double arrow

Краткое содержание темы


 Основные определения : Эффект и эффективность. Виды эффективности. Уровни анализа эффективности в сфере культуры. Методы анализа эффективности. Показатели, используемые при анализе эффективности в сфере культуры.

 Эффективность – это оценка полученного результата и затрат на его достижение. В условиях рыночной экономики это наиболее подходящий способ оценки эффективности деятельности учреждения культуры. Однако в значительной степени учреждения сферы культуры не являются субъектами рыночных отношений, а продукт их деятельности зачастую не может продаваться-покупаться, т.е. он обладает свойствами общественного блага.

 Уровни анализа эффективности:

· национальная экономика в целом – это макроэкономический уровень;

· экономика определенного региона или региональная экономика – это, так называемый,  мезо или региональный (территориальный) уровень. Применительно к России правомерно говорить об эффективности экономической деятельности субъектов Федерации, например, Ленинградской области, г. Санкт-Петербург;

· отрасль, сектор или сфера деятельности – это отраслевой уровень; например, эффективность машиностроения, сельского хозяйства, социально-культурной сферы;




· предприятие – это микроэкономический уровень, который определяет эффективность самой организации, затем - отрасли, в которую она входит, одновременно - региона, на территории которого она расположена, и, в конечном итоге, всей национальной экономики. То есть, эффективность предприятия является базовым уровнем эффективности национальной экономики в целом.

Трудность оценки эффективности деятельности учреждений культуры обусловлена рядом факторов.  К главным из них можно отнести такие:

· не все полученные результаты имеют количественное измерение;

· характеристика результата, его описание, как правило, не имеет однозначных объективных критериев, а потому является субъективной и/или эмоциональной;

· одни и те же внешние факторы могут по-разному сказываться на итогах работы конкретных учреждений/организаций культуры.

Следует различать термины «эффект» и «эффективность». Эффект это . результат (как положительный., так и отрицательный.). взаимодействия вне зависимости от его целей. Эффективность– понятие относительное, характеризующее количественную связь двух (как минимум) явлений, процессов, параметров. Эффективность есть синтетический, интегральный показатель деятельности организации .Это не один показатель, а система, состоящая из частных показателей по видам и уровням деятельности.

На уровне предприятия эффект, к примеру, выражается в росте прибыли, зарплаты работников предприятия; экономии зарплаты в результате высвобождения работающих; экономии сырья и материалов, прочих абсолютных результатах деятельности. Эффективность же показывает, какой ценой был достигнут тот или иной эффект.



    По отношению к учреждениям культуры одновременно используется три вида эффективности:

· социальная, измеряемая через отношение полученного результата к объему потребности в данном благе;

· социально-экономическая, измеряемая как отношение полученного результата к поставленным целям;

· экономическая, измеряемая отношением достигнутого результата к затраченным на него ресурсам.

Все три вида последовательно связаны друг с другом. Так, на коротком отрезке времени «исходным» видом принято считать экономическую эффективность, поскольку в условиях рыночной экономики она сразу заметна и выступает своеобразной предпосылкой достижения приемлемого уровня социально-экономической, а затем и социальной эффективности. Последняя проявляется не сразу, а через некоторый промежуток времени – больший или меньший в зависимости от произведенного эффекта.

    Для определения эффективности функционирования интересующего объекта независимо от уровня одновременно используется двумя подхода, условно называемые социальным и затратным (финансовым) подходами.

Социальная эффективность – это отношение «уровня культуры» населения к объему потребления соответствующих благ. Например, она может быть измерена, как среднее число зрителей (в театрах, цирках, музеях) в расчете на количество мест или, в целом, на число имеющихся учреждений культуры.Как правило, социальная эффективность рассчитывается на уровне всей национальной экономики. Однако и на уровне отдельного предприятия культуры динамика показателя социальной эффективности отражает степень результативности его функционирования с точки зрения значимости для населения.



В широком смысле социальная эффективность учреждений культуры влияет и, в конечном счете формирует культурный уровень граждан. Этот уровень не имеет однозначного измерения, т.е. какого-то комплексного и точного показателя, но с некоторой долей условности в официальной статистике его измеряют долей населения, посетившей учреждение (или учреждения) культуры в отчетном году. Сравнив эту долю с аналогичным показателем в базовом году, можно определить, в какую сторону и на сколько процентов изменился культурный уровень населения страны (региона, города, поселка).

Финансовая эффективность – отношение результатов деятельности учреждения, выраженных в денежной форме, или объемов «производства» к величине затраченных ресурсов (также в ден. форме). Рассчитывается на всех уровнях в целях оптимизации финансирования сферы, отдельных учреждений, конкретных проектов. Главной характеристикой эффективности учреждений культуры принято считать соответствие достигнутых результатов целям. Причем, измерение осуществляется не столько в денежных, сколько в натуральных показателях. Это делает проблему достижения оптимизации затрат – вторичной, производной (в противоположность производственным коммерческим . предприятиям).

Существует три основных вида эффективности:

· соотношение полученного результата и затраченных ресурсов – показатель экономичности;

· отношение достигнутого результата к преследовавшимся целям -  показатель практической результативности;

· отношение поставленной цели деятельности к реальной потребности (показывает степень рациональности цели) – показатель целесообразности.

 Методы и подходы к оценке эффективности учреждений культуры. По уровню применения их можно разделить на 4 группы:

· международные методы, разработанные зарубежными исследовательскими центрами и специализированными компаниями и предназначенными, главным образом, для сравнительной оценки деятельности учреждений культуры;

· межведомственные методы и методики, разработанные российскими специалистами для оценки работы учреждений социально-культурной сферы;

· отраслевые методики, предназначенные для оценки деятельности однотипных учреждений культуры, например, театров, музеев, библиотек и т.п.;

· специальные методы, пригодные для использования лишь в конкретных случаях, условиях, применимые для одного конкретного учреждения и/или проекта.

Деятельность учреждений культуры даже в условиях рыночной экономики не является и не может быть в полной мере коммерциализированной, такой, которая нацелена на получение коммерческого эффекта – прибыли. Даже деятельность тех учреждений, которые организуют массовые зрелищные мероприятия и обеспечивают доступ к ним на платной основе, лишь отчасти является коммерческой. Так, по расчетам специалистов, коммерческие доходы всех учреждений культуры России не достигают и 40% от объемов бюджетного финансирования их работы. Сугубо экономический, рыночный подход к оценке эффективности деятельности сферы культуры подталкивает нас к выводу о неэффективности данного сегмента национальной экономики, что, однако, не соответствует действительности, если помнить о её безусловной социальной значимости. Это означает, что оценка эффективности учреждений культуры должна включать в себя не только экономический, но и социальный эффекты.

Поскольку «эффективность» - относительное понятие, постольку для её корректного расчета берутся такие параметры работы предприятия, которые, в первую очередь, интересуют собственника (если речь идет о частном коммерческом предприятии) и заказчика (если речь идет о государственных некоммерческих предприятиях). Поэтому чаще всего при расчете эффективности деятельности субъекта, полученный результат в той или иной форме соотносят с тремя основными параметрами:

затраченными ресурсами, причем, измеряемыми и в натуральных, и в денежных единицах;

ставившимися задачами;  

имеющимися потребностями в данном благе.

Соответственно, в 1-м случае речь идет об экономической эффективности, обобщенным показателем которой является отношение (процент, доля) полученного эффекта на единицу затрат; во 2-м – о социально-экономической эффективности предприятия, индикатором которой является степень достижения поставленной цели; в 3-м – о социальной эффективности, уровень которой тем выше, чем полнее удовлетворены потребности населения с помощью созданного культурного блага. В самом общем виде, безотносительно к тому или иному типу,  эффективность деятельности учреждения культуры может быть измерена как отношение суммы доходов, полученных от потребителей услуг (зрителей, читателей, участников мероприятий и т.п.),  т.е. посетителей данного учреждения, к величине бюджетных затрат на содержание этого учреждения.

Э ук = годовая сумма монетизированного свободного времени посетителей УК / сумма бюджетных затрат на содержание УК. Комплексная оценка эффективности учреждения культуры проводится с учетом поставленных целей и задач на конкретном временном отрезке и подразумевает расчет как натуральных, так и стоимостных показателей. Сформулируем показатели эффективности управления ресурсами в государственных (муниципальных) учреждениях культуры.

№ п/п Показатель

Финансовый менеджмент

1 План ФХД за отчетный период размещен в ИАС до начала отчетного периода (да/нет)
2 Максимальное отклонение фактического значения суммы по разделу расходов плана ФХД от первоначального планового показателя за отчетный период (%)
3 Частота внесения изменений в план ФХД (количество обновлений (версий) плана ФХД за отчетный период)
4 Удельный вес административных расходов в начисленных расходах учреждения за отчетный период (%)
5 Удельный вес фонда оплаты труда в начисленных расходах учреждения за отчетный период (%)
6 Удельный вес фонда оплаты труда основного персонала в общем начисленном фонде оплаты труда за отчетный период (%)
7 Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к балансовой стоимости активов учреждения на отчетную дату (%)
8 Отношение суммы просроченной кредиторской задолженности к балансовой стоимости активов учреждения на отчетную дату (%)

Управление закупками

9 Доля размещенных заказов в общей сумме планируемых конкурентных процедур закупок за отчетный период (%)
10 Среднее количество заявок на 1 лот за отчетный период по конкурентным процедурам закупок (заявок/лот)
11 Удельный вес суммы закупок, осуществленных через совместные торги, в общей сумме конкурентных процедур закупок отчетного периода (%)
12 Удельный вес суммы закупок, осуществленных у единственного поставщика, в общей сумме закупок отчетного периода (%)
13 Удельный вес суммы контрактов с поставщиками с истекшим сроком действия в общей сумме действующих контрактов на отчетную дату (%)
14 Доля процедур, по которым были представлены обоснованные жалобы, в общем объеме открытых конкурентных процедур закупок за отчетный период (%)

Управление имуществом

15 Начисленные поступления учреждения на 1 кв. м площади объектов недвижимого имущества (руб./кв. м)
16 Доля площади объектов недвижимого имущества, сданного в аренду (%)
17 Оформлены и/или зарегистрированы права на все объекты недвижимости, в т.ч. земельные участки, находящиеся в оперативном управлении у учреждения (да/нет)
18 Сумма начисленных расходов на содержание имущества за отчетный период на 1 кв. м площади недвижимого имущества, (руб./кв. м)
19 Доля начисленных коммунальных расходов в сумме начисленных расходов за отчетный период (%)

Управление персоналом

20 Отношение среднемесячной заработной платы по категориям основного персонала к среднемесячной заработной плате в регионе по отрасли в соответствующей категории персонала за отчетный период (%)
21 Отношение роста средней заработной платы основного персонала к уровню инфляции за отчетный период (%)
22 Отношение среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала учреждения к среднемесячной заработной плате основного персонала в среднем за отчетный период (%)
23 Доля стимулирующих выплат в составе общего фонда оплаты труда основного персонала за отчетный период (%)
24 Отношение количества уволившихся сотрудников к среднесписочной численности сотрудников за отчетный период (%)
25 Доля основного персонала в общей численности персонала за отчетный период (%)

Деятельность, приносящая доход, и другие негосударственные источники доходов

28 Доля поступлений из негосударственных источников в общем объеме начисленных поступлений за отчетный период (%)

Вопросы к семинару:

1. Как соотносятся между собой понятия « эффект» и « эффективность».

2. Специфика критериев оценки эффективности работы учреждений культуры.

3. Методика расчета показателей.

4. Дайте характеристику трех основных видов эффективности деятельности предприятий.

5. Мультипликативный экономический эффект деятельности предприятий культуры.

 

Литература:

 

1. Менеджмент в сфере культуры.  Уч. пособие / Под общ. ред . И.М. Болотникова, Г. Л. Тульчинского , - СПБ : СПбГУКИ , 2007.

2. Чарная И. В. Экономика культуры. Учебное пособие. Московский институт культуры М. 2015.

3. Эрмитаж для города и горожан: результаты оценки экономического и социального вклада музея в жизнь. Санкт – Петербурга. СПБ. 2014 .

4. Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки. М.; Креативная экономика .2015.

 

 

РАЗДЕЛ № 2

 

                            Темы презентаций.

 

1. Сравните обеспеченность основными видами культурных благ два региона по выбору (пример: Москва и СПб).

2. Подготовьте эссе на тему: «Особенности оплаты труда в учреждении культуры (на примере конкретных отраслей – музеи, библиотеки, театры, кино, и т.д.).

3. Проанализировать целевые федеральные и региональные программы развития культуры (цели, задачи, ресурсное обеспечение).

4. Подобрать данные по динамике средней заработной платы работников культуры за последние 5 лет ( по РФ, СПБ,региону откуда приехали) Составить таблицу и сделать выводы.

5. Проанализировать расходы на культуру на текущий год из Федерального Бюджета России.

6. Проанализировать расходы на культуру на текущий год из бюджета СПБ.

7. Проанализировать расходы на культуру на текущий год из бюджета того региона откуда Вы приехали.

8. Принципы и факторы размещения организаций культуры.

9. Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры.

10. Ресурсный потенциал сферы культуры.

11. Специфика характера труда в сфере культуры.

12. Проблема авторских прав. Борьба с пиратством.

13. Структура отрасли и органы управления культурой.

14. Виды организаций культуры и их правовой статус.

15. Факторы производства и факторные рынки в сфере культуры.

16. Основные фонды предприятий культуры и искусства и эффективность их использования.

17. Особенности рынка труда в сфере культуры.

18. Специфика рынка капиталов (основных фондов) в сфере культуры.

19. Особенности ценообразования на культурные блага. Болезнь Баумоля.

20. Принципы и организация оплаты труда в сфере культуры.

21. Кадровый потенциал культуры: состав, отраслевые особенности.

22. Особенности и источники финансирования культуры и искусства.

23. Бюджетное финансирование культурной деятельности.

24. Проектное финансирование культурной деятельности.

25. Внебюджетные источники финансирования государственных учреждений культуры.

26. Фандрейзинг: сущность, механизм и принципы использования.

27. Поиск источников финансирования организаций культуры.

28. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

29. Региональные особенности финансирования учреждений культуры.

30. Бизнес-планирование культурных проектов.

31. Частные коммерческие организации в сфере культуры.

32. Отношения собственности в сфере культуры и её современная структура.

33. характеристика бизнес -планирования в культурной сфере.

34. Некоммерческие государственные учреждения культуры и искусства.

35. Направления совершенствования системы финансирования культуры и искусства в условиях экономического кризиса.

36. Планирование деятельности учреждений культуры.Виды планов и методика составления планов в учреждениях культуры.

37. Программное финансирование как элемент государственной политики в сфере культуры.

38. Оценка эффективности деятельности учреждений культуры Показатели эффективности и их специфика.

39. Финансово-экономическая деятельность в учреждениях культуры.

40. Источники финансирования социально-культурных программ.

41. Условия получения средств, необходимых для реализации культурного проекта.

42. Требования к программе в случае конкурсного финансирования (критерии оценки).

43. Структура заявки на участие в федеральных программах.

44. Условия получения средств из внебюджетных источников.

45. Условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и
тактика взаимодействия со спонсорами).

46. Условия и механизмы бюджетного финансирования организаций культуры.

47. Структура заявки на участие в федеральных программах.

48.  Структура и технология оформления заявки на получение гранта.

49. Коммерческая деятельность учреждения культуры как дополнительный источник доходов.

50. Основные и оборотные фонды в сфере культуры и принципы их эксплуатации.

51. Интеллектуальная собственность в сфере культуры

52. Трудовые отношения в сфере культуры.

53. Современные принципы оплаты труда в сфере культуры.

54. Источники финансирования организаций культуры.

55. Предпринимательская деятельность в сфере культуры.

56. Налоговая политика в сфере культуры.

57. Внебюджетные источники финансирования культуры.

58. Частные предприятия в сфере досугового бизнеса.

59. Специфика ценообразования в сфере культуры.

60. Система платных форм культурной деятельности.

61.  Приватизация и реприватизация в культурной сфере.

62. Цена и ценообразование в сфере культуры.                                        

63. Экономические фонды учреждений культуры.

64. Бюджет создаваемой организации культуры: структура доходов и расходов.

65. Бюджет культурного проекта.

66. Заявка на финансирование проекта: разработка и защита.

67. Налоговые льготы некоммерческих организаций культуры и доноров, вкладывающих средства в культуру.

68. Основные организационные и экономические проблемы музейного дела России на современном этапе.

69. Основные организационные и экономические проблемы деятельности организаций клубного типа в России на современном этапе.

70. Основные организационные и экономические проблемы деятельности парков культуры и отдыха в России на современном этапе.

71. Основные организационные и экономические проблемы кинопроизводства в России на современном этапе.

72. Основные организационные и экономические проблемы кинопроката в России на современном этапе..

73. Проблемы финансирования культуры в России на современном этапе.

74. Соотношение различных форм собственности в российской культуре на современном этапе.

75. Проблемы материального стимулирования труда работников культуры в России на современном этапе.

76. Проблемы налогообложения организаций культуры России на современном этапе.

77. Проблемы деятельности негосударственных организаций культуры в России.

78. Ресурсное обеспечение учреждений социально-культурной сферы (на примере…).

79. Предпринимательская деятельности учреждений культуры и искусства (на примере…).

80. Программно – целевой способ финансирования культуры и искусства (на примере…).

81. Коммерческий сектор в культурно-досуговой сфере (на примере…).

82. Материально-технический ресурс в деятельности учреждений культуры и искусства (на примере…).

83. Проблема оценки эффективности использования ресурсов в сфере культуры (на примере …).

84. Использование Закона «Основы законодательства РФ о культуре» в экономической деятельности учреждения культуры.

85. Основы хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры на современном этапе.

86. Рыночный механизм и его важнейшие элементы в сфере культуры.

87. Передел государственной собственности в культуре в 90-е г.г.: принципы и направления.

88. Реформа экономических отношений по поводу интеллектуальной собственности.

89. Благотворительность и меценатство в культуре. Традиции и проблемы.

90. Формы государственных расходов в культуре.

91. Практика ценообразования в культуре.

92. Особенности бюджетного финансирования культуры, проблемы и перспективы.

93. Модели рынка культурной продукции.

94. Особенности рынка товаров и услуг культуры.

95. Экономическая эффективность деятельности отрасли культуры: показатели и их применение.

96. Этапы процесса экономической реализации интеллектуальной собственности.

97. Финансовый механизм государственной поддержки культуры.

98. Государственное регулирование коммерческой деятельности в культуре.

99. Использование нормативного и программно-целевого методов в деятельности учреждений культуры.

100. Формы некоммерческих организаций: порядок создания, управление.

101. Сочетание принципов федерализма и регионализма в современной культурной политике: финансово-экономический аспект.

102. Современные принципы оплаты труда в учреждениях культуры (на материале конкретной организации).

103. Финансово-экономические принципы деятельности учреждений культуры (на материале конкретной организации) в условиях рынка.

104. Страхование объектов культуры.

105. Характеристика и структура затрат в сфере культуры (на материале конкретной организации).

106. История экономики культуры как науки.

107. Специфика предмета и объекта экономики культуры. Связь экономики культуры с другими науками.

108. Культура как отрасль национальной экономики. Отраслевое деление культурной сферы Классификация сферы культуры по методике предложенной ЮНЕСКО.

109. Экономическая характеристика культурной деятельности в сравнении со сферой материального производства.

110. Содержание понятий: культурные ценности, блага и услуги. Социально-культурная услуга - ее особенности и экономическая характеристика.

111. Типы учреждений культуры по методу финансирования. Понятие бюджетных, автономных и казённых учреждений.

112. Экономическая теория «экстерналий».

113. Понятие и примеры отрицательных внешних эффектов.

114. Понятие и примеры положительных внешних эффектов в культуре.

115. Теория А. Пигу о вмешательстве государства. Теорема Коуза. Понятие общественных и частных благ.

116. Основные фонды в сфере культуры и принципы их эксплуатации

117. Оборотные фонды в сфере культуры.

118. Особенности ресурсного потенциала в сфере культуры. Основные виды ресурсов культурного комплекса.

119. Специфика материальных ресурсов культуры и их виды.

120. Информационно-творческие ресурсы культуры и их экономическая характеристика.

121. Понятие об интеллектуальной собственности и ее роль в культуре: экономико-правовой аспект.

122. Понятие неимущественных и имущественных прав в сфере интеллектуальной собственности.

123. Понятие и отличие авторского и лицензионного договора.

124. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения.

125. Франчайзинг: понятие, сфера применения.

126. Приватизация и её возможные формы в сфере культуры.

127. Трудовые отношения в сфере культуры, их отраслевая специфика.

128. Контрактная система как основная форма трудовых отношений в сфере культуры. Ее преимущества в условиях рынка.

129. Современные (отраслевые) принципы оплаты труда в сфере культуры.

130. Понятие о штатах и штатном расписании учреждения культуры.

131. Типы поведения государства по отношению к финансированию культуры и искусства.

132. Виды государственной помощи сфере «культура и искусство» (мировой опыт).

133. Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

134. Финансово-экономические основы деятельности государственной (муниципальной) организации культуры и ее уставные задачи.

135. Государственное финансирование культуры и его правовая регламентация.

136. Внебюджетные источники финансирования культуры и их характеристика.

137. Финансирование учреждений культуры из местных бюджетов и роль органов местного самоуправления.

138. Финансовая поддержка учреждений культуры в форме социально-творческих (социально-культурных) заказов.

139. Особенности финансирования культурных учреждений по программно-целевому принципу. Федеральные и региональные целевые программы развития сферы культуры и искусства в России.

140. Коммерческая деятельность в сфере культуры и перспективы ее развития.

141. Платные услуги культурных учреждений. Преимущества и недостатки платных форм культурной деятельности.

142. Современные технологии финансирования организаций культуры. Фандрайзинг как метод финансирования культуры. Понятие об эндаументе.

143. Формы предпринимательской деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры; их правовая основа.

144. Частные предприятия в сфере культуры и экономические основы их деятельности.

145. Спонсорство и меценатство как источники дополнительного финансирования в сфере культуры.

146. Налоговая политика в сфере культуры. Виды налогов Налоговые льготы

147. Экономическая характеристика затрат в сфере культуры.

148. Методы калькулирования себестоимости культурной услуги.

149. Ценообразование в сфере культуры.

150. Особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях культуры. Формирование учетной политики учреждения.

151. Значение бизнес-плана в коммерческой деятельности учреждения культуры..

152. Эффективность функционирования предприятия культуры в современных экономических условиях

153. Организационно-правовые формы организаций сферы культуры (казенные, бюджетные, автономные).

154. Основные и оборотные фонды в сфере культуры и принципы их эксплуатации.

155. Интеллектуальная собственность в сфере культуры.

156. Современные принципы оплаты труда в сфере культуры.

157. Источники финансирования в сфере культуры.

158. Предпринимательская деятельность в сфере культуры.

159. Спонсорство и меценатство как источники дополнительного финансирования в сфере культуры.

160. Внебюджетные источники финансирования культуры.

161.  Специфика ценообразования в сфере культуры.

162. Система платных форм культурной деятельности.

163.  Приватизация и реприватизация в социально-культурной сфере.               

164. Цена и ценообразование в сфере культуры.

165.  Отраслевое и организационное деление сферы культуры.

166. Экономические механизмы культурной политики.

167.  Творческо-производственные затраты в сфере культуры.

168.  Экономические фонды учреждений культуры.

169.  Принципы построения хозяйственного механизма отрасли культуры.       

170. Бизнес-планирование в социально-культурной сфере.

171. План финансово – хозяйственной деятельности учреждения культуры. 

172. Культурные индустрии в мире и России.

173. Творческие индустрии как рынок социальных сетей.

174. Творческие индустрии и развитие городов (на примере СПБ).

175. Креативные пространства как кластеры творческих индустрий.

176. Понятие и характеристики креативного класса. Существует ли креативный класс в современной России.

177. Постиндустриальное общество и культура.

178. Роль новых технологий в развитии творческих индустрий.

179. Культурные коды в экономике.

180. Культурное наследие и творческие индустрии.

181. Как экономика помогает и как препятствует развитию культуры.

182. Искусство как индустрия.

183. Проблемы развития и трансформации традиционных учреждений культуры

184. Общественные инициативы и государственная политика в в области креативных индустрий:возможности и пути взаимодействия

185. Брендинг и ребрендинг общественного пространства

186. Что бы Вы изменили в культурном пространстве СПБ

187. Культура миграции и миграция культур

188. Культура как фактор роста экономики страны

189. Что происходит с библиотеками в эпоху интернета и электронных книг

190. Креативный капитал России - методы и перспективы исследования

191. Креативные инструменты социального предпринимательства.

192. Цифровое пространство культуры и человек: технологии и возможности

193. Эра 3D новая культурная революция. Использование новых технологий для сохранения культурного наследия.

194. Техника и искусство – проблемы взаимодействия.

195. Новые технологии в искусстве -экономические проблемы их использования

196. Культура и бизнес: вместе нельзя врозь

197. Маркетинг культурных проектов. Нужен ли маркетинг культуре

198. Краудфандинг: искусство народного питча Экономические аспекты

199. Культура в смартфоне - новые возможности или конец эпохи

200. Новые технологии - новый культурный опыт.

201. Инновационные и технологические практики в современном искусстве

202. Технологическое искусство: содержание и направления- генеративное, интерактивное, алгоритмическое, технобиологическое, кинетическое,сетевое,робототехническое.

203. Творческое предпринимательство - модели и точки роста.

204. Как цифровая экономика меняет культурные практики

205. Как внешние шоки ( в т. ч. эпидемии)  воздействуют на экономику и культуру общества.

 

 

РАЗДЕЛ № 3              


Тесты. Задания для самостоятельной работы.                                                                                                                                  Вопросы для самоподготовки и обсуждения

Тема№ 1

Выберите правильный вариант ответа.

Основными элементами  системы экономических наук являются:        

а) общественные науки;

б) конкретно-экономические науки;

в) функциональные экономические науки;

г) межотраслевые экономические науки;

д) историко-экономические науки.

Правильные ответы: б, в, г, д.

Поскольку речь идет о системе экономических наук, постольку из предложенных ответов должны быть исключены общественные науки, которые могут быть не только экономическими. Все остальные, так или иначе, определяют систему экономических наук: либо в конкретных отраслях (б) и между ними (г), либо в отдельных сферах экономики (в), либо в историческом аспекте (д).


Методология экономической теории это учение:

а) о динамике  развития экономики;

б) о научных методах и принципах познания общества;

в) о принципах и методах экономического познания;

г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической теории.

Правильный ответ: в).

Любая методология – это наука о методах. Поскольку речь идет о методологии экономической теории, постольку ее методология будет представлять собой совокупность методов и принципов экономического познания. Динамика развития экономики (а) – это не столько метод, сколько отдельная область изучения (предмет) экономической теории. Определение методологии экономической теории как учения о научных методах и принципах познания общества (б) не является точным, направленным на изучение экономических явлений и процессов.


Позитивная экономическая теория изучает:

а) вопрос “что есть?”;

б) вопрос “что должно быть?”;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения

Правильный ответ а).

Позитивная экономика описывает экономические явления и процессы такими, какими они бывают в реальной действительности. На вопрос “что должно быть?” отвечает нормативная экономика. Положительные тенденции в экономическом развитии являются лишь частью результата экономического анализа. Оценочные суждения – один из методов изучения экономики.


Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

Правильный ответ б).

Именно макроэкономика изучает экономическую систему в целом. Микроэкономика изучает поведение отдельного экономического субъекта или состояние рынка отдельного товара. Позитивный и нормативный анализ – это другой уровень анализа, связанный не с широтой охвата, а характером экономических исследований.


Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, называется……….. (указать одним словом).

Правильный ответ: индукцией.

Следует помнить, что индукция (наведение) обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, тогда как дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к частным.

 


Часть теоретической экономики, которая исследует обособленные экономические единицы и отдельные рынки, называется ………..(указать одним словом).

Правильный ответ: микроэкономикой.

Именно микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает поведение отдельного экономического субъекта или рынки отдельных товаров, а не экономику в целом.

 

 

Устойчивые, постоянно повторяющиеся связи явлений и процессов хозяйственной жизни называются экономические ……. (указать одним словом).

Правильный ответ: законы

 

Понятие культуры в широком смысле:
















Сейчас читают про: