Структура аргументирующей речи

Взаимодействие митинговых ораторов с публикой и между собой может быть чрезвычайно разнообразным, но в любом случае главным оружием митингового трибуна является речь. Известны всего три основных функциональных вида устных выступлений:

1) Информирующая речь – сообщает знания.

2) Аргументирующая речь – формирует убеждения.

3) Эмоциональная речь – возбуждает эмоции.

Основной вид митингового красноречия – это, бесспорно, аргументирующая (убеждающая) речь, которая бывает обычно либо пропагандистской (распространяющей идеи), либо агитационной (призывающей к действиям). Возможны и комбинации этих функций с добавлением пафоса (эмоционального элемента).

Аргументирующая речь достаточно большой длины (3 минуты и более) строится по следующим основным правилам:

1) Во введении следует обозначить спорный вопрос (проблему речи) и дать свой ответ на него (тезис речи), т.е. обозначить, в чем вы намерены убеждать слушателей.

Следует заинтересовать публику острой и оригинальной постановкой проблемы, делая упор на коренные идеологические устои, которые вы собираетесь защищать или атаковать. При этом необходимо всячески подчеркивать общее межу собою и слушателями и затушевывать розное, дабы с первых же слов создать максимально положительный настрой публики по отношению к вам.

2) В основной части речи следует учитывать отношение к оратору слушателей, либо известное заранее, либо выявляющееся при озвучивании введения, и применять в случае положительного настроя аудитории дедуктивный метод изложения – от общего к частному, например. от принятых в данной среде истин – к лозунгам и призывам. При отрицательном настрое публики основной тезис речи приходится не развивать, а доказывать, выводя его из простых общеизвестных или очевидных аргументов. Этот метод изложения – от частного к общему – называется индукцией.

В основной части любой речи должно быть не более пяти тезисов, подчиненных общей теме и логически вытекающих либо из смой этой темы (веер), либо последовательно один из другого (цепь). В речах аргументирующих имеет смысл ограничить число тезисов тремя, поскольку публика на митинге менее всего склонна к философскому анализу. Лучше же взять единственный тезис и бить, подобно дятлу, в одну точку, лишь поворачивая избранную мысль разными гранями, применяя уместные в данном случае тропы и риторические фигуры, пословицы, поговорки и афоризмы – средства создания ярких, запоминающихся образов. Образ в митинговой речи играет, исключительную роль, т.к. во время митинговых словесных баталий публика мыслит в основном правым полушарием, ответственным за конкретно-образное восприятие окружающего мира и эмоциональную оценку явлений.

Слух существенно уступает зрению по объему воспринимаемой информации. Опытные ораторы умеют сокращать эту разницу. Насыщая свою речь образами и превращая ее во внутренний фильм. При помощи делаемых оратором простых и лаконичных обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня на абстрактный - на уровень идей.

3) В заключении аргументирующей речи следует дать броский лозунг или призыв, фокусирующий весь накопленный информационный и эмоциональный заряд выступления в одну точку. Публика не любит, когда оратор, возбудивший ее страсти, предлагает ей самой делать надлежащие выводы, но главное, такой подход не соответствует речевой цели самого оратора. Его задача – убедить и призвать, а важнейшие качества призыва – яркость, однозначность и абсолютная уверенность оратора в своей правоте. Доверить пропаганду идеи вялому оратору – значит погубить ее. Итог аргументирующей речи и по смыслу, и по пафосу должен быть концентрирован, и если в основной части митингового выступления может быть и более трех тезисов – идей, то в выводах следует либо подать их в пакете лозунгов с общей связкой – анафорой (Долой!.., Долой!.., Долой!.., Да здравствует!.., Да здравствует!..., Да здравствует!..), либор свести в единый лозунг, отделив его от предшествующей речи паузой в 1-2 секунды и выговорив его громко, четко и слегка нараспев, но ни в коем случае не скороговоркой. Очень сильный ход – разделение итогового лозунга на две части - отрицающую и утверждающую. Этого требует как элементарная логика любого действия – сначала разрушить неугодное старое, а затем построить желанное новое, так и сама человеческая психика, ожидающая положительной завершенности. Мы, активисты природоохранительного движения России, требуем [пауза]: прекратить гибельную переброску русских рек с севера на юг! Создать независимую общественную комиссию по исследованию гидрологического режима России и обратить внимание государственных органов на недопустимость разрушения природной среды нашего Отечества! (Из лозунгов российских «зеленых» 1980-х годов).

4) Если ваша речь звучит в связке выступлений ораторов – союзников, то вам необходимо выделить как общие для всей связки положения, так и ваше особое соображение, сообщение, предложение, - ваш личный вклад в общее дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: