Понятие нравственных критериев отбора на государственную службу

 

В условиях реформирования системы государственной службы Российской Федерации в общественном сознании начинают складываться новые представления об этических нормах государственно-служебных отношений и их роли в жизни государства и общества. Во многом они базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника, ответственного перед государством и служащего ему.

В современной России государственная служба нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из нормы Конституции РФ о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3, п. 1) [1].

Государственная служба по своему определению действительно предназначена в первую очередь для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня, особенно в либеральных кругах во властных структурах и обществе, бытует мнение, что чиновник прежде всего служит обществу. Тем самым подчеркивается необходимость «быстрого ухода» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития западных стран. В этом нет ничего плохого, но нам надо учитывать наши исторические традиции, а также экономические и социально-политические реалии.

Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты, причем не только в правовом, но и в нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важна и нравственная установка - «кому я служу?». Он должен понимать, что главная цель для него - это служение государству и через государство - служение обществу, поскольку служение гражданскому обществу является стратегическим приоритетом государственной службы любого демократического государства. Государственный служащий призван служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Считается, что это нравственные категории и их вряд ли следует облекать в правовые нормы. На самом деле именно целевое предназначение государственной службы определяет правовой и нравственный статус человека во властных структурах, престиж государственной службы в целом.

Что означает добросовестное служение чиновника государству и обществу? Прежде всего, это осознание своей ответственности перед государством, обществом и гражданином. Его служебная деятельность предполагает:

честное, порядочное и на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей;

признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

осуществление своих обязанностей в рамках законов и других нормативно-правовых актов;

соблюдение политической нейтральности, исключающей возможность какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий;

независимость от влияния каких-либо профессиональных, корпоративных или социальных групп;

исключение влияния каких-либо личных, финансовых, имущественных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных обязанностей;

соблюдение установленных законом правоограничений;

соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

корректное и внимательное отношение к гражданам и представителям организаций;

терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, содействие налаживанию межнационального и межконфессионального согласия;

избежание конфликтных ситуаций и конфликтов интересов, способных нанести ущерб авторитету государственной службы;

неиспользование своего служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, учреждений и граждан при решении своих личных вопросов;

отказ от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов и их руководителей, если это не входит в служебные обязанности [33].

Мораль государственного служащего воплощается в осознании им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Да, государственный служащий, как и любой гражданин России, относительно свободен в своих действиях и поступках. Но он и несвободен. Законодатель существенно ограничил его свободы. В этих рамках ограничений он становится ответственным за свой выбор и его последствия. Вот тут-то через зависимость «свобода-ответственность» и возникает масса противоречий, разрешение которых требует от него немалой нравственной энергии.

Без учета этих факторов невозможно эффективное администрирование, проведение сколько-нибудь серьезной кадровой политики.

Власть в демократическом государстве, ее авторитет и эффективность во многом детерминируется доверием граждан к государственным и муниципальным служащим. Люди предъявляют к государственной службе повышенные требования, нереализация или плохая реализация которых сразу становится предметом пристального внимания общественности, тем более общественности раздраженной, напуганной властью, охваченной страхом и агрессивностью из-за постоянного нарушения ее прав.

Понятие нравственности опирается главным образом на мораль. Мораль государственного служащего воплощается в осознании им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Поэтому крайне важно разобраться и дать четкое определение понятия нравственных критериев, в том числе критериев отбора на государственную службу. Условно понятие нравственных критериев делится на две составляющих: нравственность и критерии.

Здесь необходимо отметить, что в строго научном, а не публицистическом, понимании термин «нравственность» не несет однозначно позитивный смысл. Нравственность - понятие сложное, состоящее из многих слагаемых морально-этических и общественно-полезных качеств человека. В наиболее общей форме нравственную культуру личности можно определить как стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями. [33]

Под критериями в общем смысле понимаются те основания, по которым делается предпочтение в пользу того или иного элемента отбора.

Таким образом, под нравственными критериями отбора на государственную службу следует понимать основания в государственной службе, определяющее предпочтение, отбор и ранжирование людьми ее элементов и их классов с позиций духовно-нравственных характеристик.

Итак нравственные критерии отбора предопределены поведенческими особенностями, однако, сложившись, они поддерживают устоявшиеся поведенческие образцы. Поэтому при утрате этических ориентиров наблюдается изменение поведения государственных служащих. В этой связи более жесткими элементами конструкции системы социального действия выступают не поведенческие, а этические регуляторы [10].

При установлении критериев (этических регуляторов) отбора должны быть соблюдены следующие требования:

Во-первых, это валидностъ критериев отбора - она означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок).

Во-вторых, это полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

В-третьих, это надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

В-четвертых, это необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.

Далее необходимо рассмотреть отдельные нравственные критерии, учитываемые при отборе на государственную службу и определяющими ее содержание.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: