Основные направления современной исторической науки

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

А. Г. Елизов

Отечественная история

Курс лекций

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

А. Г. Елизов

ОТЕЧЕСТВЕННаяИСТОРИя

Утверждено заместителем директора по учебной работе

Красноярского филиала СПбГУ ГА

в качестве курса лекций

для студентов всех факультетов и специальностей

 

Красноярск

2017

 

 

  Одобрено на заседании кафедры _____________________________ Протокол № ____ от _____ 201_г.           Зав. кафедрой: ________________ _____________________________   Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников поспециальностям Зам. директора филиала  по УР_______________ И.Ф.Лалетина  

 

 

Автор:

Преподаватель _______________________

 

Рецензент:

_____________________________________

 

 

ББК. 63+39.5

Е 51

 

 

Курс лекций выполнен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и программой учебной дисциплины «История» основной профессиональной образовательной программы КФ ФГБОУ ВО СПбГУ ГА

В данном курсе лекций по Отечественной истории в хронологической последовательности изложена история развития Российского государства от древнейших времен и до наших дней. Освещены основные проблемы отечественной истории, раскрыты вопросы ее государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, а также отражены основные этапы развития отечественной гражданской авиации.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов КрасноярскогофилиалаСПбГУГА всех факультетов и специальностей.

Курс лекций  разработан преподавателем кафедры ОГСЭД кандидатом исторических наук А.Г. Елизовым.

 

Елизов, А. Г. Отечественная история: курс лекций. Изд. второе, переработанное и дополненное.–Красноярск: РИО Красноярского филиала СПбГУ ГА, 2017, –.189 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс лекций выполнен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и программой учебной дисциплины «История» основной профессиональной образовательной программы КФ ФГБОУ ВО СПбГУ ГА

Исследование основ отечественной истории позволяет учащимся приобрести умение анализировать государственно-политическую жизнь страны, тенденции ее социально-экономического и культурного развития, вырабатывать необходимые оценки современной международной ситуации, уметь оценивать место России в современном мире.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осуществлять поиск исторической информации в научной и учебной литературе;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостностьотечественнойистории;

- периодизацию отечественной истории;

- особенности исторического пути России и ее роль в мировом сообществе.

 


ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Предмет и задачи курса

История рассматривается в двух значениях: как процесс развития человечества и как наука. С.Ф. Платонов определял историю как науку,изучающую конкретные факты в условиях времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ, как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметомисторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса – вся совокупность конкретных и многообразных действий, лиц, групп людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

История относится к группе гуманитарных и социальных наук,которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. История России является неотъемлемой составляющей общемировой истории. Мы изучаем жизнь населения Российского государства с древнейших времен, с периода образования древнейших государств и племенных союзов на территории нашей страны (V–VI века н. э.) до наших дней, периода становления Российской Федерации.

 

Методология истории

Именно осмысление фактов, событий и явлений, а не только их изложение соответствует пониманию общего исторического процесса. Методология истории занимается осмыслением фактов с различных теоретических позиций. Религиозное понимание истории сформировалось в VI – XII веках (Блаженный Августин – на Западе, на Руси – Иларион). История является проявлением божественной воли (провиденциализм), ей присуща линейность развития (движется от начала к концу). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций. Так, русский историк Н.Я. Данилевский выделял Россию как отдельный культурно-исторический тип. Модернизационный подход рассматривает историю человечества в контексте смены модернизаций, то есть, процессов осовременивания.Сравнительно-исторический, типологический, генетический, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики).

 

Историография

С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII веке). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII век), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П. Н. Милюков (XIX – начало XX века) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией. Российская историческая наука опирается на принципы историзма и научной объективности. Общее и особенное для методов исторической науки прошлого и современной историографии – принцип научногореализма, заключающийся в непосредственномотношении к источнику и факту. Этот принцип был заложен русской школой историков – С.Ф. Платоновым, Е.В. Тарле.

 

 

Основные направления современной исторической науки

 

В 1960-е годы произошел «антропологический поворот» в исторической науке. Историки французской исторической школы «Анналов» совершили методологическую революцию. М. Блок, Л. Февр, их младший коллега и соратник Ф. Бродель, предложили видеть в реконструкции «повседневного» элемент воссоздания истории в ее целостности. «Новая социальная история» существенно раздвигает методологические рамки. Человек и окружающий его предметный мир, потребности и интересы, мысли и страсти, становятся объектом исторического исследования. В 1980-е годы в русле социальной истории появились такие субдисциплины, как «гендерная история, «история женщин», «локальная» и «устная история». «История повседневности» является одним из самых востребованных направлений отечественной исторической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: