double arrow

Дочитав рассказ “Царь-рыба”, понимаешь, что за любой грех в конце концов наступит справедливое возмездие.

2

 

- В чем же смысл противоборства человека и царь-рыбы?

Его можно понимать по-разному. С одной стороны, это борьба человека с природой, стремление во что бы то ни стало взять верх над рыбой.

Мы сталкивается и с другим аспектом борьбы человека с рыбой: Игнатьич борется и с самим собой, со своим прошлым, со своими грехами.

- Чем завершается рассказ Астафьева?

Астафьев завершает рассказ на оптимистической ноте. Герой не победил рыбу, но встреча с ней, едва не окончившаяся его гибелью, может стать началом его нравственного перерождения и обновления: «...ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, …, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

.И, видимо, раскаяние, душевное возрождение помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

(Зачитать отрывок на стр. …)

А теперь я хочу, чтобы вы послушали, как завершает автор свой цикл рассказов о человеке и природе.

Все течет, все изменяется -- свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа.




-Как решает Виктор Астафьев проблему «человек и природа»?

он говорит о том, что надо жить так, чтобы окончательно не загубить природу.

- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

( Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

Тест по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба».

1. Как зовут главного героя повести?

А) Петрович

Б) Игнатьич

В) Микулич

2.Как к нему относятся в деревне?

А) Ненавидят

Б) Боятся

В) Уважают

3.Чем он известен?

А) Сноровкой в ловле рыбы

Б) Умением выпить ведро воды махом

В) Способностью разговаривать с собаками

4.Чем занимается главный герой повести?

А) Браконьерством

Б) Работой на шахте

В) Ковкой сабель

5.Почему главный герой так поступает?

А) Жажда наживы

Б) Страх перед смертью

В) Ненависть к рыбе

6.Какая рыба является царь-рыбой?

А) Лещ

Б) Карп

В) Осетр

7.Позвал ли он на помощь, когда понял, что не справится один?



А) Да

Б) Нет

В) Неизвестно

8.Чем ударил главный герой царь-рыбу?

А) Обухом топора

Б) Кулаком

В) Веслом

9.Что вспоминает главный герой, когда готовится умереть?

А) Дедову историю

Б) Своего брата

В) Райские луга

10.Как звали девушку, перед которой был виноват главный герой?

А) Оксана

Б) Диана

В) Глаша

 

 


















Нравственная проблематика в повести В. Распутина «Живи и помни»

Вид занятия: урок - размышление

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные:

· познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

· сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века

Воспитательные:

· познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

· способствовать воспитанию патриотизма, духовно-нравственных ценностей обучающихся, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:

· логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

· навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;



· развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения обучающихся; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе эпизодов.

Технология

· технология проблемного и парацентрического обучения

Задачи урока:

Обучающиеся должны:

Иметь представление:

· о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “Живи и помни”;

· о Великой Отечественной войне и ее отражении в художественнойлитературе;

Знать:

· творческий и жизненный путь писателя,текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь:

· комментировать прочитанный фрагмент,отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, сопоставлять изученные произведения XIX–XX века, поведение их героев, работать с учебным пособием по литературе, текстом произведения;

Дидактический материал:тестовый материал для актуализации знаний; карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; индивидуальные задания и сообщения; иллюстрации к произведениям;

Методы контроля:актуализация знаний; тестирование по пройденному материалу; проверка знания текста произведения В.Распутина “Живи и помни”;

Междисциплинарные связи:

1. История (10 – 11 класс) Тема: “Великая Отечественная война”;

2 Основы права:

Ход занятия



2




Сейчас читают про: