалу в честь защитников Родины.

Задать ребенку вопросы и помочь на них ответить:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Кого называют ветеранами войны?
Помогите ребенку:
Выучить пословицу и объяснить её значение:
«Кто за Родину горой, тот истинный герой.»
Подобрать слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Нарисовать букет цветов для ветерана.

2. Дидактические игры и упражнения:

ü Объясните ребѐнку значение слов и словосочетаний:

"подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".

ü Составь предложение из слов:

На, истребитель, военный, пилот, летать.

Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.

Цель, ракета, в, попала.

Дорога, танк, по, большой, едет.

Получил, за смелость, разведчик, орден.

Цветы, дети, подарили, ветераны, война.

ü Выучить стихотворение «Я сегодня медсестра» (рассказывают с опорой на мнемотаблицу)
Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом.
Витамины дам по штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке.
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,

3. Задание по самокоррекции:

 

ü Работа с различными материалами, предложенными вос­питателем: бумагой, проволокой, бусинками» палочками, пластилином, трафаретами.

 

ü «Изготовление поделок» — дети самостоятельно вы­бирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои дей­ствия.

 

 

Пятница






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: