double arrow

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся. Нет ни одного человека, который бы этого не знал

М.Булгаков.

Ход урока:

Учитель …Я открываю страницы романа. Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Тем самым как бы предлагаются две системы отсчёта времени, летосчисления, две системы ценностей будто «оглядывающихся» друг на друга: традиционная и новая, революционная. На вопрос Алексея Турбина «Может, кончится всё это когда-нибудь?» – пророчески отвечал священник: «… Кажется мне, что испытания будут ещё…». Роман писателя наполнен тайными знаками, предупреждающими нас. О чём? Каковы ваши мнения?

Исследовательская работа: Используя метод «Древо предположений», учащиеся формулируют тезисы, сопоставляя их с выводами в конце урока. Во время «лекции со стопами» преподаватель знакомит учеников с символами произведения, анализ текста проходит в ходе групповой работы. Ученики создают, применяют и преобразовывают модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

Выявить, каковы тайные знаки и в чём предупреждение великого писателя?

Iгруппа: Буран. Случайно ли этот эпиграф взят к роману «Белая гвардия»? Какую важную для Булгакова мысль несёт эпиграф? Читаем эпиграф. Первый эпиграф – пушкинский, из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!». Этот эпиграф передает не только эмоциональную тональность «смутного времени», но и воспринимается как символ нравственной устойчивости булгаковских героев на трагическом переломе эпохи. Буран – это тот вселенский хаос, который сметает всех, если и сегодня нам это допустить. В роман Булгакова входит символ метели как знак времени. У автора «Белой гвардии» вьюга — символ не преображения мира, не сметания всего отжившего, а злого начала, насилия. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Метельная сила разрушает жизнь семьи Турбиных, жизнь Города. Белый снег у Булгакова не становится символом очищения. Ключевые слова пушкинского текста («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о возмущении мужицкой стихии, о счете мужика к барину. Образ разбушевавшейся стихии становится в романе одним из сквозных и напрямую связан с булгаковским пониманием истории, имеющей разрушительный характер. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в его романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в железном буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу.

II группа: Звёзды. В античной мифологии Венера – богиня любви, Марс – бог войны. В начале романа видно противостояние «Звезды пастушеской», то есть Венеры и «красного, дрожащего» Марса. Любовь и война. Это даёт возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка. Сопоставляя начало и финал романа, обнаруживаем спиралеобразный принцип построения произведения. В финале романа: Все небо будто утыкано красными звездами, даже Венера кажется красной. «Играла Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Так, в чем же особенность идейно - художественного решения темы звездного неба в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»? Автор призывает прислушаться к предсказаниям Апокалипсиса, обратить свой взор к звездам, к вечности. Идея романа объясняется взглядом художника на мир земной сквозь призму космоса. Роман венчает картина звездной ночи. Над «грешной и окровавленной землей» высится «полночный крест Владимира», издали напоминающий «угрожающий острый меч». «Но он не страшен», - уверяет писатель. – «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся. Нет ни одного человека, который бы этого не знал». Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? Существуют вечные ценности, не зависящие от исхода гражданской войны. Звезды - это символ таких ценностей. Именно в служении этим вечным ценностям видел свой дом писатель Михаил Булгаков

III группа: Пушкин. Писатель указал свою непрерывающуюся связь с классической литературой, с традициями Пушкина, с «Капитанской дочкой» – замечательным размышлением великого русского поэта о русской истории и русском народе. Продолжая традиции Пушкина, Булгаков добивается своей художественной правды. Мотив беды, угроз, испытаний развивается на первых же страницах романа: «Восемнадцатый год летит, к концу и день ото дня глядит всё грозней и щетинистей».Критик Николай Серговинцев: «Как сторожевой клич о приближающемся испытании долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до Булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа». И над всем романом, над Домом, над семьёй Турбинных реет дух «Капитанской дочки». Здесь ее прочитали в детстве, научились беречь честь смолоду, раз и навсегда поняли, что нельзя бегать «крысьей побежкой», что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Кроме эпиграфа,где еще есть упоминание о «Капитанской дочке»?

IVгруппа: Цвет Символическим атрибутом изображаемых событий в романе становятся цветовые решения. Трагическая реальность (холод, смерть, кровь) отражается в контрасте мирного заснеженного Города и красно-черных тонов. Одним из наиболее употребительных цветов в романе является белый цвет, являющийся, по мнению автора, символом чистоты и истины. В восприятии автора белый цвет имеет не только политическую окраску, а сокровенный смысл, символизирующий позицию «над схваткой». С белым цветом Булгаков связывал свои представления о Родине, доме, семье, чести, чистое, святое в жизни героев, заключает название романа, которому Булгаков придавал огромное значение. Когда над всем этим нависает угроза, черный цвет (цвет зла, скорби и хаоса) поглощает все остальные краски. Для автора черный цвет является символом нарушения гармонии, а контрастное сочетание белого и черного, черного и красного, красного и голубого подчеркивает трагедию персонажей и передает трагизм событий.

Рефлексия: презентация модели, схемы каждой группы по теме исследования. Каковы тайные знаки и в чём предупреждение великого писателя?

Вывод: Проблемы, поднятые в романе, вечны. Перед нашим поколением проблема сохранения нравственности стоит наиболее остро. Но хочется верить, что наше общество не утеряет все нравственные ценности, и когда-нибудь они станут всем нам так же дороги, как лучшим булгаковским героям. «Все пройдет…, а звезды останутся». И действительно, нет ни одного человека, который бы этого не знал. Но это надо понимать душой. И свято верить в лучшее, так же как верил и сам художник. Булгаков верил в естественный человеческий порядок на земле: «Все будет правильно, на этом построен мир». Но писатель предупреждает нас и постоянно напоминает о недоступности ухода от принятых норм плохого и хорошего, освященных не одним тысячелетием человеческой культуры. В любом отступлении от этих норм виделась ему опасность. Автор «Белой гвардии» утверждает, что прежде всего и всегда должна быть соблюдена верность главным принципам человечности, преданность классическим понятиям, таким, как идеалы Справедливости, Добра и Красоты.

Домашнее задание:

*Эссе «О чём предупреждение великого писателя?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: