Термины, понятия и определения, которыми приходится оперировать при выполнении данной лабораторной работы, представлены ниже.
Научное исследование – это процесс изучения конкретного объекта, явления или предмета с целью выявления закономерности их возникновения и развития, а также преобразование в интересах общества (потребителей).
В процессе исследований происходит познание материального мира путем наблюдений, накопления фактов и их осмысления. Познание ведется путем суждений и умозаключений.
Суждение – это форма мышления, с помощью которой утверждают либо отрицают что-либо.
Умозаключение – это мыслительная операция, с помощью которой из связанных между собой последовательных суждений выводят новые знания.
ПРИМЕР. Известно, что семена деревьев и кустарников, имеющие прочную трудно-проницаемую оболочку, обладают глубоким покоем; для преодоления глубокого покоя такие семена при весеннем посеве нуждаются в предпосевной обработке (стратификации, скарификации, гидротермической обработке и т.п.); известно, что семена розы собачьей – шиповника обыкновенного обладают прочной трудно-проницаемой оболочкой. Отсюда можно заключить, что семена розы собачьей или шиповника обыкновенного нуждаются в стратификации при весеннем посеве.
Все виды исследований в зависимости от их цели – познавательной или практической – подразделяют на фундаментальные и прикладные. Такое подразделение весьма условно, т.к. на определенных этапах фундаментальные исследования могут переходить в прикладные, и наоборот, что свидетельствует о взаимосвязи научного познания с практикой.
Фундаментальные исследования направлены на изучение явлений и законов природы, на расширение знаний об окружающем мире. В результате таких исследований создаются законченные научные работы, которые могут быть использованы в определенной отрасли лесного хозяйства (например, в питомниководстве или же конкретно в выращивании посадочного материала хвойных пород) в качестве теоретической основы - теоретического фундамента для разработки конкретных технологий (например, технологий выращивания посадочного материала в лесных питомниках). При изучении новых явлений фундаментальные исследования часто ведутся на грани известного и неизвестного, они обладают наибольшей степенью неопределенности и поэтому требуют от исследователя большого напряжения ума и интуиции.
Прикладные исследования в лесном хозяйстве направлены на изучение факторов жизни лесных растений и закономерностей связи между растениями и средой, на создание перспективных сортов и гибридов деревьев и кустарников, на разработку технологий семенного размножения и клонирования древесных растений, разработку эффективных способов и методов создания лесных культур и т.д. Конечная цель всех прикладных исследований – внедрение их результатов в практику. Разновидностью прикладных исследований являются поисковые исследования, которые могут содержать поиск принципиально новых приемов лесовыращивания или лесоэксплуатации, создание гибридов и сортов, устойчивых к целому комплексу неблагоприятных факторов и т.д.
Порядок проведения занятия
1. Преподаватель приводит студентам примеры возможных форм реализации научных исследований на разных организационных уровнях и объясняет порядок их обозначения в материалах выпускных аттестационных работ.
2. Преподаватель объясняет студентам принципы подразделения исследований на фундаментальные и прикладные, обращает их внимание на то, что такое подразделение носит условный характер, а на определенных этапах фундаментальные исследования могут переходить в прикладные, и наоборот.
3. Преподаватель приводит примеры реализации разных видов научных исследований на разных организационных уровнях.
4. Преподаватель выдает индивидуальное задание каждому студенту в виде дидактического материала, содержащего сведения о видах и уровнях исследований и формах их реализации в лесоводственной науке.
5. Студенты самостоятельно осваивают дидактический материал и на его основе записывают в своих индивидуальных файлах на компьютерах собственные варианты предполагаемых форм реализации различных видов и уровней научных исследований в своей научной работе.
Порядок выполнения работы
Работа по данной теме осуществляется в форме выполнения заданий.
Задание 1: Приведите примеры реализации научных исследований на разных уровнях в процессе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра (диссертации магистра):
- на экспериментальном уровне;
- на теоретическом уровне;
- на описательно-обобщающем уровне.
Задание 2: Постройте самостоятельно ряд простейших суждений в контексте темы Вашей выпускной квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации и организуйте его в умозаключение.
Задание 3: Сформируйте тезисы к разделу главы «Методика» собственной выпускной квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации, который освещает вопросы, связанные с определением уровней и видов исследований.
Лабораторная работа № 3
Тема: «Требования к организации опыта»
Ключевые слова: типичность опыта, пригодность опыта, принцип единственного логического различия, принцип целесообразности, принцип оптимальности, сопутствующие показатели, точность опыта, достоверность опытных данных.
Бюджет времени – 4 часа.
Количество двухчасовых занятий – 2.
Распределение бюджета времени:
- 1 час на изучение теоретических основ и принципов организации опыта;
- 3 часа на практическое освоение и анализ требований к организации опыта.
Дидактический материал для выполнения заданий по данной лабораторной работе представлен в приложениях (Приложение 3.1. – файл «Организация опыта» электронных документов Microsoft Word).
Вводная часть
Результативное проведение эксперимента или наблюдений возможно при соблюдении целого ряда требований. Опыт должен иметь следующие характеристики: типичность, пригодность, использование перспективных технологий, агротехник гибридов и сортов, соблюдение правила единственного логического различия, а также принципа целесообразности и оптимальности, учет сопутствующих показателей, соответствующее ведение документации, соблюдение требуемой точности и установление достоверности различий между вариантами, установление взаимосвязи между важнейшими показателями и др.