Порядок выполнения работы

В соответствии с полученным индивидуальным заданием обучающиеся разрабатывают комплекс требований к организации конкретного (моделируемого) опыта. При этом они должны учитывать следующие обстоятельства.

 

1. Типичность опыта

Поскольку типичность опыта предполагает соответствие условий его проведения (почвенных и климатических условий, характеристик посевного и посадочного материала, агротехники и других условий) условиям применения результатов опыта. С учетом этого опыты следует проводить в типичных условиях. Типичными они должны быть для зоны, района, хозяйства, в которых намечено использование конечных результатов научной работы. Следовательно, организация опыта должно вестись на лесоводственно-типологической основе с учетом лесорастительного, лесосеменного или иного районирования территорий. Кроме того следует иметь в виду, что в лесном хозяйстве (как это мы уже отмечали ранее) подавляющее большинство проводимых исследований относят к прикладным. В соответствии с этим предусматривают внедрение их результатов в производство. Типичным опыт (или опыты) должен быть и относительно условий внедрения его результатов, то есть должен соблюдаться технологически   й аспект типичности. Климатические факторы, почвенные условия, зона по схеме районирования (лесорастительного, дендрологического или иного), типы леса или типы лесорастительных условий должны быть типичными для зоны исследования, в пределах которой намечено внедрение результатов исследований или в пределах которой будет дана оценка того или иного объекта или явления. Выполнение этого требования позволит выработать правильные рекомендации для всей территории в пределах зоны исследования (в пределах лесорастительного или лесокультурного районов). Примеры, иллюстрирующие перечисленные аспекты, приведены ниже.

 

ПРИМЕР 1. При разработке вопросов о сроках заготовки семян ели европейской в Нижегородской области не следует проводить наблюдения или ставить эксперименты на черноморском побережье России или в Центральной Европе. При таком размещении эксперимента корректный ответ на изучаемый вопрос не будет найден.

ПРИМЕР 2. При решении вопроса об освоении новых типов почв (например, при облесении склонов оврагов, закреплении песчаных откосов, создании защитных лесных полос и т.д.) опыт следует закладывать именно в таких условиях. При этом по отношению к условиям лесной обстановки они, возможно, будут не типичными, но по отношению к зоне приложения результатов исследований они будут типичными.

ПРИМЕР 3. Особенно тщательно следует решать вопрос о типичности опыта при работе с древесными породами, корневая система которых распространяется на большую глубину (большинство древесных пород), в этом случае типичными должны быть не только собственно почва и все её характеристики, но и подпочва, уровень грунтовых вод и т.п. При работе в горах следует обеспечивать типичность таких показателей как высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона.

ПРИМЕР 4. Из курса лесоводства (Погребняк, 2012) хорошо известно, что рельеф (рельеф – это категория пространства) является мощным фактором перераспределения важнейших экологических факторов. В частности, экспозиция склона оказывает большое влияние на суммарное освещение и на его распределение в течение светового дня и сезонов года. В умеренных широтах на склоны северной экспозиции в течение всего года солнечной радиации поступает меньше, чем на горизонтальную поверхность, а на южные – больше, причем зимой разница между ними больше, чем летом. Это обусловлено тем, что зимой, когда солнце низко стоит над горизонтом, на крутые южные слоны радиации приходится в несколько раз больше, чем на пологие или на ровную поверхность; в тоже время на крутых северных склонах радиация практически отсутствует. Летом, напротив, радиация на крутых южных склонах уменьшается, так как в полуденное время солнечные лучи падают на их поверхность под острым углом. На широте 50о на южные склоны крутизной 45о прямой солнечной радиации в летнее время приходится вдвое меньше, чем на горизонтальные поверхности. В более южных широтах это приводит к тому, что в горах климат оказывается значительно мягче, чем на равнине. Летом северные склоны освещаются солнцем продолжительнее: до крутизны 40о они освещены также долго, как и горизонтальная плоскость. Кроме того, северо-восточные склоны до крутизны 20о освещены летом продолжительнее, чем южные. Интенсивность прямой солнечной радиации зависит от высоты над уровнем моря: на высоте 2300 м над ур. м. при высоте стояния солнца в 16о интенсивность солнечной радиации такая же, как на высоте 200 м над уровнем моря, но при высоте стояния солнца 57о. Кроме того, рельеф является наиболее существенным фактором перераспределения увлажнения. Здесь наиболее ярким примером может выступить хорошо известный вам боровой ряд (Мелехов, 1972; 1980). Из приведенного материала следует, что закладка одного и того же опыта на склонах разной экспозиции и крутизны, и на разной высоте над уровнем моря недопустима (если это не предусмотрено специально).

ПРИМЕР 5. В опыте необходимо придерживаться типичной для данной зоны агротехники (при создании лесных культур, целевых промышленных плантаций, защитных насаждений, при выращивании посадочного материала и т.п.) и типичной технологии (при проведении рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и т.д.). Однако, если в том или ином питомническом хозяйстве намечается переход на более прогрессивные технологии выращивания посадочного материала (Семеновский лесхоз закупил в 1999 г. финскую линию по производству посадочного материала с закрытой корневой системой) или технологии создания лесных культур (интенсивные или энергосберегающие технологии) либо новые прогрессивные лесоводственные мероприятия, то в качестве типичной следует применять эту технологию и опыт ориентировать на её использование. Типичными в опыте должны быть и технологические условия и уровень механизации работ.

ПРИМЕР 6. Не следует ставить опыт по закладке лесных культур мечом Колесова, если все культуры в лесничестве или на арендованном лесном участке создаются лесопосадочными машинами и наоборот. Не допустимо при решении вопроса о внедрении контейнерных технологий выращивания посадочного материала в лесных питомниках, ориентированной на применение автоматизированной поточной линии, строить выводы на основе ручной подготовки контейнеров. В опытах по внесению удобрений либо гербицидов следует ориентироваться именно на механизированное внесение типичной техникой, применяемой в конкретном лесном питомнике. При создании лесных культур контейнерным посадочным материалом базой для выработки рекомендаций о густоте и сроках посадки, режимах подготовки почвы, уходов и дополнения не могут служить результаты изучения лесных культур, созданных традиционными методами. Таким образом, в опыте необходимо выдерживать типичность всех условий.

2. Пригодность опыта

Приняв пригодность опыта как соответствие условий его проведения (характеристик земельного участка, посевного и посадочного материала, агротехники и других условий) задачам опыта, необходимо неукоснительно следить за их соблюдением. Это можно иллюстрировать примерами.

 

ПРИМЕР 1. Под опыт на лесном питомнике выбраны типичные почва, подпочва, уровень грунтовых вод, склон и др. Цель опыта изучить влияние доз азотно-фосфорно-калийных удобрений в дозе от 30 до 100 кг/га действующего вещества на рост и развитие сеянцев. Предположим ситуацию, когда на всем участке в предыдущий год было внесено более 150 кг/га азота, фосфора и калия. Очевидно, такой участок не пригоден для данного опыта, так как максимальные дозы удобрений в опыте меньше тех, которые уже внесены. На таком высоком агрофоне может не проявиться эффективность изучаемых доз удобрений, и вывод из результатов опыта может дезориентировать исследователя и сделать опыт не пригодным.

ПРИМЕР 2. Для выявления влияния глубины обработки почвы на рост и развитие культур сосны обыкновенной (или ели, лиственницы, дуба и т.д.) можно поставить опыт, обработав соответствующие части поля на глубину 5, 10, 15, 20, 25, 30 см (планируют максимальную глубину вспашки 30 см.). В качестве контроля можно ввести совершенно не обработанный участок (глубина обработки равна 0 см). Однако если в предыдущий год весь участок, отведенный под культуры, был вспахан на глубину 40 см или более, или если он (участок) обрабатывался на такую глубину в течение нескольких лет (старопахотные земли), то нам не удастся зафиксировать разницу в результатах вспашки на разную глубину. Мы получим одинаковые результаты на всех делянках, включая контроль. Очевидно, такой участок также не пригоден для данного опыта. Участок, выбираемый под опыт, должен иметь глубину обработки не большую, чем запланировано учитывать в опыте в целом, а при выявлении влияния различной глубины контролем (участком без воздействия фактора в установленных границах) должен выступать участок, глубина предварительной обработки почвы которого не больше, чем минимальный испытываемый вариант глубины обработки.

ПРИМЕР 3. Если предполагается изучать дозы пестицидов – инсектицидов, гербицидов, фунгицидов и др., то для опытов пригодны участки, где дозы препаратов, внесенных в предыдущий год, были бы не выше тех, которые планируются в опыте. При этом условия внесения должны быть такими, чтобы препарат не сдувался ветром на соседние делянки, не попадал на листовую поверхность сеянцев или саженцев и не вызывал ожог, т.е. вносить следует в безветренную, тихую нежаркую погоду.

ПРИМЕР 4. Пригодным и однородным должен быть посевной и посадочный материал. Семена должны иметь одинаковую всхожесть и энергию прорастания, чистоту и массу 1000 шт., одинаковы сроки хранения и т. п. Сеянцы и саженцы должны характеризоваться одинаковым развитием как наземной части, так и корневых систем, иметь одинаковое происхождение (либо семенное, либо вегетативное), одинаковый возраст, должны быть выращены по одинаковой технологии (с открытой корневой системой или с защищенной корневой системой). При наличии действующих стандартов они должны быть стандартными. В опыте следует обеспечить идентичность породного состава и состава форм и сортов: не следует делать выводы о пригодности той или иной технологии для выращивания посадочного материала пихты сибирской, если опыт проводился на сеянцах сосны обыкновенной.

ПРИМЕР 5. Пусть требуется выявить оптимальные схемы размещения сосны обыкновенной (или же лиственницы сибирской, ели и пр.) на плантациях – в плантационных культурах в широком смысле или вообще. Плантационные культуры ели европейской были созданы в Ковернинском и Городецком лесхозах Нижегородской области. Их исследованием занимались аспирантки кафедры лесных культур Нижегородской ГСХА Чишкина Анна Владимировна, Бокова Вера Владимировна (Бессчетнов, 2006а, б). Изучать таксационные показатели сосны на плантациях следует только с учетом особенностей размещения растений на них. Необходимо учесть степень обеспеченности освещением – освещенность кроны, его влияние на характер развития растений (в частности их крон и стволов), целевое назначение каждой из плантаций (что именно на ней будет производиться – семена, товарная древесина или «новогодние ели»). На лесосеменных плантациях (ОСТ 56-74-96, 1996) важно обеспечить выращивание растений в условиях полного освещения – в условиях свободного стояния – что, в свою очередь, сопоставимо с произрастанием растений не в насаждении, а на свободе. Важно обеспечить максимальную протяженность кроны и её начало от самой поверхности земли, небольшую высоту (для доступности генеративного яруса кроны для сбора шишек), что вызывает в ряде случаев применение уходов за кроной, направленных на сдерживание роста в высоту и максимальное развитие боковых побегов, что приводит к повышенной сучковатости. Качество древесины при таком выращивании будет невысоко, но цель создания ЛСП не получение древесины, а получение ежегодных обильных и доступных для заготовки урожаев семян заданного качества. В этой связи необходимым условием выращивания растений на ЛСП является исключение бокового отенения, что достигается предоставлением растениям больших площадей питания (ОСТ 56-74-96, 1996) со значительным шагом посадки и широкими междурядьями. Экологическим оптимумом в этом случае будет полное освещение, а технологическим оптимумом – размещение с параметрами 8 × 8 или 10 × 10 м. То есть оптимально около 100 шт. на 1 га. Такие плантации в Нижегородской области созданы в ГАУ НО «Семеновский спецсемелесхоз», в Арзамасском лесхозе, Вачском лесхозе, Волжском и ряде других. Теперь они называются ГП НО или ГУ НО или являются районными или межрайонными лесничествами.

На промышленных плантациях, созданных с целью получения деловой древесины (тех или иных сортиментов), важно обеспечить максимальную степень очищенности ствола от сучьев, максимальную высоту ствола, его минимальную сбежистость и т.п. Такие характеристики ствола можно получить только при выращивании сосны обыкновенной в условиях постоянного бокового освещения – «подгона», которое и приводит к усилению темпов роста по высоте, очищению ствола от сучьев, минимальной сбежистости. Для этого первоначально размещают на 1 га 3 – 4 тыс. шт., а в 13 лет проводят первое изреживание. Рубку проводят постепенно в 3 этапа, оставляя в конечном этапе 600 шт./га. При этом постоянно поддерживается боковое отенение. И на таких плантациях рекомендуют уход за кроной, но он направлен в противоположную сторону: на удаление боковых ветвей на уменьшение протяженности кроны по стволу для усиления прироста по высоте и на снижение сбежистости и сучковатости ствола.

Плантации «новогодних елей» также создают из сосны обыкновенной, но здесь совершено иные задачи выращивания растений, другими будут схемы размещения, режимы ухода, эксплуатационный возраст или возраст «главной рубки», выпускаемая товарная продукция и пр.

Иллюстрация из учебников «Лесоводство», показывающая разный характер формирования ствола у сосны, выросшей «на свободе» в условиях достаточного освещения, и у сосны, выросшей в насаждении (подразумевается в сомкнутом насаждении при полном боковом отенении). Таксационные показатели (высота и диметр ствола, его сбежистость и видовое число), а также протяженность и диаметр кроны, или очищаемость ствола от сучьев будут существенно различными.

Плантации ели сибирской (или европейской) на балансы, созданные в Ковернинском, Городецком и ряде других лесхозов Нижегородской области (по их названию в период создания) в 80-е годы прошлого столетия, заложены по совсем иной схеме, чем следует закладывать плантации новогодних елей из той же породы или лесосеменные плантации. Цель создания каждого из этих трех типов промышленных плантаций ели различна. Различны и схемы размещения растений на плантациях, площади питания, режимы агротехнических и лесоводственных уходов.

 

3. Принцип единственного логического различия

Принцип единственного логического различия означает, что в опыте можно изменять (варьировать) лишь тот фактор, который изучают, при строгом постоянстве всех других не изучаемых факторов и условий. Иллюстрирующие эти требования примеры представлены ниже.

 

ПРИМЕР 1. При изучении влияния норм высева лесных семян на выход стандартного посадочного материала с единицы продуцирующей площади питомника в опыте можно менять только количество семян на единицу площади (на единицу длины посевной строки); все остальные условия опыта (субстраты или почва, агротехника, способы подготовки семян к посеву, сроки посева и глубина заделки семян, режимы отенения и мульчирования и т.д.) должны быть одинаковыми во всех его вариантах и повторностях. При этом в вариантах опыта варьируются только нормы высева.

ПРИМЕР 2. При изучении влияния длины черенков (равно как и диаметра) на их укореняемость в опыте допустимо изменение только длины черенков. Остальные условия: параметры черенков (диаметр, степень одревеснения побегов, наличие или отсутствие верхушечных почек и др.), режимы предпосадочной стимуляции и послепосадочного выращивания, сроки и способы заготовки должны быть идентичными. Не следует делать выводы и заключения по опыту, проведенному в теплицах с автоматизированным регулирование параметров среды и оптимальным субстратом, для укоренения черенков в открытом грунте.

ПРИМЕР 3 При изучении влияния глубины и сроков механизированной обработки междурядий лесных культур (плантаций, защитных лесных полос и т.п.) равно как и при изучении доз либо сроков внесения удобрений допустимо изменять – варьировать в вариантах – только изучаемый показатель. Остальные условия опыта: ширина междурядий и шаг посадки, возраст и происхождение сеянцев или саженцев, схемы смешения и состав культур и др. должны быть неизменны.

ПРИМЕР 4. При изучении влияния происхождения семян на динамику их прорастания в опыте вариантами, в которых изменяются – варьируются – изучаемые свойства, могут выступать только семена данной породы, различающиеся по своему происхождению. Все остальные условия опыта: режимы проращивания (в аппаратах или в чашках Петри, на свету или в темноте, температурный фон и др.), способы подготовки к посеву – проращиванию – (стратификация или гидротермическая обработка, воздействие лучами лазера или электромагнитным полем коронного разряда и т.д.), сроки и условия хранения семян должны быть идентичными и стабильными в границах всего эксперимента.

ПРИМЕР 5. Значительно сложнее обеспечить принцип единственного логического различия в опытах по изучению совместного влияния двух и более факторов на изучаемый показатель. Например, при изучении совместного влияния и длины, и диаметра черенков на их укореняемость в качестве варианта опыта будет выступать каждое сочетание конкретной длины черенка с конкретным его диаметром. Именно эти сочетания и будут варьироваться. Остальные же условия, как было отмечено нами ранее, должны оставаться неизменными. 

ПРИМЕР 6. При выполнении сравнительной оценки плюсовых деревьев сосны обыкновенной, размещенных в архивах клонов и на лесосеменных плантациях необходимо обеспечить, чтобы исследуемые плюсовые деревья различались только спецификой своих генотипов. Для обеспечения этого условия кафедрой лесных культур Нижегородской ГСХА опыт проводился в условиях выровненного экофона (Бессчетнов, 2002; Бессчетнова, 2002). Кроме того, с известной степенью допустимости принимали условие, согласно которому различия между клоновыми группами вызваны только разницей в их генетической природе, поскольку каждый клон в пределах отдельного земельного участка (на ЛСП, а также в архивах) представлен не менее, чем 10-кратной повторностью по такой схеме смешения, при которой все клоны обладают одинаковой площадью питания, размещены равномерно и случайно относительно какой-либо выбранной точки участка. То есть влияние факторов среды на проявление различий между клонами будет сведено к минимуму (в идеале – исключено). Кроме того, в соответствии с правилами выбора места под ЛСП, участок должен быть «выровненным» по своим физическим и экологическим характеристикам: должны быть удалены крупные камни или пни, выровнены микроповышения и микропонижения, порождающие в конечном итоге пестроту почвенных характеристик и условий освещенности. Это, опять-таки, минимизирует роль факторов среды в формировании различий между клонами. В такой ситуации применение однофакторного дисперсионного анализа для вычисления показателей силы влияния организованного фактора как коэффициентов наследуемости в широком смысле (Плохинский, 1961; 1964; 1967) будет вполне оправдано.

Важным аспектом такого сравнения является выращивание сеянцев в однотипных условиях. В наших исследованиях (Бессчетнова, 2006а, б; 2011; 2016) это обеспечивалось соблюдением ряда условий их организации. В рассматриваемом примере выравненность условий произрастания растений на лесосеменной плантации может быть признана по следующим соображениям. Все сравниваемые клоны размещались в границах одного участка, что исключало существенные различия в почвенных условиях. Их однородность обеспечивалась и единой агротехникой обработки почвы на всех этапах создания и формирования плантации. Поверхность участка ровная с однородным слабым уклоном, что нивелировало перераспределяющую функцию рельефа в отношении потока солнечной энергии, осадков, ветра и пр. Достижение таких характеристик рельефа участка обеспечено с одной стороны выбором именно такого участка местности, а с другой – механическим выравниванием микро-повышений и микро-понижений в процессе основной обработки почвы. Клоны каждого плюсового дерева представлены на участке в многократной повторности, что минимизировало влияние случайных факторов, а схема их размещения и смешения такова, что обеспечивает реализацию принципа рендомизации – место каждого дерева каждого клона на участке случайно, и ни одному из клонов не было заведомо предоставлено каких-либо преимуществ в условиях произрастания. Схема многократной повторности предусматривала максимальную равномерность распределения растений, относящихся к одному клону, по поверхности участка, что обеспечило наличие в каждой части участка, а, следовательно, в каждой из возможных микроразностей условий произрастания, представителя каждого клона, и нивелировало эффект влияния микроразностей на формирование фенотипических различия между ними. Принятая схема смешения клонов обусловливала то, что в целом на участке каждый из них, будучи представленным некоторым набором деревьев, получал возможность непосредственного контакта с максимально возможным числом представителей всех других клонов; это в свою очередь означает то, что каждая из клоновых групп имеет равные шансы на реализацию экологических ресурсов участка и условия опыления. Все клоновые репродукции изначально были представлены однородным одновозрастным посадочным материалом одинакового происхождения, режим сортировки и отбраковки которого был направлен на исключение из числа высаживаемых растений саженцев с отклонениями от стандартизированных параметров, на формирование предельно однородного по своим размерам и состоянию посадочного материала. Растения на плантации получали уход по единой схеме в течение всего периода выращивания, а собранный с них семенной материал высевался в контейнеры одинаковой емкости и конструкции с одинаковым субстратом, после чего выращивался в одинаковых условиях в пределах одной теплицы. Режимы извлечения семян из шишек, условия хранения и предпосевной подготовки также были одинаковыми. Соблюдением перечисленных условий достигалась реализация принципа единственного логического различия, смысловое содержание которого принималось как различие только в происхождении сравниваемых плюсовых деревьев (в частности их семенных потомств), т.е. как различие их генотипов (Бессчетнова, 2006а, б, в; 2008; 2009а, б; 2011; 2016).

ПРИМЕР 7. Возможность комплексной селекционной оценки наличия и степени выраженности генотипических различий между сравниваемыми образцами основана на принятии условия, согласно которому все многомерные объекты сформировали каждый из своих признаки в одинаковых условиях, исключающих влияние последних на формирование собственно различий признаков и свойств самих объектов. В нашем случае возможность такого существования объектов была реализована размещением их на выровненном фоне экологических условий. Выравненность условий произрастания в рассматриваемом примере может быть признана по следующим соображениям:

-   все сравниваемые клоновые репродукции размещались в границах одного участка, что само по себе исключало наличие существенных различий в почвенных условиях и условиях рельефа;

-   поверхность участка ровная с однородным слабым уклоном, что позволяет исключить влияние перераспределяющей функции рельефа на распределение потока солнечной энергии, осадков, ветра и пр.; достижение таких характеристик рельефа участка обеспечено с одной стороны выбором именно такого участка местности, а с другой – механическим выравниванием микроповышений и микропонижений в процессе первичной обработки почвы;

-   почвы в пределах участка однородны, что подтверждено результатами почвенного анализа; однородность почвенных характеристик была обеспечена и применяемой агротехникой её обработки на всех этапах создания и формирования плантации;

-   весь участок, отведенный под лесосеменную плантацию, относился к одной категории площадей лесокультурного фонда с однородными экологическими характеристиками;

-   клоновые репродукции каждого плюсового дерева представлены на участке в многократной повторности, что исключает влияние случайных факторов;

-   схема размещения и смешения клонов на участке такова, что обеспечивает реализацию принципа рендомизации – место каждого дерева каждого клона на участке случайно, и ни одному из клонов не было заведомо предоставлено каких-либо преимуществ в условиях произрастания;

-   схема многократной повторности предусматривает реализацию принципа максимально возможной равномерности распределения растений, относящихся к одному клону, по поверхности участка, что обеспечило наличие в каждой части участка, а, следовательно, в каждой из возможных микроразностей условий произрастания, представителя каждого клона, и влияние микроразностей на различия между клоновыми группами будет нивелировано;

-   схема смешения клонов предусматривает то, что в целом на участке каждый из них, будучи представленным некоторым набором деревьев, получает возможность непосредственного контакта с максимально возможным числом представителей всех других клонов; это в свою очередь означает то, что каждая из клоновых групп имеет равные шансы на реализацию экологических ресурсов участка;

-   все клоновые репродукции изначально были представлены однородным одновозрастным посадочным материалом одинакового происхождения, режим сортировки и отбраковки которого был направлен на исключение из числа высаживаемых растений саженцев с отклонениями от стандартизированных параметров, на формирование предельно однородного по своим размерам и состоянию посадочного материала;

-   за высаженными растениями осуществлялся одинаковый уход по единой схеме в течение всего периода выращивания.

 

Соблюдением перечисленных условий достигалась реализация принципа единственного логического различия, который принимался как различие только в происхождении сравниваемых плюсовых деревьев (их клоновых потомств), т.е. как различие их генотипов (Бессчетнова, 2004; 2005; 2011; 2014; 2015; 2016). Учет принципа единственного логического различия и элиминация фонового влияния факторов среды в описанном выше порядке были положены в основу методологического подхода к организации проводимого кафедрой лесных культур изучения морфологии, пигментного состава и водоудерживающей способности хвои, физиологического состояния побегов, морфометрических признаков шишек и семян, линейных параметров и охвоенности побегов плюсовых деревьев сосны обыкновенной, ели европейской, лиственницы сибирской в объектах постоянной лесосеменной базы и единого генетико-селекционного комплекса на территории Нижегородской области (Бессчетнова 2004; 2006а, б, в; 2011; 2014; 2015; 2016а, б; 2017; 2019; Бессчетнов 2005б; 2018).

ПРИМЕР 8. Построение опыта по изучению посевных качеств и динамики прорастания семян сосны обыкновенной различного происхождения было осуществлено с учетом принципа единственного логического различия и согласно требованиям государственного отраслевого стандарта (ГОСТ 13056.6; Бессчетнова, 2006а, б; 2011; 2015).

ПРИМЕР 9. При сравнительной оценке линейных параметров сеянцев плюсовых деревьев, проведенной по методической схеме изучения испытательных культур, одновременно оценивали однолетние (одновозрастные) сеянцы, выращенные в одинаковых условиях: однотипные контейнеры и субстрат, единый режим поливов, подкормок, температуры, влажности, освещенности и пр., что обеспечивалось выращиванием в одной теплице. По завершению вегетационного периода (все сеянцы достигли своего сезонного максимума в развитии и по данному критерию оценки находятся в одинаковом состоянии) фиксировалась высота надземной части (линейкой с точностью до 1 мм) и диаметр корневой шейки (штангенциркулем с точностью до 0,1 мм). Контролем служили сеянцы, выращенные в тех же условиях из семян, собранных в тот же год в нормальном насаждении (Указания…, 2000). Эталоном сравнения сеянцев, происходящих из нормальных насаждений разных лесхозов, служили сеянцы, выращенные в тех же условиях, что и вышеуказанные, из семян, заготовленных на ЛСП № 5 ГАУ НО «Семеновский спецсемлесхоз» (на момент проведения опыта Семеновский специализированный семеноводческий лесхоз). Сеянцы всех вариантов, контроля и эталона были выращены из семян одного года заготовки, хранящихся в одинаковых условиях, при едином сроке посева. Такой подход обеспечил соблюдение в рассматриваемом опыте принципа единственного логического различия и обусловил корректность полученных оценок и сделанных на их основе выводов и заключений (Бессчетнова, 2006; 2011; 2016а, б).

Следует отметить, что соблюдение принципа единственного логического различия является одним из необходимых условий проведения любого опыта, в том числе ы лесном и лесопарковом хозяйстве.   

 

4. Принцип целесообразности и оптимальности.

Принцип целесообразности и оптимальности обеспечивает получение результатов опыта, наиболее полно соответствующих реальным условиям производства. Реализация принципа целесообразности и оптимальности опыта обеспечивает, в конечном итоге, логически корректное применение принципа единственного логического различия. Учитывая, принцип целесообразности и оптимальности опыта, исследователь получает возможность «скорректировать» позиции применения принципа единственного логического различия: определить, что именно в конкретном опыте является «общим неизменяемым условием». Примеры реализации в исследованиях принципа целесообразности и оптимальности даны ниже.

 

ПРИМЕР 1. Известно, что древесные растения, в том числе и кустарники, различаются по своим размерам. Это может иметь место при работе с различными сортами одного и того же вида, например, с сортами плодовых и ягодных древесных и кустарниковых растений, плантации которых создаются в лесхозах. Это, как правило, обусловлено различной силой их роста. Например, сорт яблони ‘Джонатан’ имеет крону в 1,5…2 раза меньшую, чем сорт ‘Ренет Симиренко’, или же все сорта деревьев на карликовых подвоях имеют габитус кроны в несколько раз меньший, чем на сильнорослых подвоях. Поэтому деревья с малогабаритной кроной высаживают в производстве значительно гуще, чем с крупногабаритной кроной. Если шаблонно следовать принципу единственного логического различия, то при сравнении продуктивности таких растений (карликовых и сильнорослых) им следовало бы предоставить одинаковые площади питания и высадить их по одинаковой схеме. Но это будет противоречить здравому смыслу, идти вразрез с требованиями оптимальной площади питания для сильнорослых и карликовых деревьев: они будут поставлены в неодинаковые условия (по степени оптимальности условий выращивания). Будет нарушен принцип целесообразности и оптимальности, и полученный результат будет мало приемлем в производственных условиях: задача достижения оптимального размещения растений для получения наивысших урожаев не будет выполнена для всех категорий привитых саженцев.

ПРИМЕР 2. Этот же принцип будет нарушен, если сорта ранних сроков посева высевать одновременно с сортами поздних сроков посева; или если раносозревающие сорта убирать одновременно с позднесозревающими; или если сильно реагирующие на орошение сорта или формы орошать одинаково с сортами или формами, слабо реагирующими на полив, и т. д. Здесь сравнение сортов надо вести не при одинаковых, а при оптимальных условиях, соблюдая принцип целесообразности и оптимальности, творчески, а не шаблонно применяя принцип единственного различия. 

ПРИМЕР 3. Первоначальная густота создания лесных культур какой-либо одной древесной породы, например, сосны обыкновенной, в значительной степени зависит от природных условий, в которых создаются лесные культуры (типов лесорастительных условий и существующей опасности воздействия факторов поражения вредными насекомыми), или от хозяйственно-технологических аспектов – от типа посадочного материала (с открытой или закрытой корневой системой). Так, если в одном случае существует опасность поражения культур подкорным сосновым клопом, а в другом случае – нет, то на таких участках не могут быть рекомендованы одинаковые схемы размещения растений и густота лесных культур. Следовательно, сравнение показателей роста культур на таких участках не может быть осуществлено при одинаковой густоте культур и числе посадочных мест на единице площади.

ПРИМЕР 4. Если культуры создаются в одном случае посадочным материалом с закрытой корневой системой (ЗКС), а в другом случае – посадочным материалом с открытой корневой системой, то такие разные технологии предусматривают и различную их первоначальную густоту – число посадочных мест. В такой ситуации сопоставление и сравнительная оценка эффективности того и другого способа создания лесных культур не должна проводиться при одинаковом числе посадочных мест.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: