Текст 5. Сила правительства — в достоинстве народа

В. А. Жуковский (1783—1832) — русский писатель

Сила правительства не в верховной власти и великих правах ее — она в достоинстве народа.

Цит. по: Российская газета. — 7 июня. — 2000.

Вопросы и задания к текстам 4, 5: 1. Поясните, чем приведенные суждения дополняют положения учебника о сущности человеческого достоинства. Постарайтесь самостоятельно определить, что такое достоинство человека. В чем вы видите связь убеждений и достоинства личности? 2. В чем смысл выражений «высокое благородство», «благородный образ мыслей»? Приведите примеры проявлений этих качеств. 3. В чем, на ваш взгляд, состоит достоинство народа? Как вы понимаете положение о том, что сила правительства в достоинстве народа?

Текст 6. Достоинство личности —
основа конституционных прав личности

Из энциклопедического словаря «Конституция Российской Федерации»

Достоинство личности — в конституционном праве отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности. Достоинство личности является, по существу, основой и целью всех конституционных прав человека. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека» (например, основной закон ФРГ, ст. 1; Конституция Италии, ст. 10). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., участником которого является Россия, исходит, как сказано в его преамбуле, из признания, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства.

Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21, ч. 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (ст. 21, ч. 2). Достоинство личности гарантируется и защищается личными правами, провозглашаемыми Конституцией (например, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, запрещение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия и т. д.). Уважение достоинства личности обеспечивается рядом социально-экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и достоинства, как клевета и оскорбление.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 81—82.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение о том, что достоинство личности является основой и целью всех конституционных прав человека? Раскройте это положение, опираясь на приведенный текст. 2. Какие факты свидетельствуют о том, что утверждению достоинства человека уделяется главенствующее место в демократических странах? 3. Каковы обязанности государства по охране достоинства личности? Покажите на конкретных примерах, как они выполняются в нашей стране.

Текст 7. А. П. Чехов о чувстве собственного
достоинства

В. Я. Лакшин (1933—1993) — российский литературовед и педагог, академик Российской академии образования

Чехов... рано осознал, что стержень характера — чувство собственного достоинства, и другим пытался его внушить. «Не нравится мне одно, — пишет он в свои девятнадцать лет брату Мише, — зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство».

Сознавать свое достоинство — значит, по Чехову, уважать и чужую личность: тут полная невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу — вот что входило в понятие достоинства у Чехова. Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать неафишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград, а там пусть будет, что будет...

...Легко обращая иронию на себя, Чехов к другим людям, как и к событиям, впечатлениям, вещам, старается приложить мерку максимальной, почти естественно-научной объективности или, по меньшей мере доступной человеку справедливости. Отметит в ком-то дурные черты — и тут же укажет на добрые. От души восхитится чем-либо, но и недостатков не спрячет. И уж, во всяком случае, не оскорбит чужого достоинства, пощадит самолюбие, отнесется с доверием к возможной переделке, исправлению человека.

Известно, что неуважение к другим людям, к их делам и заботам, к самоценности их мира возникает обычно из самодовольства и хамского барства, с высокомерием взирающего на всех стоящих ниже в социальном или образовательном смысле. Или из внутренней ущербности: «Не поверю, чтобы другие были бы хороши, коли я сам плох». Чехов свободен и от чувства превосходства, и от всякой тени ущербности.

Лакшин В. Я. Берега культуры. — М., 1994. — С. 187—188.

Вопросы и задания: 1. Какова, на ваш взгляд, связь между чувством собственного достоинства и защитой справедливости? 2. Почему осознание собственного достоинства и самоуважение (положительное отношение индивида к самому себе) могут благоприятно сказаться на его всей жизни и деятельности? Проиллюстрируйте на конкретных примерах проявления названных качеств личности. 3. Почему чувство собственного достоинства неразрывно связано с уважительным отношением к другим людям? В чем, по вашему мнению, может проявляться это уважение? 4. В чем состоит взаимосвязь между чувствами собственного достоинства и совестью, трудом, добросердечием?

Тема 47. СВОБОДА СОВЕСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: