1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер (воспитывающий характер материалов азбуки).
2. Обучение грамоте носит развивающий характер (умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения).
3. Опирается на живую речь уч-ся, на их речевой опыт, на образцовые тексты, система упражнений по развитию связной речи.
4. Звук – основа аналитико-синтетической работы (буква как обозначение звука вводится только после изучения звука).
5. Главное внимание – звуковому анализу и развитию фонематического слуха (фонематический слух – умение слышать звуки речи и различать их качества).
6. Слог – единица чтения (слоговой/позиционный принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
7. Особое внимание – слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц).
8. Вводится слого-звуковой анализ слова: выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.
9. Частотный принцип изучения звуков и букв.
10. Выделяются этапы обучения грамоте.
11. Письмо не отрывается от чтения, идет параллельно с ним.
12. Пропедевтически вводятся элементы грамматики, орфографии (на практической основе).
13. Приемы обучения: дифференцированный подход к уч-ся с различным уровнем готовности; введение элементов моделирования; использование моделей слогов, слов, предложений.