Сущность, функции, задачи митинговой речи

МИТИНГОВАЯ РЕЧЬ

1.Сущность, функции, задачи митинговой речи.

2. Структура аргументирующей речи.

3. Эмоциональная речь как элемент митинговой культуры.

4. Особенности психологии толпы

5. Оптимальное время произнесения митинговой речи

Сущность, функции, задачи митинговой речи.

Митинг (англ. Meeting – встреча, собрание) – одна из древнейших и, пожалуй, самая демократичная из всех форм проявления политической культуры. Митинг – это собрание на открытом пространстве (улице, площади, стадионе, лесной поляне, в парке и т.п.) людей, обменивающихся мнениями по какой-либо острой социальной, политической, культурной или религиозной проблеме. Митинги – спутники всех без исключения восстаний и революций, всех активных социальных движений и идеологических диспутов.

На митингах обычно довольно много как политически активных так и нейтральных лиц, желающих удовлетворить свое любопытство.

Речевая цель оратора митингового – создать настроение умов, не столько даже единомыслие, сколько единочувствие слушателей. Митинговый оратор – это ситуационный лидер, калиф на час, даже если он хорошо знаком митингующим как многолетний формальный или реальный вождь правящих или оппозиционных сил. Его ситуационное лидерство наслаивается на лидерство регулярное и в острые политические моменты может существенно укрепить или подорвать его. Более 3-4 минут на митинге вас слушать не станут.

У ораторов митинговых цели намечаемых или, точнее, декларируемых ими действий широкие и абстрактные, и пути перехода от них к конкретным делам публике, как правило, не разъясняются. Знаток должен знать и уметь, обыватель должен верить и повиноваться, - хоть старому лидеру, хоть новому, хоть доброму, хоть суровому. Историю делает народ, вожди же лишь указывают ему, как ее делать, и выборность вождей здесь ровным счетом ничего не меняет, поскольку и выбирает себе народ вождей с их же подачи.

Митинговая риторика гораздо менее стеснительна в речевых средствах – лексике, фразеологии, стилевых снижениях, откровенных жанрогизмах и подчеркнутых дисфемизмах, от которых в учебном пособии лучше воздержаться.

Основные культурно-политические функции любого митинга следующие:

1) Формирование общественного мнения по той или иной проблеме, распространение идей (пропаганда).

2) Морально-психологическая поддержка лидеров и знаковых фигур своего лагеря.

3) Увеличение числа сторонников определенного общественного или политического движения.

4) Идейное и организационное сплочение единомышленников для конкретного дела (агитация).

5) Оказание психологического давления на политических оппонентов или на законодательную, исполнительную или судебную власть (ненасильственные методы уличной борьбы).

Каждый из этих видов митингов обладает своими организационными и культурными традициями, своей духовной атмосферой, своим ораторским контингентом и своим набором речевых ожиданий слушателей.

Все виды митингов можно разделить по еще одному признаку: жестко- и мягкоорганизованные. Первые скорее напоминают производственные собрания прошлых лет со строго заданной повесткой, заранее известным списком ораторов, читающих по бумажке подготовленные речи и заранее приглашенными слушателями, среди которых обычно выделяется группа поддержки, скандирующая заготовленные лозунги, и надежная внутренняя охрана. Такие митинги гарантируют единство рядов и страхуют от возможных ЧП, которые организаторам митинга еще более нежелательны, чем властям. Любая попытка незапланированного оратора прорваться на трибуну расценивается здесь как провокация и немедленно пресекается. Вокруг штатного оратора стоят известные соратники, иногда развивающие основную мысль лидера, и крепкие парни с каменными лицами. Задача публики – кричать «Ура!», аплодировать и скандировать лозунги. Такой сценарий митинга типичен для эпох, когда народные волнения идут на спад, власть – старая или новая – приходит в себя и наводит порядок. Участники подобных митингов с большей или меньшей степенью удовлетворенности уясняют себе, что период бури и натиска кончился и общество вступило в полосу действия новых политических ценностей, которые и провозглашаются на митинге.

В период политических брожений и междувластия преобладают митинги, организованные какой-либо одной оппозиционной силой или блоком таких сил. Организационная сторона их не столь четка, прийти на них могут все желающие, и достаточно многие имеют шанс донести свое слово до публики. Обычно вскоре после затравочной речи главного оратора (как правило, известного деятеля) митинг рассыпается на десятки активно дискутирующих групп во главе со стихийно (а иногда и не стихийно) выделившимися кулуарными ораторами, основными качествами которых являются:

1) Инициативность, смелость, готовность пойти наперекор не только властям предержащим (многие в митинговой толпе бдительно ищут провокаторов), но и стереотипам массовым и узкогрупповым. У некоторых эти свойства доходят до откровенной задиристости, подчас шокирующей слушателей. Но главное дело сделано: эмоции возбуждены, критицизм публики смещен в необходимую сторону (кому необходимую - застрельщики митинговой полемики знают лучше слушателей) и начинается бурный вулканический обмен мнениями, так что за полчаса – час можно собрать почти полную для данной толпы их коллекцию.

2) Употребление большого числа сомнительных, порою явно фантастических сведений и трактовок, призванных не столько создать в сознании публики новую картину мира, сколько расшатать старую. Атака при этом идет на базисные ценности старой идеологии, и чем меньше логики в этой атаке, тем выше ее эффективность, ибо, во-первых, уровень веры (некритического восприятия) лежит в людском сознании гораздо глубже, чем уровень логики – сравнительно недавнего приобретения человечества и, во-вторых, ошеломляющая новизна не только самих сообщаемых фактов, но и их трактовки – экзотической логики, сильнейшим образом расстраивает критические механизмы восприятия. Двойного – фактологического и логического – удара психика неискушенного человека не выдерживает. С людьми, впавшими в шоковое состояние, можно делать почти все, что угодно. Подобная технология внушения давно освоена, в частности, активистами тоталитарных сект.

3) Тонкое знание человеческой психологии. Кулуарные ораторы превосходно знают речевые ожидания толпы в целом и отдельных ее групп, умеют усилить и сплотить вокруг себя выгодные им идейные течения и перессорить оппонентов при помощи все того же шокового внушения и целого набора давно известных словесных ухищрений.

4) Умение при высокой подготовленности к достижению своей речевой цели изобразить себя вольными сынами стихии, людьми порыва, искателями истины. Нередко подобный манипулятор чужим сознанием делает вид, что хочет чему-то поучиться, а затем, улучив момент, перехватывает инициативу и начинает сам учить впавшую в транс толпу. Многие не успевают даже заметить момент превращения овечки в волка. Между тем, определить его несложно – это момент наивысшего подъема интереса к дискутируемой идее – одобрительного или осуждающего, когда у слушателей загораются глаза и все начинают сыпать в общее ведерко без умолку. Умелый манипулятор может пятью-шестью короткими, броскими фразами, подаными в подходящий момент, надолго запрограммировать сознание слушателей. На жаргоне профессиональных манипуляторов это называется крутить шурупы.

5) Умение вовремя отступить с минимальными потерям, когда ничего иного не остается. По словам одного опытного митингового оратора, не бывает избитых идей – бывают избитые проповедники идей. Избитым можно оказаться и морально, и идеологически, если манипулятору противостоит его более мощный собрат и, вывинтив из сознания публики чужие шурупы, заменит их своими.

Как правило, в риторически хорошо организованных «стихийных» митингах к манипулятору приставляется, как в футболе, свой опекун, который, заметив, что часть публики в глубине души недовольна вершимым над ней мировоззренческим насилием и ищет способа вернуть изгоняемые идеалы, начинает тем же шоковым методом (сенсационные факты и экзотическая логика) выбивать клин клином и восстанавливать милые сердцу слушателей воззрения, но не совсем в прежнем виде, а с уклоном в свою сторону. Из двух митинговых манипуляторов при прочих равных условиях побеждает тот, кто требует от публики меньших идеологических жертв. Разумеется, ничто не помешает заранее согласовавшим свои действия двум или нескольким манипуляторам одного лагеря устроить колоритный спектакль – публике на потеху, а себе на пользу. И счастлив тот, кто сумеет за кипением митинговых страстей и взаимных обвинений отличить форму политической полемики от ее содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: