МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАСЧЕТ ДАЛЬНОСТИ РАДИОСВЯЗИ
2019
Методические указания разработаны на основе пособия
«Правила организации и расчета сетей поездной радиосвязи открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» - М, «ТРАНСИЗДАТ», 2005 г. -112 с. (далее - Правила)
Правила устанавливают порядок организации и расчета сетей поездной радиосвязи на вновь организуемых и модернизируемых диспетчерских участках железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» с электрической и автономной тягой.
В Правилах применяются следующие обозначения и сокращения:
ПРС - поездная радиосвязь
ПРС-С - симплексная поездная радиосвязь
ПРС-Д - дуплексная поездная радиосвязь
ДНЦ - поездной диспетчер
ЭЧЦ - энергодиспетчер
ТНЦ - локомотивный диспетчер
ДСП - дежурный по станции
ТЧМ - машинист поездного локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава
ОТС - оперативно-технологическая связь
PC - стационарная радиостанция
ПУС - пульт управления стационарной радиостанции
РВ - возимая радиостанция
СР - распорядительная станция
ДРС - дополнительные стационарные радиостанции
НЧ - канал низкой частоты
ТЧ - канал тональной частоты
КЛС - кабельная линия связи
ВЛС - воздушная линия связи
УДУ-PC - устройство дистанционного управления
РПУ - распорядительный пульт управления
БИ - исполнительный блок ОЦК - основной цифровой канал
ОТС-Ц - цифровые системы оперативно-технологической связи
ОКС - общий канал сигнализации
ПДС - поездная диспетчерская связь
УС-2/4М и УС-2/4 - устройства сопряжения
БУП - блок управления постоянным током
ОУ-ДУ - устройство обхода дуплексных усилителей
ПТДУ -промежуточный дуплексный усилитель
ПУ-4Д (ПУ-ВЧ) - переходное устройство
ВЗУ - вводно-защитное устройство
К-24Т. СП - система передачи
РЛ - распределитель линейный
В Л - высоковольтные линии напряжением 6; 10 или 35 кВ
ДПР - высоковольтная линия напряжением 25 кВ
ПП - питающий провод в системе электротяги 2x25 кВ
СУ - антенно-согласующее устройство
ЗК - запирающий контур
СК -6 - согласующий контур
ЗУ -4 - заземляющее устройство
СМ - специальные конденсаторы связи
РК - разделительные конденсаторы
ВОЛС - волоконно - оптическая линия связи
ИСЗ -индивидуальный самостоятельный заземлитель
Р - разрядник(разрядник РВН-0,5 и ограничитель перенапряжений
ОПН- 0,38)
СН-1, СН-2 - блоки согласованных нагрузок
ДЗ -заграждающие контуры
ЛТ - линейные согласующие трансформаторы
СМ - конденсатор
Правила распространяются на стационарные устройства и оборудование каналов ПРС. организуемых в гектометровом, метровом и дециметровом диапазонах волн с применением следующих радиостанций:
гектометровый диапазон (2 МГц) - РС-46М, РС-46МЦ. РС-6. РВ-1М. РВ-1.1М. РК-1. РВ-1, ЖР-УК-СП (полукомплект ЖР-К-СП), ЖР-УК-ЛП (полукомплект ЖР-К-ЛП);
метровый диапазон (160 МГц) - РС-23М. РС-46М. РС-46МЦ, РВ-1М, РВ-1.1М, РВ-1, РС-23, РС-6. GM-300. GM-350, ЖР-УК-СП (полукомплект ЖР-У-СП). ЖР-УК-ЛП (полукомплект ЖР-У-ЛП), носимые радиостанции - «Радий-301», «Радий-М», РН-12Б, РЗЗП-1 «Гранит», «IC-F3GS», GP-320, GP-340.11Р32Н;
дециметровый диапазон (330 МГц) - РС-1М, РС-1, PB-1M, а также вновь разрабатываемых радиостанций, которые будут разрешены к применению на железнодорожном транспорте.
Данные для расчета
участок железной дороги с электрической тягой переменного тока. Вид направляющей линии - два провода ДПР, подвешенные с разных сторон пути; на станции провода ДПР следует расположить с одной стороны путей (длина станции - 1,5 км), далее на перегоне один из проводов должен переходить на противоположную сторону пути; возбуждение направляющих проводов - индуктивное противофазное. На перегоне должна находиться тяговая подстанция. К проводам ДПР должны быть подключены два силовых трансформатора; высокочастотные заградители следует включить у трансформаторов на расстоянии 10 м от линии ДПР.
Данные для расчета дальности гектометровой поездной радиосвязи
Количество тяговых подстанций на перегоне | 0 | ||
Количество разъединителей | 4 | ||
Количество трансформаторов: - однофазных - трёхфазных |
17 2 | ||
Количество переходов - воздушных - кабельных |
3 2 | ||
Длина фидера, м. | 400 | ||
Расстояние от направляющей линии до трансформатора, м. | 9 | ||
Род тяги | АТ | ||
Участок | ОП | ||
Станция, где УКВ радиосвязь | В | ||
Высота подвески Г-образной антенны | 20 м | ||
Местность | СП | ||
Характеристика почвы | ПП | ||
КПД локомотивной антенны | 3% | ||
Мощность передатчика | 10 Вт | ||
Значение А должно определяться из пункта 7.1 Правил, и мин - по таблице 7.1 Правил; А = 35 дБ;
Значение
должно определяться из пункта 7.4 Правил;
а па должны определяться из пункта 7.5 Правил, а - по графику (см. рис. 7.1 Правил) для
Таким образом.
Расчет дальности гектометровой поездной радиосвязи
Дальность радиосвязи r между стационарной (PC) и возимой (РВ) радиостанциями при условии использования направляющих линий следует определить из уравнения 7.7.:
где
Апрд - выходной уровень сигнала передатчика радиостанции, дБ
Для радиостанций, используемых на железнодорожном транспорте Апрд = 148 дБ.
Если радиостанция работает на две нагрузки, например на направляющую линию и антенну, то Апрд =145 дБ для каждой нагрузки;
Uмин – минимально допустимый уровень получаемого сигнала на входе радиостанций определяется из таблицы 7.1
Апер – переходное затухание между направляющей линией и антенной возимой радиостанции, (дБ), определяется по таблице 7.2
- суммарное затухание сигнала ПРС в стационарных устройствах
где - постоянная затухания фидера, дБ/м.
Для коаксиальных кабелей, применяемых в радиостанциях ПРС, = (0,7…0,8)•1-2дБ/м на частоте 2130 кГц (см. подпункт 5.1.2 Правил);
- длина фидера, соединяющего радиостанцию с согласующим устройством, м;
= 1,5 дБ - затухание, вносимое согласующим устройством стационар ной радиостанции;
(дБ) -затухание, вносимое схемой возбуждения направляющих проводов, определяется по таблице 7.3. При непосредственном соединении стационарной радиостанции и направляющих проводов практически равно нулю;
= 5…6 дБ - концевое затухание на ближнем конце при синфазном возбуждении направляющих линий. Должно учитываться только при возбуждении однопроводного волновода и воздушной линии связи;
К = 3 дБ - коэффициент, учитывающий, что высокочастотная энергия распространяется по направляющей линии в обе стороны от места присоединения стационарной радиостанции; в случае возбуждения направляющей линии в месте анкеровки (см. подпункт 5.1.3 Правил) К =0 дБ.
∑алин - суммарное затухание сигнала ПРС в линейных устройствах
а ТП -затухание, вносимое схемой высокочастотных обходов тяговой подстанции
ар -затухание, вносимое схемой разъединителя, дБ; должно учитываться только для тех перегонов, в направлении которых расположены тяговая подстанция или разъединитель
( = = 1дБ для схем рис. 6.8 и 6.9 Правил)
- затухание, вносимое нарушением однородности двухпроводной направляющей линии. дБ; должно учитываться при противофазном возбуждении проводов ДПР в случае, когда один из проводов переходит на противоположную сторону пути;
= 2,5 дБ; n— число переходов направляющих линий в пределах перегона;
аn - затухание, вносимое изменением сторонности направляющей линии, дБ; - 0.7 дБ при воздушном переходе, = 2,5 дБ при кабельном переходе проводов с использованием согласующих контуров или линейных трансформаторов;
m — число обрабатываемых трансформаторов на перегоне:
- затухание, вносимое силовым трансформатором при высокочастотной обработке его; дБ
а т р =0,1 дБ при включении высокочастотных заградителей в месте отпая от направляющей линии; при включении заградителей силового трансформатора а т р должно определяться по графикам рис. 7.1 в зависимости от длины проводов, которыми трансформатор должен подключаться к направляющей линии. При использовании двухпроводной линии ДПР-ПП на участках электрической тяги переменного тока 2x25 кВ затухание, вносимое одним автотрансформаторным пунктом АТП в тракт передачи энергии высокой частоты =4 дБ