Как вы думаете, какие проблемы мы постараемся сегодня рассмотреть?

Помни».

 

Цель занятия: создать условия для понимания того, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба”

Задачи:

-познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева;

-показать нравственные идеалы писателя;

-проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

- прогнозировать и оценивать поступки героя художественного произведения в соответствии с ситуацией;

-классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

-умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

 

Ход занятия

I. Организационный момент урока.

Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!

В.П.Астафьев

II. Стадия вызова

Не случайно утром вспыхивают росы

Светляками на ладонях у листвы.

Так глядит на нас природа, будто просит

Нашей помощи, заботы и любви.

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

Стихотворение Евгения Александровича Евтушенко служит подтверждением тому, что никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.

Нам не привыкать к потерям – болезни, смерти, войны, катастрофы – но всё это только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже будет нечего».

- Тема нашего урока "Человек и природа” в рассказе В.П.Астафьева "Царь-рыба”

- как вы считаете, какие цели мы могли бы поставить к сегодняшнему уроку?

-познакомиться

-оценить поступки героев соответственно ситуации

- отследить позицию автора

- проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами;

 

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.П.Астафьева: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге, должен быть человеком!»

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.

Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.

Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

Результатом должна стать запись в тетради: «Человек-часть природы, человек и природа – единое целое».

Как вы думаете, какие проблемы мы постараемся сегодня рассмотреть?

- Человек и природа, их единство и противоборство

-экономное использование ресурсов

-распад естественных связей человека с природой и с другими людьми

-неотделимость человека от природы

 

II.Стадия осмысления

1.Слово учителя

Астафьев – чуткий художник – не мог остаться в стороне от перечисленных вами проблем. Я думаю, что без личности автора невозможно полностью постичь смысл его произведения. Поэтому, несколько слов об авторе…

Учитель: Наша планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? И как это отразиться на нас с вами.

Ответить на эти вопросы может писатель, который являясь страстным защитником родной природы, подчеркивал важность ее охраны. Это Виктор Астафьев

Обратимся к названию рассказа, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- "Царь-рыба”.

 

Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР. Сам Астафьев говорил, что книга "Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье.

Центральная фигура рассказа- человек — хозяин природы. Вместе с тем, писатель как бы подводит нас к тому, что не каждый человек достоин распоряжаться природой.

Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев "кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.

В первобытную эпоху культ рыбы был распространен во всем мире, в том числе и в Сибири (свидетельством тому служат наскальные изображения). В Индии и Китае, где рыба также символизирует второе рождение, ее образ нашел свое применение в похоронных ритуалах. В рамках этой же темы рассматривается и библейское предание об Ионе, проглоченном гигантской рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и через три дня и три ночи извергнутом ею на сушу.


Интересна история появления слова «Царь- рыба». Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые.

Что означает это выражение «царь-рыба»? Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природы. Оно, скорее всего, означает всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака. Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка).

 

Учитель: Почему Астафьева так волновала проблема незаконного вылова рыбы? Как вы

думаете? Давайте послушаем, что скажут нам экологи.

Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.

Численность осетровых и их многочисленных сородичей снижается на протяжении последних десятилетий. Самая большая беда- нелегальная ловля рыбы..

Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами ежегодно незаконно вылавливается в четыре раза больше рыбы, чем позволено законом..

В биологии всё подчиняется эволюции.
Сколько же тысячелетий и миллионов лет шли по пути эволюции предки нашего осетра? Корни осетровых рыб уходят в глубокую древность.
Ископаемые остатки первых осетрообразных рыб обнаружены в нижнеюрских отложениях (около 200 млн. лет назад). В течение последних ста лет наблюдается резкое снижение численности осетровых, и происходит это по вине человека.
Вывод один: человек – лишь один из биологических видов на нашей планете, и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что природа без человека существовала и может существовать, человек без природы существовать не может.

 

Анализ рассказа

- Кто является главным героем рассказа?

Главный герой рассказа «Царь-рыба»-Зиновий Игнатьич Утробин.

- Что вы можете сказать о нём?

Игнатьич- уважаемый в посёлке Чуш человек. К односельчанам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний – сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его «дюралька» (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой – гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку – ружьё!

-Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?

На крючок попалась огромная рыбина.

-Какой увидел рыбу Игнатьич?

(Давайте зачитаем отрывок со слов: «…увидел и опешил, стр. …)

-Как изображён Игнатьич в момент схватки с царь-рыбой?

(жадность, настырность, самолюбие не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь)

Учитель: Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьича – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

-Какое значение имеет образ царь-рыбы?

Образ царь-рыбы имеет огромное значение для понимания замысла писателя. Царь-рыба — это не просто большой осетр, это символ человеческой мечты о чем-то небывалом и величественном, о том, чего не удавалось сделать никому. В кругу рыбаков о ней постепенно складываются легенды, и каждый надеется ее поймать, да только не всякому это удается. Ну какая же еще мечта появится у рыбака, который с раннего детства только и думал что о рыбе? Мудрый старый рыбак поэтому и наставлял молодежь, говоря на первый взгляд совершенно, абсурдные слова: «...лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее».

-Почему в момент опасности он не зовёт на помощь брата?

Жадность, заставившая его бороться с рыбой в одиночку вместо того, чтобы позвать брата, тянет его на дно реки.

-Как вы считаете, заговорила ли в нём в последний момент совесть?

-А что такое совесть? Зачем она человеку?

 

  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
  • Самоконтроль человека
  • Стеснение, стыд, неловкость
  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

Учитель: Уточним значение слова по словарю Ожегова:

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

(Игнатьич обращается к Богу)

- О чём просит Игнатьич?

(«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»с.140)

- В чем состоит самая главная вина Игнатьича?

Это – надругательство над любившей его девушкой.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: