double arrow

Последовательность описания игрушки

2

1. Размер.

2. Форма.

3. Цвет.

4. Из чего сделана игрушка.

5. Составные части (детали) игрушки.

6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Можно использовать схему описания (прием моделирования) – со средней группы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.

В младшем дошкольном возрасте

вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Игрушки должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), создавать настроение. (!) Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

1. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа- разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

2. На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют их, с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя.

Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

3. На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания. В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?» (ВОСПИТАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИЕМ СОВМЕСТНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ)

4. Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

  На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

Типичная структура занятий по составлению рассказа по игрушке в младшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец описания игрушки воспитателем (обобщающий рассказ воспитателя);

4. Заключительная часть занятия. Чтение потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте

1. Перед описанием игрушек и составлением рассказов об игрушках их рассматривают, уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

  (!) Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку.

 Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Уже в процессе рассматривания игрушек следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть).

2. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

3. Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

4. Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку. «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я».

а). Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный». Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

б), Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д. В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

5. Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3– 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

6.(НОВОЕ!) Постепенно детей подводят к составлению повествовательного рассказа. Для осознания структуры повествования (начало, середина, конец),рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по- разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»:

«Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

7. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев.

(!) Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания.

 

 

Приведем пример рассказа «Собака и заяц».

«Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят придумать подобный рассказ или сказку.

Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками.

 Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

8. Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

9.(НОВОЕ!) Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает».

Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

Типичная структура занятий по составлению описательного рассказа по игрушке в среднем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец описания игрушки воспитателем;

4. Воспитатель предлагает план описания игрушки или наглядную схему описания (моделирование)

5. Описательные рассказы детей (На первых порах допускается дословное повторение рассказа воспитателя. Позже - воспитатель описывает одну игрушку, а дети другие)

6. Анализ рассказа каждого ребенка.

7. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать игру-драматизацию с игрушкой, стихи.

 

Типичная структура занятий по составлению повествовательного рассказа по игрушке в среднем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушек в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец повествовательного рассказа. Воспитатель предлагает послушать рассказ об игрушках, который сопровождается драматизацией(обыгрыванием сюжета);

4. Воспитатель предлагает детям вместе с ним рассказать еще раз. (прием совместного рассказывания с драматизацией сюжета). Позже дети рассказывают самостоятельно по плану воспитателя.

5. Заключительная часть занятия.

 

  В старшем дошкольном возрасте

игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения. В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).

1. На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают.      Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она.        В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

2. Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением. Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок.

3. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

4. Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек (НОВОЕ!)( он одновременно и повествовательный и описательный ), которые либо предлагаются им, либо выбираются ребенком самостоятельно.

  Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати».

Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манжетами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки нарядные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки».

5. Далее дети сами проводят драматизации. Изменив игровую обстановку, заменив книгу чайным сервизом, для предупреждения механического подражания, детям предлагают рассказать про Катю и ее друзей без образца, используя план: куда ушла мама? Чем занимались дети без мамы? Что она сказала, когда вернулась? Подобные драматизации целесообразно проводить вне занятий, а наиболее удавшуюся показать малышам. Такая мотивация вызывает у детей желание справиться с заданием. Следует обсудить коллективно, что лучше показать, дополнить драматизацию новыми сценками, провести репетицию. Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ.

 К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа.

 ---- Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), (!) поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

 ---- Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

----В рассказе «Приключение кролика» можно дать план в виде общих вопросов: «Куда мог отправиться кролик? Кто были его друзья? Что с ним случилось? Чем закончилось их приключение?» Планом намечены основные вехи рассказа, дети наполняют его содержанием.

----Целесообразно использовать небольшие указания: «Что же могло случиться с кроликом и его друзьями? Может быть, они увидели в лесу волка и испугались или заблудились, а может быть, пришли в детский сад в гости».

6. В старшем возрасте продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа; схемы, например, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» — внешний вид животного; «человек» — какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» — чем питается животное; «домик» — где оно живёт; «коляска» — как называются детеныши; «ухо» — как животное подает голос.)

 обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то). Интересные занятия с игрушками описаны в ряде методических пособий. Особо можно выделить игры-занятия, разработанные Э. П. Коротковой (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982). На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.

Типичная структура занятий по составлению описательного рассказа по игрушке в старшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности:

3. Воспитатель предлагает план описания игрушки или наглядную схему описания (моделирование). Позже план дети составляют самостоятельно.

4. Описательные рассказы детей;

5. Анализ рассказа каждого ребенка;

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать игру-драматизацию с игрушкой, стихи.

 

Типичная структура занятий по составлению повествовательного рассказа по игрушке в старшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушек в определенной последовательности:

3. План рассказа. Позже дети самостоятельно составляют план рассказа. Воспитатель следит, чтобы дети соблюдали структуру (за­вязка, развитие действия, кульминация, развязка).

4. Рассказы детей;

5. Анализ рассказа каждого ребенка;

6. Заключительная часть занятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: