Текст 4. Культура и религия

Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский литературовед, академик Российской академии наук

Не представляет сомнений, что религия — явление культуры, что многотысячелетняя история человечества в основном развивалась в рамках различных религий. Это касается и морали, и обычаев, и обрядов, а также музыки, архитектуры, изобразительных и прикладных искусств. Поэтому изучение религий как культурных явлений составляет необходимую часть образованности каждого человека. Вспомните, что без знания основных событий Ветхого и Нового заветов, житий святых, как и без знания исторических событий и исторических лиц, невозможно посещение любого из музеев изобразительных искусств. Знание религий, а особенно религии своего народа, необходимо для самопознания народа и необязательно связано с верой. Поэтому учащимся следует давать представление о «мифологии» различных религий хотя бы на уроках истории. Что же касается преподавания вероучений, религиозной исповеди, то они должны вестись в церковных помещениях. Это необходимо еще и в тех случаях, когда проповедничество, милосердие, воспитание нравственности на основе веры входят в основные требования религии (как, например, в христианстве). Верующим различных религий следует предоставить широкие возможности заниматься добрыми делами, организовывать приюты для неразвитых детей, престарелых или безнадежно больных людей.

Преподавателям необходимо воспитывать уважение и терпимость к верованиям и убеждениям человека, разумеется, и атеистическим. Эмоциональное (прежде всего связанное с отрицательными эмоциями) отношение к верованиям и убеждениям может обернуться неприятными последствиями, вплоть до национальной вражды.

Лихачев Д. С. Мысли о культуре будущего // Известия. — 10 ноября. — 1989.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение о том, что история человечества в основном развивалась в рамках религий? 2. Опираясь на знания по истории, литературе, привлекая современный материал, охарактеризуйте культурную роль религии. 3. Сравните данный текст с материалом учебника и покажите их взаимосвязь.

Текст 5. О свободе, веротерпимости и фанатизме

Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ

По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для другого. Есть одно мерило, которым можно измерить свободу, это — веротерпимость... Нетерпимость обыкновенно связывали с сильными религиозными верованиями и в нетерпимости национальной или революционно-социальной видели перенесение религиозной веры на другие сферы. Крайняя форма нетерпимости есть фанатизм. Фанатизм, т. е. предельная форма нетерпимости, есть утеря внутренней свободы. Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестает внутренне владеть собой... Нетерпимость, смягченная форма фанатизма, есть всегда также сужение сознания, есть непонимание множественности и индивидуальности жизни. Истина требует свободы, свободы для того, кто открывает истину, и свободы для других. Веротерпимость связана с тем, что истина бесконечна, открывает бесконечный путь, и превращение истины в конечность, что есть терпимость и фанатизм, есть в сущности измена истине... Спор означает терпимость... И ни один человек не может себя считать обладающим полнотой и завершенностью истины.

...Максимальная свобода есть свобода духовной жизни...

Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990. — С. 288—289.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете выражение: «По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для других»? Поясните эту мысль примерами. 2. Что такое веротерпимость? Почему она является одним из признаков свободы? 3. В чем состоит опасность проявлений нетерпимости, фанатизма для человека; для общества? Приведите примеры таких проявлений. 4. Как вы понимаете положение о том, что ни один человек не может обладать всей полнотой истины? Согласны ли вы с этим мнением? Ответ аргументируйте. 5. Поясните, что означают положения: «Истина требует свободы для того, кто открывает истину, и свободы для других людей»; «Максимальная свобода есть свобода духовной жизни».

Тема 48. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: