double arrow

Лабораторная работа № 2


 

Тема: «Уровни, виды и методы научных исследований – анализ представлений»

 

Ключевые слова: научные исследования, уровни научных исследований, виды научных исследований, экспериментальный уровень; теоретический уровень, описательно-обобщающий уровень, фундаментальные исследования, прикладные исследования.

 

Бюджет времени – 4 часа.

Количество двухчасовых занятий – 2.

Распределение бюджета времени:

- 2 часа на теоретическое освоение элементов методологии в методической части выпускных квалификационных работ бакалавров (диссертаций магистров), содержащей информацию о формах и уровнях реализации научных исследований, видах научных исследований;

- 2 часа на разработку элементов методологии в методической части выпускных квалификационных работ бакалавров (диссертаций магистров), содержащей информацию о формах и уровнях реализации научных исследований, видах научных исследований.

 

Дидактический материал для выполнения заданий по данной лабораторной работе представлен в приложениях (Приложение 2.1. – файл «Уровни, виды и методы» электронных документов Microsoft Word).




 

Вводная часть

Один из способов получения новых данных – научное исследование. Общая задача каждого научного исследования – познание законов природы, поиск путей и средств их использования в практической деятельности. Все исследования ведутся на трех взаимосвязанных уровнях: экспериментальном, теоретическом и описательно-обобщающем.

На экспериментальном уровне ставят эксперименты, накапливают факты, анализируют их, обобщают и делают практические выводы. Эксперименты на конкретных объектах называются физическими. Кроме них можно использовать и мысленные эксперименты, т.е. логическое рассуждение о том, как изменится явление, процесс, если изменить условия, которые не могут быть осуществлены в действительности по техническим или другим причинам. Все эксперименты являются источником теоретических представлений.

На теоретическом уровне синтезируются знания, формируются общие закономерности в определенной области знаний. Сам термин «теория» в переводе с греческого означает исследование. Теория представляет собой систему обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон деятельности. Это мысленное отражение и воспроизведение действительности, в том числе и эксперимента. Поэтому результаты определенных экспериментов в обобщенном виде входят в определенную теорию. Критерии правильности научной теории – эксперимент и практика. Таким образом, теория используется для более глубокого понимания эксперимента, а эксперимент служит исходным материалом для создания теории. Однако теория не сводится к сумме данных эксперимента, она является качественно новой ступенью познания.

На описательно-обобщающем уровне описываются явления, происходящие в природе. Это наблюдения за ростом и развитием растений в зависимости от динамики погодных условий, за прохождением фенологических фаз, морозостойкостью, засухоустойчивостью и т.д. Для подобных наблюдений не требуются эксперименты, исследователь регистрирует и обобщает лишь те явления и лесоводственные объекты, которые имеются в лесном хозяйстве, не воздействуя на них.

 







Сейчас читают про: