При оценке результатов практики руководитель практики учитывает:
-полноту, содержание и качество выполненного отчета;
-соответствие отчета программе практики;
-владение материалом отчета;
-отзыв руководителя практики от предприятия.
Результаты аттестации практики приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.
5. Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для студ. учреждений СПО / Т. Ю. Базаров. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ "Академия", 2015. – 320 с.
Нормативные источники:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]: Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198259
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]: Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198256
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) [Электронный ресурс]: Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192041
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации"
5. "ГОСТ Р 51305-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст)
6. "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст)
7. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
Дополнительные источники:
1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – М: Магистр: Инфра-М, 2011. – 288с.
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования - Москва: Академия, 2009
3. Карпенко Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие. – М: Альфа-М.: Инфра-М, 2010. – 224 с.
4. Кибанов А.Я. и др. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2011
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2010
6. Магомедов М.Д. и др. Экономика организации (предприятия):Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К», 2011
7. Менеджмент [Электронный ресурс]: Учебник. / Абакумов В.В., Голубев А. А., Кустарев В. П., Подлесных В.И., Прохоров Ю К., Тюленев Л.В. Под ред. Подлесных В.И. – Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=3
8. Пихало В.Т. Управление персоналом организации: учебное пособие. – М: ФОРУМ, 2010. - 400 с.
9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004
10. Соломатин А.Н. и др. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
11. Управление персоналом: Учебник – («Проф.образование») – М.: Инфра-М, Форум, 2009
12. Шлендер П.Э. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2010
Журналы
« Российская торговля», «Экономика и жизнь».
Интернет-ресурсы:
1. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Государственная система правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]: Официальный сайт Роспотребнадзора. – Режим доступа: http://www.rospotrebnadzor.ru
3. Консультант плюс [Электронный ресурс]: Справовчно-информационная система. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
4. PRO-персонал [Электронный ресурс]: электронный журнал. – Режим доступа: http://www.pro-personal.ru
5. HR-Journal.ru [Электронный ресурс]: электронный журнал. – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru
Приложение 1
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
ДНЕВНИК
Производственной практики
по ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Фамилия, имя, отчество:________________________________________________________
Курс обучения: _________________________________________________________________
№ группы: _____________________________________________________________________
Специальность (профессия): 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Организация прохождения производственной практики:_____________________________
Руководитель практики от техникума: ____________________________________________
Руководитель практики от предприятия:___________________________________________
МП
Приложение 2
Содержание работ производственной практики
| Дата | Тема урока | Содержание работ | Оценка | Подпись руководителя |
| Идентификация ассортимента зерновых товаров | Идентификация муки, крупы, макаронных изделий, хлебобулочных изделий по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте. | |||
| Идентификация ассортимента сахаристых и мучных кондитерских товаров | Идентификация сахара, шоколада, карамели, конфет, печенья, пряников по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте | |||
| Идентификация ассортимента вкусовых и безалкогольных товаров | Идентификация чая, кофе, газированных напитков, соков, минеральной воды по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте. | |||
| Идентификация ассортимента молочных и яичных товаров | Идентификация молока, кисломолочных напитков, творога, переработанных сыров, майонеза, яиц по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте. | |||
| Идентификация ассортимента мясных товаров | Идентификация вареных колбас, полукопченных и копченых колбас, битой домашней птицы, мясных консервов по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте. | |||
| Идентификация ассортимента рыбных товаров | Идентификация мороженной и соленой рыбы, рыбных консервов по ассортиментной принадлежности, определение качества, установка градации качества, распознавание дефектов, подготовка к продаже, размещение и выкладка товаров на рабочем месте. | |||
| Швейные и трикотажные товары | Идентификация ассортимента по маркировке, расшифровка символов по уходу за изделиями. Упаковка и хранение. Количественные характеристики товара. Проверка качества по органолептическим показателям, комплектности. | |||
| Парфюмерно – косметические товары | Идентификация ассортимента по маркировке, расшифровка символов по уходу за изделиями. Упаковка и хранение. Количественные характеристики товара. Проверка качества по органолептическим показателям, комплектности. | |||
| Посудохозяйственные товары | Идентификация ассортимента по маркировке, расшифровка символов по уходу за изделиями. Упаковка и хранение. Количественные характеристики товара. Проверка качества по органолептическим показателям, комплектности. | |||
| Подготовка товаров к продаже, размещение и их выкладка на рабочем месте. | Участие в подготовке товаров к продаже (распаковка, освобождение от внешней тары, проверка их количества и качества, отбраковка, фасовка товаров, подача в торговый зал), размещении и выкладке основных групп продовольственных товаров. | |||
| Приёмка товаров от поставщика | Инструктаж по технике безопасности. Изучение сопроводительных документов. Участие в приемке товаров по количеству и качеству, контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары Создание и соблюдение оптимальных условий хранения, сроков годности, сроков хранения и реализации товаров. | |||
| Расчёт розничной цены | Перечень товаров, облагаемых налогом 18% и 10%.Расчет розничной цены с учётом НДС и без учёта НДС. Оприходование поступившего товара | |||
| Переброска товара внутри магазина | Оформление накладной на переброску товара внутри магазина, таксировка документа, подсчёт суммы накладной. | |||
| Осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей | Товарный отчет. Изучение первичных документов. Группировка, проверка оформления приходных и расходных документов. | |||
| Оформление товарного отчета | Регистрация приходных и расходных документов, подсчёт сумм приходной и расходной частей, выведение остатка. Подготовка документов к сдаче бухгалтеру. | |||
| Подготовка и использование торгово – технологического оборудования | Подготовка и использование в технологическом процессе измерительного, механического, технологического, контрольно-кассового оборудования. | |||
| Обслуживание покупателей. | Встреча покупателей, выявление спроса, оказание помощи в выборе товаров, консультация о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров, упаковка, взвешивание, рекомендация взаимозаменяемых товаров с учётом типа и возраста покупателей. Разрешение производственных ситуаций с использованием Закона о защите прав потребителей и инструкций налоговой инспекции. | |||
| Изучение покупательского спроса | Составление анкет для изучения покупательского спроса на новые и малоизвестные товары, организация опроса покупателей, анализ анкетирования. | |||
| Инструктаж по технике безопасности. Работа на ККТ. | Организация рабочего места контролёра – кассира. Работа на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах - POS терминалах), фискальных регистраторах: соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники, подготовка ККМ к работе, получение чеков, устранение мелких неисправностей, окончание работы за ККМ, сдача денежной выручки старшему кассиру. Чтение реквизитов чека. | |||
| Обслуживание покупателей на рабочем месте кассира. | Встреча покупателей. Выполнение расчетных операций с покупателями: проверка качества и количества продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги, определение стоимости покупки, получение денег от покупателя, распознавание платежеспособности государственных денежных знаков, вручение сдачи. | |||
| Оформление документов операционной кассы | Оформление книги кассира-операциониста, акта о возврате денежных сумм покупателю по неиспользованным чекам. | |||
| Оформление документов по главной кассе | Оформление приходного и расходного кассовых ордеров. | |||
| Сдача денежной выручки в банк. | Подготовка денежной выручки к сдаче в банк, оформление препроводительной ведомости. Сдача выручки в банк. | |||
| Осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей | Составление отчета кассира. Проверка и группировка первичных документов, запись их в отчёт кассира, подсчёт денежного остатка на конец дня. | |||
| Дифференцированный зачет | ||||
Приложение 3
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики
по ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Фамилия, имя, отчество:__________________________________________________________
Курс обучения: _________________________________________________________________
№ группы: _____________________________________________________________________
Специальность (профессия): 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Организация прохождения производственной практики:_____________________________
Руководитель практики от техникума: ____________________________________________
Руководитель практики от предприятия:___________________________________________
Чебоксары, 20____ г
Приложение 4
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Чувашской Республики
Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО:
1. Задание на производственную практику
2. Программа и содержание производственной практики
Представитель работодателя:
_______________________________
ФИО
_______________________________
должность, подпись
" _____ " __ ____________ __20____ г.
М.П.
ЗАДАНИЕ
на период производственной практики с ___________________ по ______________________
студенту________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
группы ____________________ курса _____ по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
ТЕМА ЗАДАНИЯ
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ
1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги
4. Оформлять документы по кассовым операциям.
5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Руководитель практики от техникума _______________________________
подпись, ФИО
Руководитель практики от предприятия______________________________
подпись, ФИО
Приложение 5
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Производственная характеристика
на студента (ку) __________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
группы __________________, специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров проходившего производственную практику с «____» __________ 20____г. по «____»____________20____ г. на _________________________________________
(наименование организации)
За время прохождения производственной практики, выполняя работы по виду профессиональной деятельности: «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров показал следующие результаты
(обведите цифру, соответствующую степени выраженности оцениваемого качества):
5 — качество выражено в максимальной степени;
4 — качество выражено хорошо;
3 — качество выражено на среднем уровне;
2 — качество выражено ниже среднего уровня;
1 — качество выражено слабо.
| № | Перечень выполняемых работ | Баллы | ||||
| ПК 4.1. | Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.2. | Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.3. | Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.4. | Оформлять документы по кассовым операциям. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.5. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 2 | Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 7 | Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.Укажите дополнительные качества, которые характеризуют молодого специалиста, но не указаны выше, а также Ваши замечания______________________________________________
3. Заключение: считаю возможным оценить работу студента на ___________________________(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
Руководитель предприятия _______________ _______________
МП (подпись) (расшифровка)
Приложение 6
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
на студент_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(специальность/ профессия)
проходившего производственную практику__________________________________________
(организация)
с________________ по_________________
1балл - Студент не справляется с решением/выполнением типовых профессиональных задач, не проявляет ни один из навыков, входящих в компетенцию;
2 балла - Студент не справляется с решением/выполнением типовых профессиональных задач, проявляет отдельные навыки, входящие в компетенцию;
3 балла - Студент решает/выполняет типовые профессиональные задачи при консультационной поддержке преподавателя (наставника);
4 балла - Студент самостоятельно выполняет/решает типовые профессиональные задачи. Для решения нестандартных задач требуется консультационная помощь преподавателя (наставника);
5 баллов - Все профессиональные (типовые и нестандартные) профессиональные задачи студент решает/выполняет самостоятельно
| № | Профессиональные компетенции, включающие в себя способность: | Оценка компетенции в баллах | ||||
| Вид профессиональной деятельности: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||||
| ПК 4.1. | Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.2. | Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.3. | Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.4. | Оформлять документы по кассовым операциям. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ПК 4.5. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Руководитель практики от техникума _______________________ _________________________
(Ф.И.О., подпись)
Руководитель практики от организации______________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
М П






