Термины, понятия и определения

Термины, понятия и определения, которыми приходится оперировать при выполнении данной лабораторной работы, представлены ниже.

Лесоводственная информация – это совокупность всех сведений и данных о лесоводственных объектах.

Количественная информация – это все, что выражается мерой или числом. Она представляет ядро научного знания о лесе.

Качественная информация связывается с понятиями, не имеющими численного выражения на данном уровне научных представлений (либо при данных возможностях пользователя).

Первичная информация – это информация, получаемая непосредственно в процессе наблюдений или эксперимента и представляемая, как правило, результатами измерений – численными массивами, графиками записывающих приборов, массивами качественных характеристик и т.п.

Производная, или модельная информация – это информация, получаемая вследствие свертки первичной информации к более лаконичному, наглядному виду.

Нормативно-справочная информация – это инструктивные данные (например, различные лесотаксационные таблицы, нормы выработки, нормативы расхода сырья, ГОСТы, ОСТы, инструкции, рекомендации, справочники и т.п.), используемые в численном, аналитическом или графическом виде при обработке первичной информации, моделировании и принятии управленческих решений.     

Научное исследование – это изучение и объяснение закономерностей развития явлений в той или иной области науки. Оно может быть теоретическим и экспериментальным. Источником теоретических исследований служит наблюдение и опыт.

Опытные данные – это информация, полученная в результате проводимых исследований на опытном участке или в лаборатории с целью объяснения закономерностей изучаемого явления.

Первичный учет – письменная, графическая, электронно-цифровая или иная регистрация всех проводимых на опытном участке или в лаборатории работ.

Полевой и лабораторный журналы – документы, необходимые для обобщения опытных данных, полученных в результате первичного учета в полевых и лабораторных условиях соответственно.

Признак – свойство, проявлением которого один предмет отличается от другого и позволяет отличить одну единицу наблюдения от другой, сравнить их между собой.

Порядок проведения занятия

1. Преподаватель предлагает студентам рассмотреть примеры возможных форм полевых и лабораторных журналов учета первичной лесоводственной информации (полевые журналы для проведения лесоустроительных работ, озеленительных мероприятий, инвентаризации лесных культур и т.д.) и объясняет порядок их заполнения и регистрации параметров и иных характеристик исследуемых объектов.

2. Преподаватель объясняет, каким образом должна производиться характеристика объектов исследования (месторасположение исследуемого объекта в соответствие с принятой системой лесорастительного или иного районирования, возраст сравниваемых растений, их общее представительство).

3. Преподаватель приводит примеры форм записей регистрируемых признаков (составление таблиц учета опытных данных), рекомендует обучающимся сконструировать собственную форму полевого и лабораторного журнала и оговаривает порядок внесения исправлений в полевой и лабораторный журналы.

4. Преподаватель выдает индивидуальное задание каждому студенту в виде цифрового дидактического материала, полученного в результате исследовательской работы, и предлагает заполнить полевой или лабораторный журнал. Фактический материал может представлять из себя как экспериментальные данные ведущих преподавателей и аспирантов, так и самих обучающихся. Преподаватель предлагает обучающимся выполнить перенос первичных данных из полевых и лабораторных журналов в электронные таблицы Microsoft Excel.

 

Порядок выполнения задания

Освоение данного этапа лабораторной работы предполагает выполнение очередного задания по конструированию формы журналов учета и регистрации первичных опытных данных и освоению порядка записи лесоводственной информации в них

 

ЗАДАНИЕ 2: При изучении параметров генеративной сферы видов рода лиственница получены следующие результаты (табл. 1.2.). На основании первичных данных составить полевой журнал – макет его формы.

Таблица 1.2.

Результаты измерения признаков генеративной сферы видов рода лиственница

(фрагмент материалов диссертации Д.В. Логунова)

п./п.

Виды лиственницы

европейская

сибирская

японская

L, мм D, мм N, шт. L, мм D, мм N, шт. L, мм D, мм N, шт.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 31,0 17,0 44,0 35,0 22,0 48,0 30,0 18,0 43,0
2 28,0 18,0 40,0 34,0 20,0 43,0 26,0 18,0 33,0
3 27,0 18,0 40,0 32,0 16,0 45,0 30,0 23,0 42,0
4 28,0 17,0 30,0 30,0 19,0 42,0 23,0 17,0 39,0
5 27,0 17,0 27,0 34,0 20,0 42,0 25,0 19,0 41,0
6 28,0 17,0 31,0 29,0 19,0 45,0 26,0 16,0 43,0
7 30,0 20,0 36,0 30,0 18,0 38,0 26,0 17,0 40,0
8 29,0 14,0 24,0 30,0 20,0 40,0 23,0 16,0 37,0
9 25,0 16,0 29,0 35,0 19,0 38,0 23,0 18,0 35,0
10 29,0 14,0 34,0 28,0 15,0 41,0 24,0 13,0 37,0
11 28,0 17,0 29,0 38,0 22,0 50,0 25,0 18,0 38,0
12 18,0 10,0 24,0 35,0 21,0 49,0 26,0 18,0 43,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13 25,0 15,0 26,0 36,0 20,0 47,0 23,0 16,0 36,0
14 28,0 17,0 26,0 33,0 19,0 48,0 25,0 18,0 38,0
15 26,0 13,0 24,0 36,0 18,0 45,0 27,0 15,0 41,0
16 24,0 15,0 28,0 30,0 16,0 38,0 22,0 16,0 33,0
17 30,0 16,0 30,0 36,0 20,0 50,0 29,0 19,0 43,0

 

При выполнении данного задания целесообразно учесть направление исследований, принятое для выполнения выпускной квалификационной работы обучающегося по программе бакалавриата.

 

ЗАДАНИЕ 3: Получив у преподавателя фрагменты полевых и лабораторных журналов в качестве индивидуального задания или дидактического материала к нему, необходимо осуществить перенос исходных данных, содержащихся в них, из полевых и лабораторных журналов в электронные таблицы Microsoft Excel.

 

Порядок выполнения задания

Формы полевых и лабораторных журналов могут принимать различный вид в зависимости от структуры и содержания массивов исходных данных, которые студенты получают у преподавателя в качестве индивидуального задания или дидактического материала к нему (фрагменты полевых и лабораторных журналов). В полевом журнале в наиболее удобной и понятной для других форме должен быть сосредоточен весь основной материал по полевому опыту. Это может быть сделано текстовым изложением, с помощью таблиц или графиков. Предлагается следующая примерная схема составления журнала полевых и лабораторных исследований (по отдельности):

1. Название, цели и задачи опыта.

2. Схема и план размещения опыта в натуре.

3. Характеристика объектов и методика исследований.

4. Перечень всех проводимых работ.

5. Результаты всех анализов и наблюдений в виде таблиц или графиков.

6. Предварительные выводы и предложения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: