На территории России действует межгосударственный ГОСТ 4754-97 («Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия», введен в 1999 году). В частности, этот ГОСТ описывает предельно допустимые значения статического дисбаланса, массы корректирующих грузов, необходимых для компенсации динамического дисбаланса, а также предельно допустимые величины биения колес.
Таблица 23.1 – Допустимые биение и масса грузов по ГОСТ 4754-97
Тип/обозначение шины | Посадочный диаметр шины, дюймы | Предельно допустимая масса корректирующих грузиков при балансировке (всего на колесо), граммы | Предельно допустимое биение шины, мм | |
радиальное | боковое | |||
Радиальные (все размеры) | 12" | 50 | 1,0 | 1,5 |
13" | 60 | 1,0 | 1,5 | |
14" | 70 | 1,0 | 1,5 | |
15" | 70 | 1,5 | 2,0 | |
16" | 70 | 1,5 | 2,0 | |
215/80 R16 C | 16" | 140 | 1,5 | 2,0 |
225/75 R16 C | 16" | 160 | 1,5 | 2,0 |
Диагональные (все размеры) | 13" | 80 | 2,0 | 3,0 |
14" | 100 | |||
15" | 140 | |||
175/80-16 | 16" | 120 |
Произвести замену шины
Для замены шины необходимо выполнить следующий перечень операций:
1. Вывернуть ниппель шины и выпустить воздух из шин (камеры);
2. Пневматической лопаткой вывести борта шины из зацепления с диском колеса;
3. Установить диск с шиной на стенд для разборки/сборки колес и зафиксировать диск;
4. Выставить консольный захват и поддеть борт шины монтажной лопаткой;
5. Провернуть диск на стенде;
6. Повторить операции 4-5 для внутреннего борта шины;
7. Отведя консольный захват убрать снятую шину;
8. Смазав борта устанавливаемой шины силиконовой смазкой, соблюдая направленность шины и назначение сторон (если имеется), установить шину на диск;
9. Подведя консольный захват надеть сначала внутренний, а затем и внешний борт шины на диск;
10. Вкрутив ниппель накачать колесо проследив, чтобы борта под давлением воздуха установились в посадочные места на диске. Довести давление воздуха в шине до необходимого значения.
Произвести динамическую балансировку колеса
Балансировка колеса производится в следующей последовательности:
1. Установить балансируемое колесо на стенд предварительно подобрав необходимый центрирующий конус в зависимости от центрального отверстия диска;
2. Произвести замеры диска, либо найти маркировку на диске с указанием размеров (диаметр и ширина диска). Также измерить расстояние до диска специальной выдвижной линейкой;
3. Внести данные в электронный стенд, выбрав также тип диска;
4. Опустить защитный кожух и нажать кнопку «Старт»;
5. После остановки диска провернуть диск до момента, когда стенд укажет на необходимое место крепления груза и закрепить в этом месте груз необходимого веса. Провести эту операцию для обоих сторон;
6. Опять опустить защитный кожух и произвести контрольное измерение дисбаланса. При обнаружении дисбаланса снять грузы и повторить операции 4-5;
7. Демонтировать колесо со стенда.
Сделать вывод по проделанной работе
В выводе описать полученные результаты измерений, описать состояние диска и колеса, отразить полученные навыки.
Лабораторная работа №24 «Ремонт шин и камер. Вулканизация»
Цели работы:
1) Изучить методику проведения ремонта шин и камер;
2) Изучить основные неисправности шин и камер;
3) Изучить оборудование для ремонта шин и камер.
Оборудование рабочего места:
1) Шина с неисправностями;
2) Поврежденная камера;
3) Инструмент для ремонта шин и камер;
4) Вулканизатор.
Ход выполнения работы
Составить конспект теоретической поддержки
Вулканизатор
Вулканизатор предназначен для ремонта повреждений на шинах и камерах легковых и грузовых автомобилей.
К работе допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ознакомленные с особенностями работы и эксплуатации вулканизатора.
Устройство вулканизатора показано на рисунке 24.1. Цифрами обозначены следующие части:
1) Рама вулканизатора
2) Разъем верхнего нагревателя
3) Таймер механический 0 -120 мин.
4) Контрольная лампа - сигнализирует о включенном таймере
5) Контрольная лампа - сигнализирует о включенном верхнем нагревателе
6) Контрольная лампа - сигнализирует о включенном нижнем нагревателе
7) Сетевой выключатель с контрольной лампой
8) Сетевой шнур
9) Разъем нижнего нагревателя
10) Ручка, фиксирующая задний опорный стержень
11) Фиксирующий палец
12) Кронштейн
13) Опора для шин
14) U - образная скоба
15) Штанга
16) Нижний нагреватель с накладкой
17) Верхний нагреватель с накладкой
18) Пакет тарельчатых пружин
19) Шток
20) Нижняя зажимная пластина
Рисунок 24.1 - Вулканизатор
21) Корпус зажимного механизма
22) Верхняя зажимная пластина
23) Рычаг зажимной
24) Рукоятка съемная
25) Подушка выравнивания давления для Л/А, 13x18 см
26) Подушка выравнивания давления для Г/А, 15x20 см
Подушки выравнивания давления наполнены материалом, который обладает высокой теплопроводностью. Они используются, когда профиль нагревателей не соответствует профилю шины в месте ремонта. При использовании подушек выравнивания давления тепло и давление равномерно распределяются по всему месту ремонта, и исключается действие изгибающей нагрузки на шток вулканизатора (рис. 2).
Рисунок 23.2 – Применение подушек выравнивания
2. Произвести ремонт шины вулканизацией:
Для ремонта шины вулканизацией необходимо выполнить следующие действия в четкой последовательности
1) Установить U-образную скобу в раму вулканизатора.
2) Установить нижний нагреватель в U-образную скобу, при необходимости закрепить на нём накладку.
3) Уложить на нижний нагреватель подушку выравнивания давления.
4) Сместить U-образную скобу в сторону и надеть шину на нижний нагреватель
5) Расположить шину так, чтобы место ремонта находилось в центре нижнего нагревателя.
6) Уложить на место ремонта подушку выравнивания давления
7) Вставить загнутый конец съемной рукоятки между зажимными пластинами и нажатием на одну из них расфиксировать и опустить шток с нагревателем вниз так, чтобы он был как можно ближе к поверхности шины.
8) Установить съемную рукоятку в отверстие рычага и, перемещая её вверх-вниз, прижать верхний нагреватель к шине так, чтобы тарельчатые пружины были сжаты, а ограничительный штифт переместился в верхнее положение
9) Установить таймер на нужное время (20 минут для прогрева нагревателей вулканизатора; 4 минуты на каждый миллиметр толщины шины в месте ремонта; при использовании подушек для выравнивания давления время вулканизации необходимо увеличить на 20 минут).
10) По истечении времени вулканизации при помощи съемной рукоятки расфиксировать и поднять шток так, чтобы шину можно было легко снять.
11) Снять шину.