Порядок защиты и оценивания выпускной валификационной работы

Обучающийся обязан выполнить ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями на основании данных методических рекомендаций по подготовке и защите ВКР, а также с соблюдением графика выполнения ВКР, составленного совместно с научным руководителем. Процедура защиты ВКР включает в себя: доклад обучающегося, вопросы по докладу, отзыв руководителя, отзыв рецензента (при наличии), выступления членов комиссии государственной итоговой аттестации и других присутствующих, заключительное слово обучающегося.

Продолжительность защиты работы одного обучающегося не должна превышать 30 минут. Для сообщения (доклада) обучающемуся отводится не более 7 минут.

Доклад должен отвечать следующим требованиям:

˗ быть четко структурированным, логичным и понятным;

˗ полностью отражать результаты работы;

˗ основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;

˗ докладчик должен говорить достаточно громко, отчётливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;

˗ обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;

˗ в процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;

˗ доклад начинается с обращения к членам комиссии ГИА, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью, благодарностями;

˗ выводы можно не зачитывать и воспользоваться фразой «Позвольте выводы не зачитывать, т.к. они приведены в работе и представлены в презентации».

Презентация должна отвечать следующим требованиям:

˗ презентация не должна носить развлекательный характер;

˗ дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;

˗ фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;

˗ в презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;

˗ таблицы более 3-4 строк (столбцов) не стоит включать в презентацию, лучше представлять имеющиеся в них данные в виде графиков и диаграмм;

˗ все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;

˗ на графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;

˗ все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;

˗ текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключения слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;

˗ текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;

˗ слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;

˗ на первом слайде презентации должны располагаться тема работы, ФИО обучающегося, направление и профиль подготовки, сведения о научном руководителе;

˗ на втором, третьем слайде цель и задачи работы;

˗ в конце презентации – «Выводы»;

˗ не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.

В случае использования обучающимся при защите раздаточным материалом, а не презентацией, иллюстративный материал, выносимый на защиту, должен быть представлен в печатных листах, сброшюрованных в скоросшивателях на листах А4 стандартного формата (объем 10-20 листов).

Иллюстративный материал должен быть органично увязан с содержанием работы и доклада, используемого при ее защите, и должен в наглядной форме иллюстрировать основные положения ВКР, анализа изученного по теме материала и предлагаемых разработок.

Графический материал должен быть представлен в виде схем динамики основных технико-экономических показателей анализируемой организации и ее производственных подразделений; диаграмм и таблиц, характеризующих результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; схем алгоритмов решения поставленных задач, экономико-математических моделей, таблиц эффективности предлагаемых мероприятий. Цифры и факты, приводимые в таблицах (графиках, диаграммах, схемах) раздаточного материала, должны правильно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой проблемы.

Раздаточный материал (в форме презентации или ином виде) предоставляется членам государственной комиссии на защите ВКР. При печатной форме предоставляемого раздаточного материала (в скоросшивателе) на титульном листе целесообразно указать тему ВКР, фамилию, имя и отчество обучающегося и научного руководителя (за основу можно взять пример титульного листа ВКР без подписей).

Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии ГИА и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя).

Общими критериями оценивания ВКР являются:

˗ обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

˗ уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

˗ четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

˗ эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

˗ владение научным стилем изложения;

˗ обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

˗ соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

˗ орфографическая и пунктуационная грамотность;

˗ качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

˗ точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты ВКР.

Недостатки, чаще всего встречающиеся в выпускных квалификационных работах:

˗ содержание не отвечает названию работы;

˗ название отдельных глав работы не отвечает их содержанию;

˗ название темы исследования и его глав не раскрывают содержание работы;

˗ план исследования не сбалансирован: отдельные главы имеют много подглав, а другие - мало или даже не имеют совсем;

˗ в работе выделены пункты, которые имеют всего 1-3 страницы текста;

˗ отсутствует логика в построении исследования, содержание глав не связано между собой;

˗ нарушена последовательность размещения материалов ВКР;

˗ предложения подаются весьма коротко, схематично, не раскрываются полно, не подтверждают научных идей исследователя;

˗ теоретическая и практическая значимость исследования или не определена, или сформулирована не по теме;

˗ не выдерживается научная терминология;

˗ выводы, как по главам, так и в целом не передают содержания самих глав, не дают возможности увидеть результат;

˗ список использованных источников включает издания, которые не соответствуют тематике научного исследования;

˗ нарушены требования по оформлению выпускной квалификационной работы: таблицы и рисунки приведены без названия, неверно оформлен список использованных источников и т. д.;

˗ на вопросы комиссии по теме исследования ответы весьма короткие и категоричные (или многословные и неконкретные) и т.п.

Качественно выполненная выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении обучающегося:

˗ четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности;

˗ обосновывать выбранные методы решения поставленных задач;

˗ самостоятельно работать с необходимым количеством отечественной и зарубежной литературы и другими информационно-справочными материалами;

˗ выбирать нужные сведения, анализировать их, интерпретировать и представлять в графической или иной иллюстративной форме;

˗ делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации по теме научного исследования.

Решение о результате защиты ВКР выносится большинством голосов на закрытом заседании членов ГИА. Все заседания комиссии ГИА протоколируются в порядке, определенном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и подписываются председателем и членами комиссии государственной итоговой аттестации.

Решение ГЭК по оценке защиты выпускной квалификационной работы объявляется в день защиты и в дальнейшем вносится в документ (диплом) об образовании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: