Выделите эпизоды, о которых будем говорить. Поставьте вопросы

Как реагирует Елена на отъезд Тальберга?

Ни звука не ответила Елена, потому что была горда”; она – хранительница очага, ее место – рядом с мужчинами, защищающими Город.

Как растолковать сцену ее молитвы за брата?

Мать-заступница… Пожалей нас… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай…”. Елена просит Божью Матерь и Её Сына спасти умирающего брата. И её молитва дошла по адресу: от неё протянулся “цепочкой луч” прямо в сердце Елены, и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоровел. Какие же проникающие слова произнесла эта женщина — слова, на которые не могли не откликнуться Мать и Сын? Она сказала: “...все мы в крови повинны”.

Осознание вины и покаяние — вот что побудило послать ей спасительный луч.

3. Николка

Что руководит поступками Николки?

Николка мечтает о подвиге во имя Отечества. В этом он похож на героев Л.Н. Толстого. Семнадцатилетний Николка готов стоять за Город до конца. “Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту…”

В чем он видит свой долг после гибели Най-Турса?

Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для Николки делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему пришлось побывать почти в преисподней.

Он умер…он умер, знаете ли, как герой… Настоящий герой…”

4. Тальберг.

Вопросы:

Какую деталь в портрете героя особо подчёркивает автор и почему?

Как относятся к Тальбергу Алексей и Николка Турбины?

Почему Тальберг бежит из города?

Автор говорит, что главная причина «трещины в вазе турбинской жизни» - «двуслойные глаза капитана генерального штаба Тальберга, Сергея Ивановича …» эта портретная деталь является средством характеристики героя, они говорят о лицемерии и двоедушии их обладателя.

6. Н а й - Т у р с

Расскажите о Най-Турсе. Чьи традиции продолжает Булгаков, создавая его образ?

В разговоре о Най-Турсе, конечно, вспоминаем традиции Л.Н. Толстого.

Часть полковника Най-Турса была странная часть. И всех, кто видел ее, она поражала своими валенками”. Най-Турс – “отец солдатам”. Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками (а как иначе в тридцатиградусные морозы!), он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на “мертвенном” перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В отчаянии полковник разводит руки, грозит небу и кричит в пустоту: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!...” К сожалению, в мировой истории чаще было наоборот, и человеческая жизнь стоила немного.

Мозговой штурм: Какова же позиция автора?

П о з и ц и я а в т о р а

Как изображает писатель белую гвардию? Однозначно как героев?

Булгаков не идеализирует белую гвардию. Писатель показывает, что в “белой гвардии” царит бесчестие, разброд и предательство.

Полковник Щёткин да и другие командиры таинственно исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города (обобщая, можно сказать и всей России), если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

Как могла бы сложиться дальше жизнь булгаковских героев?

В финале романа мы видим в доме Турбиных Мышлаевского, Шервинского, там живет Лариосик. Как сложится их судьба? Ведь “велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней…” Что дальше – гибель, эмиграция? Финал остаётся открытым.

Каким образом в романе выражена авторская позиция?

Авторская позиция в романе о гражданской войне глубоко христианская. Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе с белыми и красные. Он не может понять этой милости к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: “Все вы у Меня... одинаковые, в поле брани убиенные”. Нравственный выбор писателя – это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других. Ведь в гражданской войне нет победителей – есть только побежденные. В этом с Булгаковым соглашаются и другие представители русской культуры, воспринявшие революцию и гражданскую войну как катастрофу.

Чтение финала романа

Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”

Как вы поняли смысл финала? Свяжите смысл финала с эпиграфом из Апокалипсиса

 

Для Турбиных ярко сияют в ночи звёзды, как божественное послание, как символ вечности: «Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских ворот служили всенощную, утешая, что всё пройдёт. Всё пройдёт. …» Всё пройдёт…, но «…судим будет каждый по делам его…». Таким образом, гибелью, физической и духовной, грозит отступление от Божьих истин. В этом и убеждает своих читателей Булгаков.

Рефлексия»

Беседа по теме урока:

· Что я уже знал?

· Что я узнал нового?

· Как изменились мои знания, мой опыт?

 

Синквейны учеников:

Тальберг

Трусливый, жалкий

Убегает, бросает, предаёт

Бежит крысьей побежкой от опасности

Безнравственный человек

Елена

Гордая, страдающая

Ухаживает, молится, кается

Пытается сохранить дом

Хранительница очага

Николка

Юный, храбрый

Готов сражаться, спешит на помощь, ищет командира

Выполняет свой долг

Благородное сердце

Най-Турс

Заботливый, сильный

Спасает, отпускает, погибает

Жертвует собой ради юнкеров

Отец солдатам

Алексей

Благородный, искренний

Лечит, страдает, умирает

Осознаёт трагедию родины

Гуманист

 

 

Конспект урока: Тайные знаки Михаила Булгакова в романе «Белая гвардия».

 

1.Тип урока: Урок-предупреждение.

2. Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о милосердии, гуманизме.
3. Задачи урока: выявление роли небесных образов - символов в идейно - художественной структуре произведения; определение идеи романа с точки зрения небесной символики; черты индивидуального стиля Булгакова в решении идейно - художественных задач; выявление авторской позиции и формирование своей собственной к поднятой в тексте проблеме; развитие навыков анализа и интерпретации художественного текста; формирование устойчивых нравственных и морально-эпических норм взаимоотношений в обществе, учить детей следовать им в жизни.

4.В результате учащиеся:
• Приобретают прочные и осознанные знания по теме: «Тайные знаки Михаила Булгакова в романе «Белая гвардия»;
• создают, применяют и преобразовывают модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

• разрабатывают, проводят сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
• учатся приемам самоорганизации;
• осуществляют самоконтроль своих знаний и умений;
• планируют и организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками
• овладевают способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
• самостоятельно планируют пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
• получают навыки работы в группе, навыки самопрезентации.
5. Образовательный процесс направлен на формирование следующих учебных действий:

• Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

• коммуникативные действия, обеспечивающие социальное взаимодействие;
• учебные действия, основывающиеся на логические операции;
• учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира;
• учебные действия, включающие поисковую и исследовательскую деятельность;
• учебно-информационные учебные действия;
• учебные действия, формирующие эмоционально-волевую сферу;
• личностные универсальные учебные действия
6. В результате этого урока у учащихся формируются такие ключевые компетенции, как: коммуникативная, исследовательская, учебно-познавательная, информационная, компетенция личностного самосовершенствования.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: