Анализ образов героев романа

М.А. Булгакова "Белая гвардия"»

Цели:

1. развитие навыков критического мышления;

2. развитие умения разбираться в нравственных проблемах романа;

3. развитие умения думать, работать с текстом;

4. обучение формулировать позицию автора литературного произведения;

5. обучение умению анализировать образы героев, делать обобщения и выводы;

6. воспитание личности на христианских ценностях.

1. «Вызов» актуализация:

Учитель: В книге «Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис» читаем: «…и судим был каждый по делам своим…» Какую важную для Булгакова мысль несут эти евангельские слова, взятые в качестве второго эпиграфа к роману? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

 

Часто человеку приходится в критической ситуации делать выбор. Отчего он зависит?
Ученики: приводят примеры жизненных ситуаций, когда нужно сделать выбор.
Учитель: Что значит нравственный выбор? Приведите примеры нравственного и безнравственного выбора (Гринёв и Швабрин, Остап и Андрий).

Нравственность человека рассматривается через призму его отношений к тем или иным ценностям. Выбор в пользу добра, милосердия, жертвенности способен сделать человек, обладающий чёткими нравственными ориентирами, воспитанный на христианских ценностях, неспособный нарушить данное слово.

В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит его жизнь. Потому легко пойти на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу спасения своей жизни, но в ущерб моральным принципам… Как же ведут себя герои романа М. Булгакова в критических ситуациях? Какой выбор делают?

Слово учителя:

М.А. Булгаков сделал свой выбор в пользу правды, когда, воплощая события гражданской войны в прозе и драматургии, выступил как честный художник, величайший гуманист, философ и мыслитель. В романе “Белая гвардия” он изображает интеллигенцию, втянутую в кровавый поток событий гражданской войны, и не идеализирует белое движение, пытаясь разобраться в том, что происходит с Россией и ее народом. Авторскую трактовку исторических событий Булгаков воплотил в слиянии мотивов разрушения семьи, дома, города, великой державы. Революция была для Булгакова одним из грандиозных, жестоких и мощных всплесков истории России. Писатель не пытается оценивать целесообразность или нецелесообразность революции. Ему важнее проанализировать то, что происходит с человеком, с его домом, со страной в вихре исторических событий, решить, что в этом мире вечно и что преходяще. Поэтому одной из проблем многопланового романа стала проблема нравственного выбора героев.



Осмысление»

1. разобьёмся на группы:

Учитель: необходимо распределить задания по группам.

Проанализировать образы главных героев. Составить синквейн.

Какой выбор в критической ситуации делают герои?

 

1. группа: Алексей

2. группа: Елена,

3. группа: Николка,

4. группа: Тальберг,

5. группа: Полковник Малышев,

6. группа: Полковник Най-Турс.

 

Представление результатов работы групп, обмен мнениями дискуссия:

Т у р б и н ы

Что мы уже знаем об этой семье?

Семья Турбиных, в которой так много от большой и дружной семьи Булгаковых, - это любимые герои писателя, его любовь, боль, путь к постижению современности. Их квартира становится художественным воплощением образа Дома. Изразцовая печка в столовой, которая “грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку”, часы, играющие гавот, “мебель старого красного бархата”, “кровати с блестящими шишечками”, “бронзовая лампа под абажуром” - это милые детали мирной жизни семьи.

Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа. Разрушается мирная, привычная жизнь Города.

 

Итак, мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.

1. Алексей Турбин

Выделите эпизоды, где герою необходимо сделать нравственный выбор, и поставьте вопросы:

1. Какая книга становится в эти дни настольной книгой Алексея? Почему он даже во сне спорит с одним из её персонажей?

2. Какой поступок Алексея удивляет Малышева? Почему Алексей Турбин идёт в дивизион Малышева?

3. Что очень тревожит Алексея после ранения и болезни? Почему эти вопросы так тревожат его?

Алексей читает “Бесы” Достоевского; он даже во сне пытается выстрелить в “кошмар”, который “глумливо” говорит: “…русскому человеку честь – только лишнее бремя”.

Турбин не может быть в стороне от схватки, стоять в стороне сейчас – это согласиться с кошмаром. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии своей родины. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Поэтому и удивляет полковника Малышева позиция Алексея Турбина: “Я… не социалист, а… монархист…”

Алексей не прощает себе смерти человека. “Я убийца. Нет, я застрелил в бою. Или подстрелил…”

2. Елена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: