Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия.
1. Проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
2. Проводят обследование детей при переходе ребенкаиз старшей группы в подготовительную (в 5 лет) в плане их подготовленности к школьному поучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации за предстоящий год возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе.
|
|
3. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.
4. Проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней - в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе.
5. Ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения.
6. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.
7. Ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении:
оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый);
способствуют улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый-ребенок);
|
|
консультируют педагогов, воспитателей и других работников детских учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
8. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
9. Проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения ихсоответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
Психодиагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психологической службынауглубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работаможет проводиться с отдельными детьми и группами детей.
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения; бродяжничества, воровства, алкоголя и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и т. п.