а) молоко;
б) одежда;
в) дороги;
г) государственные поликлиники;
д) мосты.
Е) городская архитектура
Правильный ответ: 1 – а, б; 2 – в, г, д.е
Частные блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться; общественные блага – не находятся в частной собственности, а производятся для совместного потребления.
Найдите соответствие между понятиями и их определениями:
-
чистые общественные блага;
перегружаемые общественные блага;
ограниченные общественные блага;
исключаемые общественные блага.
а) блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за это, или нет;
б) блага, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению;
в) блага, которые могут предоставляться всем желающим, при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех;
г) блага, не являющиеся ни чисто общественными, ни чисто частными.
Ответ: 1-а; 2-в; 3-г; 4-б.
Товар (или услуга), который не может исключаться из потребления, производится в рамках государственного сектора при условии, что приносит большую пользу – называется …………… товар (указать одним словом).
|
|
Ответ: “общественный”
Соотнесите виды и подвиды деятельности в сфере культуры:
1.Художественное творчество а. Архивное дело
2.Сохранение культурного наследия б. Исполнительское искусство
3. Клубная и развлекательная в. Радио, ТВ, Интернет
деятельность
4.Массовое создание и распространение культурных благ Шоу-бизнес
А) 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Б) 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
В) 1-в, 2-г, 3-а, 4-б
Г) 1-г, 2-в, 3-б, 4-а
Вопросы для обсуждения:
1. Чем трактовка понятия «культура» в современной культурологии отличается от трактовки этого понятия в обыденной жизни?
2. Правомерно ли расширенное толкование понятия «культура», при котором в него включается абсолютно все, созданное человеком?
3. В какой мере культура использует природные способности и склонности человека, в какой мере она подавляет их?
4. В каких ситуациях человек выступает как субъект культуры, в каких – как объект?
5. В чем необходимость культуры для человека? В чем ее опасность?
6. Какие факты из истории культуры подтверждают и какие опровергают теорию исторического прогресса?
7. Какая тенденция преобладает в наши дни: единообразное развитие мировой цивилизации или сохранение своеобразия отдельных культур в многоликом мире?
Вопросы для самоподготовки:
1. В чем состоят субъективные и объективные стороны экономической теории?
2. Раскройте положение о том, что объективная сторона экономической теории связана с действием экономических законов.
|
|
3. Что вы понимаете под рациональным поведением хозяйствующих субъектов?
4. В чем проявляется максимизация удовлетворения потребностей на уровне предприятия, фирмы и государства?
5Чем отличаются общенаучные методы познания от частных?
7. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.
8. Кто господствует в экономике, производитель или потребитель? Меняется ли их значение в постиндустриальной (новой) экономике по сравнению с индустриальной хозяйственной системой?
Примеры заданий по самостоятельному поиску фактической информации (СПФИ)
Задание: Изучение экономической практики предприятий культуры.
Задание 1. Узнайте, какие предприятия культуры существуют в том районе СПб где Вы проживаете. Какими видами деятельности они занимаются. Какие творческие кластеры они образуют.
Задание 2. Посетите один из творческих кластеров, исследуйте, как предприятия культуры взаимодействуют в кластере. Изучите местоположение кластера в городе. Находится ли он в центре города в промышленной зоне или на окраине.
Задание 3. Проанализируйте, как его появление повлияло на окружающую городскую среду. Наблюдается ли разрастание вокруг кластера сопутствующей инфраструктуры (магазины, кафе, транспорт, другие бизнес - структуры.)
Задание 4. Путем опросов выясните, что изменилось в лучшую, а что – в худшую сторону, привлекает ли творческий кластер жителей города и туристов, какие социальные группы населения интересуются и посещают творческий кластер.
Задание 5. Сформулируйте и изложите письменно ваши выводы о культурном социальном и экономическом эффекте, производимых предприятиями культуры
ТЕМА № 2
Тесты:
Выберите правильный вариант ответа
Отрасль – это:
1) вид трудовой деятельности;
2) совокупность организаций, продающих на рынке схожие блага; 3) совокупность организаций, руководимых единым органом управления;
4) сфера действия рыночных отношений в экономике.
Ведомство – это:
1) совокупность учреждений, реализующих какую-либо функцию государственного управления;
2) совокупность организаций, технологически и административно связанных между собой;
3) совокупность организаций, объединенных единым органом управления;
4) все определения верны.
На основании Общероссийского отраслевого классификатора видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта относится:
2) обучение в школе искусств;
3) реконструкция здания;
4) реставрация зданий;
5) реставрация картин;
Деятельность театральных и артистических агентств по подбору актеров на роли в кино, на ТВ, в театре.
На основании Общероссийского отраслевого классификатора видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта не относится:
1) дублирование и монтаж фильмов;
2) реставрация произведений искусства;
3) деятельность агентств по продаже билетов;
4) деятельность планетариев;
5) деятельность художников-оформителей.
Предприятия культуры и искусства отличаются: А) составом решаемых задач; Б) механизмами; В) подходами; Г) целями. | ||||||||
Соотнесите виды национального хозяйства с их подвидами:
|
Какого ведомства культуры никогда не было в новой российской истории:
1) Народного комиссариата просвещения;
2) Министерства культуры и туризма;