Общая характеристика катионов I аналитической группы

Практическое занятие №1

Качественный анализ катионов I аналитической грппы

 

Преподаватель: Осянкина Н.В.

 

2019

    Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК №4 Протокол№_____от _____________2019г   Председатель ЦМК№4   ________________________Е.Н.Таболина

 

 

Авторы: Осянкина Н.В.- преподаватель высшей категории.

Рецензент: Байбакова Л.В. – заведующий отделением по специальности Фармация

 

    Методические рекомендации адресованы студентам второго курса, изучающим общепрофессиональную дисциплину «Аналитическая химия». Данная разработка предназначена для продолжения и углубления изучения теоретического материала по качественному анализу неорганических и органических веществ. Приведены методики анализа веществ для отработки практических манипуляций по качественному анализу и формированию профессиональных компетенций студентов.

    Данные методические рекомендации способствуют активизации аудиторной работы студентов, повышают интерес к изучаемой теме, способствуют профессиональному воспитанию будущих фармацевтов.

 

Пояснительная записка

 

    Методические рекомендации предназначены для организации аудиторной самостоятельной работы по общепрофессиональной дисциплине федерального компонента «Аналитической химии» студентов второго курса, специальности  Фармация. Цель данного пособия – подготовка специалиста, тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации и тем самым формирования специальных профессиональных компетенций студентов.

Данная разработка предназначена для продолжения и углубления изучения теоретического материала. Приведены методики качественного анализа для отработки практических манипуляций по контролю качества лекарственных средств.

    Данные методические рекомендации способствуют активизации аудиторной работы студентов, повышают интерес к изучаемой теме, способствуют профессиональному воспитанию бдущих фармацевтов.

    На изучение темы «Качественный анализ катионов I аналитической грппы» программой отводится 8 часов:

 

Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 11
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе  
лекции 2
семинарские занятия -
практические занятия 6
Самостоятельная работа студента (всего) 3

 

    В результате освоения дисциплины у будущего фармацевта должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

В результате освоения дисциплины у будущего фармацевта должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов

внутриаптечного контроля.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов и дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ищенко А.А. Аналитическая химия: учебник для студентов СП учеб.заведений;– М.: Академия, 2016. – 320 с.

Дополнительные источники:

1. Аналитическая химия: Учебник для студентов среднепрофессиональное учеб. заведений, обучающихся по группе спец. 2500 "Химическая технология";Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; Под ред. А.А. Ищенко; Рец.: Н.Н. Басаргин, И.В. Августинович, М-во образования РФ.-М.: Академия, 2010. - 318 с

2. Васильева В.П. Аналитическая химия: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов химико-технологического профиля; М-во образования РФ.-М.: Дрофа, 2010. - 415 с

3. Васильева В.П. Аналитическая химия: Сборник вопросов, упражнений и задач: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов химико-технологического профиля; М-во образования РФ.-М.: Дрофа, 2004.

4. Пазюк Н.И., Аналитическая химия: учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений медицинского профиля;рец.: М-во образования и н.-Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 352 с.

5.  Фадеева В.И., Основы аналитической химии: Задачи и вопросы: Учебное пособие для студентов ун-тов обучающихся по химико-технлогическим, сельскохозяйственным, медицинским, фармацевтическим спец. вузов; М-во образования РФ.-М.: Высшая школа, 2004. - 414 с..

 

Интернет-источники:

1. http://www.xumuk.ru

2. http://chemistry.narod.ru

3. http://www.anchem.ru/

4. http://www.chemport.ru

 

Общая характеристика катионов I аналитической группы

К первой аналитической группе относят катионы Na+, K+ и NH4+. Соот-

ветствующие первым двум катионам элементы Na и К находятся в главной

подгруппе первой группы периодической системы Д. И. Менделеева и яв-

ляются s1 - элементами. Все s1 элементы - сильные восстановители, легко от-

дают электрон, образуя катионы с зарядом + 1 и оболочкой инертного газа.

Катион NH4+ - сложный ион, свойства его сходны со свойствами катиона

К+, что объясняется зарядом ионов и близким значением их ионных радиу-

сов. Сходные свойства приводят к одинаковому действию некоторых реакти-

вов на эти ионы. Соединения катионов Na+, K+, NH4+, как правило, характеризуются хорошей растворимостью в воде и других полярных растворителях. Именно поэтому группа не имеет группового реактива. Только с крупными анионами катионы I группы дают труднорастворимые соединения, например, КНС4Н4О6, Na3[Со(NO2)6], K[Sb(OH)6]. Поэтому реактивы, содержащие подобные анионы, служат для обнаружения катионов I группы.

Гидроксиды калия и натрия - сильные щелочи, раствор аммиака в воде

(гидроксид аммония NH4OH) - слабое основание. Ионы Na+ и К+ гидролизу не подвергаются, поэтому соли этих катионов и сильных кислот имеют нейтральную реакцию раствора, а соли слабых кислот - щелочную.

Катион NH4+ гидролизуется: NH4+ + Н2О = NH4OH + Н+.

Следовательно, его соли, образованные сильными кислотами, имеют

кислую реакцию раствора, а соли слабых кислот - нейтральную, слабокис-

лую или слабощелочную, в зависимости от константы диссоциации слабой

кислоты.

Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соеди-

нений также бесцветны, окрашенными являются соли, например, К2СrO4

(анион СrO42- имеет желтую окраску), КМпО4 (анион МпО4- имеет фиоле-

товую окраску).

Катионы I группы не проявляют способности к комплексообразованию,

но могут входить во внешнюю сферу комплексных соединений.

Ионы Na+ и К+ имеют постоянную, устойчивую степень окисления и не

участвуют в окислительно-восстановительных реакциях. Катион NH4+ может

быть окислен только очень сильными окислителями (хлорная вода, царская

водка и другие) до свободного азота. Характерными реакциями этих ионов

являются реакции обмена.

Соединения катионов I группы склонны к образованию пересыщенных

растворов, поэтому при выполнении аналитических реакций, сопровождаю-

щихся образованием осадков, требуется тщательное перемешивание реакци-

онной смеси. Как правило, осадки медленно кристаллизуются и имеют ха-

рактерную форму кристаллов, что позволяет открывать эти ионы микрокри-

сталлоскопическими реакциями. Для обнаружения катионов Na+ и К+ широко используют метод окрашивания пламени.

Лабораторная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: