Рассказывание по игрушкам

На 11.05. группы 1-15, 2-5а, 2-5б, 2-5в.

 

 

Рассказывание по игрушкам.

Инструкция по выполнению:

1 .Самостоятельно изучите тему «Рассказывание по игрушкам» (материал дан ниже)

2. Устно выполните задания:

- перечислите виды игрушек, которые используют для обучения монологической речи;

-  перечислите виды рассказов и занятий по игрушкам;

- Назовите структуру занятий в каждой возрастной группе.

- Перечислите методические особенности обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах.

3. Внимательно прочтите план-конспект занятия  для средней группы. (дан  после теоретического материала). Выделите структурные части. Соблюдены ли требования к структуре занятий по составлению рассказа по игрушке?

4. Напишите технологическую карту занятия  «Пересказ литературного произведения» старшая группа. Техкарту пришлите на проверку.

1.Повторите тему «Обучение пересказыванию литературных произведений».

2.Продумайте цель, структурные части занятия, методы и приемы, которые можно использовать.

3.Вспомните алгоритм написания конспекта занятия:

1) Постановка цели занятия. Она должна содержать две части: образовательный продукт и условия, которые создаем для того, чтобы получить продукт образовательной деятельности. Цель должна быть реальна, достижима и измеряема.

2).Постановка дидактических задач занятия трех видов:

a.    Обучающая задача (Знания, умения, навыки). /закрепление, обобщение полученных знаний введение/закрепление слов/

 b.   Развивающая задача (развитие психических процессов (каких)?)

c.    Воспитательная задача (ставится, исходя из способов организации или содержания дидактического материала занятия).

Задачи – это способ достижения цели. Они должны быть связаны с целью и темой занятия.

3).   набор наглядных и дидактических средств, проведения занятия

(оборудования, методы, приемы)

4).   Составление хода занятия, который включает 3 части (вводную, основную и заключительную).     

                       

 

Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

 Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы. Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, научить связывать предложения и части высказывания.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

1). дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

2). сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

3).готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; · 4).наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

(ВАЖНО!) Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Виды рассказов и занятий по игрушкам.

1). Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. ЗАДАЧА: определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение.

 Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

А. занятия, на которых дети приобретают умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления.

Б. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети уже учились описывать игрушку. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.

В. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран). Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2). Сюжетные рассказы (повествования). ЗАДАЧА: выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

 А. рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

Б. рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: