Й проблемная ситуация: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули?

(Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ:Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.)

--Группа «Правоведы». Подготовила информацию по ознакомлению с нормативно-правовой документацией по теме «Правонарушения военнослужащих».“Административная и уголовная ответственность за неисполнение Федерального закона №53 “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете” Обсуждение документов и отношение к воинской службе в современных условиях.

3–й проблемная ситуация: М огла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? ( Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.)

--Группа «Чтецы» подготовила выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова.

Й проблемная ситуация: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

( Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.)

Й проблемная ситуация: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

(Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.)

--Художественный пересказ сцены встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ.

Й проблемная ситуация: Почему Настена не может быть счастливой?

( Возможный ответ:Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа).

7–й проблемная ситуация: Чем оправдывает свое преступление Гуськов? (он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка-наследника рода)

8-й проблемная ситуация: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. (Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.)

--Прочтение эпизода “Вой по - волчьи”;

9–й проблемная ситуация: Как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? (Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.)

--Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения: обучающиеся называют те понятия, которые на их взгляд превратили Гуськова в зверя и выбирают из карточек, предложенных на доске слова и выстраивают их в цепочку на магнитной доске:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемная ситуация: Почему же предпочитает гибнуть Настена, ожидая долгожданного ребенка”? (Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.)

11–й проблемная ситуация: О чем думает Настена перед смертью? (В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.)

12–й проблемная ситуация: Кому тяжелее в повести? Есть ли другой выход?( Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.)

Й проблемная ситуация: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Вывод преподавателя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

6. Рефлексия. Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Домашнее задание. Биографии писателей, конспект лекций. Пройти тест по повести «Царь-рыба». Посмотреть фильм «Живи и помни».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: