Указания к выполнению самостоятельной работы

 

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы обучающихся. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности обучающихся и улучшение качества подготовки.

Второй - повышение активности обучающихся по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности обучающихся при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства обучающихся, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Основная задача организации самостоятельной работы обучающихся (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть обучающихся группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Самостоятельное изучение теоретического курса основано на содержании учебного материала, которое не вошло в основные разделы дисциплины.

Продуктом самостоятельного изучения теоретического курса являются планы-конспекты, разработанные обучающимися. Планы-конспекты по освоению теоретического курса предъявляются обучающимися преподавателю в соответствии с графиком самостоятельной работы после изучения теоретического курса.

Продуктом самостоятельного изучения теоретического курса являются оклады. Доклад – это знаковое средство обучения, в структуру которого входят: название темы, цели изучения, план вопросов, изучаемых по теме, краткое содержание в виде тезисов. Доклады предъявляются преподавателю в соответствии с графиком самостоятельной работы после или в процессе изучения теоретического курса.

Методика оценивания самостоятельного изучения теоретического курса основана на проверке написанных докладов. Методика состоит из критериев оценивания докладов.

Критерии оценивания доклада:

– содержательный – раскрытие содержательной основы темы;

– наглядный – преобразование информации в схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.;

– критерий оформления – компоновка текстового и наглядного представления содержания информации.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.

При реализации самостоятельной работы студент формирует умения решать задачи, соответствующие его квалификации. После прохождения самостоятельной работы студент должен:

– иметь представление о нормативной базе по изучаемой дисциплине;

– уметь организовывать и контролировать процесс организации ведения правоохранительной деятельности;

– знать и уметь использовать нормативные документы, регулирующие детельность правоохранительных органов.

Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы студенты на основе изучения специальной литературы, лекционного материала, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, других нормативных правовых актов лучше усвоили вопросы учебного курса, приобрели навыки применения полученных знаний в будущей практической и научной деятельности.

Планы семинарских занятий носят рекомендательный характер и могут уточняться руководителем семинара. Семинар проводится в форме обсуждения вопросов на занятии в группе, решения задач, основанных на практических данных. На семинарском занятии может проводиться также обсуждение подготовленных студентами рефератов. Помимо этого возможно проведение тестирования по теме семинара.

При решении задач и выполнении заданий обучающиеся должны использовать необходимый нормативный материал и по каждому вопросу, поставленному в условии задачи или задания указывать конкретные статьи соответствующего нормативно-правового акта, подтверждающие те или иные положения. Студенты готовятся по всем вопросам плана семинара. Это обеспечивает целостность проработки проблемы. На обсуждение же могут выноситься наиболее сложные, интересные, требующие обсуждения вопросы.

Особое внимание следует обращать на уяснение понятий темы. Понятия усваиваются на лекциях, при чтении специальной литературы, в ходе обсуждения проблемы на семинаре. Необходимой частью работы студента по изучению гражданского права является работа непосредственно с текстами нормативно-правовых актов, которые приведены по каждой теме семинарского занятия. Студентам следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, перечни которых приводятся в настоящем учебно-методическом комплексе к каждой теме, не включают в себя указания на изменения и дополнения к каждому нормативно-правовому акту. При изучении нормативного материала и выполнении заданий (решении задач) необходимо использовать тексты нормативно-правовых актов в редакциях, действующих на момент изучения материала. Использование недействующих редакций нормативно-правовых актов влечет за собой неверное выполнение заданий и неправильное представление студента о нормативном регулировании того или иного вопроса. Актуальные редакции нормативно-правовых актов студенты могут найти в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант плюс», доступ к которым возможен в компьютерных классах, в библиотеке, а также с использованием Интернета по адресам: www.garant.ru и www.consultant.ru.


 

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКЛАДА (ЭССЕ)


Минобрнауки России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: