Тема: 3.6. Прохождение военной службы по контракту

Теоретический и практический материал

Основы безопасности жизнедеятельности

Для студентов 1 курса

Тема: 3.6. Прохождение военной службы по контракту.

1. Основные условия прохождения военной службы по контракту.

Прохождение службы военнослужащими регулируется Федеральными законами от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Учитывая, что военная служба является видом федеральной государственной службы, представляющей собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства, изучение вопросов прохождения и поступления на военную службу, в том числе и изучение вопросов контракта на прохождение военной службы является актуальным для современного военного права.

Контракт о прохождении военной службы как следствие добровольного соглашения о поступлении на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения - оборона и безопасность.

Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту).

Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают военно-служебные отношения у конкретного лица с федеральным органом исполнительной власти, что не позволяет отождествлять указанный контракт с трудовым или гражданско-правовым договором. На практике это влечет использование особого правового регулирования.

Контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.

Сторонами контракта о прохождении военной службы являются, с одной стороны, Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором комментируемым Федеральным законом предусмотрена военная службы, с другой - гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным требованиям.

При заключении контракта о прохождении военной службы стороны (гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно установленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о прохождении военной службы, за исключением подлежащих согласованию (например, срок). Более того, право внесения в пп. 2 и 3 Типовой формы контракта конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта предусмотренные законодательством Российской Федерации конкретные права и обязанности военнослужащих, обусловленные особенностями их военной службы.

Так, приказом министра обороны Российской Федерации "Об уточнении прав и обязанностей военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту в воинские части 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии" от 14 августа 2002 г. N 309 в целях организации прохождения военной службы в воинских частях 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 дополнены:

- п. 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

"в) пройти требующуюся подготовку (переподготовку) по соответствующей военно-учетной специальности;

г) исполнять обязанности военной службы, в том числе при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

д) при досрочном расторжении настоящего контракта освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое помещение";

- п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

"а) обеспечивает подготовку (переподготовку) по соответствующей военно-учетной специальности;

б) предоставляет для проживания служебное жилое помещение по нормам и в порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь".

Приказом ФСБ России "О контракте о прохождении военной службы" от 18 ноября 1999 г. N 576 на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, предусматривающей наличие у военнослужащих органов федеральной службы безопасности допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ст.ст. 23, 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-I и ст.ст. 15, 38 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, предусматривающих закрепление в контрактах, заключаемых с лицами, допускаемыми (допущенными) к государственной тайне, их прав и обязанностей, обусловленных необходимостью обеспечения сохранности государственной тайны, установлены частичные временные ограничения прав военнослужащих ФСБ России, которые могут касаться:

- права выезда из Российской Федерации на срок до пяти лет со дня последнего ознакомления с особой важности и совершенно секретными сведениями;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий в период оформления более высокой формы допуска или переоформления допуска к государственной тайне.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Заключение контракта о прохождении военной службы ограничено возрастом гражданина. Первый контракт могут заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Заключение новых контрактов ограничено предельными сроками пребывания на военной службы, установленными ст. 49 комментируемого Федерального закона. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может быть заключен контракт в порядке, установленном ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы.

 

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен на неопределенный срок, поскольку в соответствии со ст. 38 комментируемого Федерального закона он заключается на срок 3, 5, 10 лет и в некоторых случаях на меньший срок.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта).

Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. В то же время возникновение военно-служебных отношений связывается не с подписанием контракта о прохождении военной службы, а с изданием административного акта о вступлении его в силу. Следовательно, контракт является одним из юридических фактов, в совокупности образующих фактический состав, влекущий возникновение военно-служебного правоотношения.

Существенными отличиями военной службы от всех других видов государственной службы являются:

1) возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения);

2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей.

Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

2. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, также должен соответствовать требованиям по уровню:

образования;

квалификации;

физической подготовки.

3. Сроки военной службы по контракту.

Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащего, заключающего контракт о прохождении военной службы.

 С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами), - на 3 года;

с поступающим на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами), - на 5 лет;

с поступающим на воинскую должность, замещаемую офицерами, - на 5 лет;

с военнослужащим - курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования - на время обучения в указанном образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года или 5 лет

С военнослужащим, имеющим офицерское воинское звание и поступившим в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, заключается контракт о прохождении военной службы, предусмотренный пунктом "а" части первой статьи 33 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на время обучения в указанном образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания.

С военнослужащим, имеющим офицерское воинское звание и поступившим в адъюнктуру или военную докторантуру, заключается контракт о прохождении военной службы, предусмотренный пунктом "а" части первой статьи 33 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на время обучения в адъюнктуре или военной докторантуре и 5 лет военной службы после их окончания или на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе этого военнослужащего.

          Командир воинской части принимает решение о заключении или об отказе от заключения нового контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта.

4. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Основная льгота, положенная военным – служебное жилье. При его отсутствии выплачивается компенсация за съем.

Военнослужащий может получить жилье в собственность при соблюдении некоторых условий:

Продолжительность службы от 20 лет.

Использование служебного жилья в течение службы.

Необходимость улучшения жилищных условий.

Довольно распространен вариант, когда по истечении первых трех лет контрактник вступает в программу ипотечного кредитования. В течение последующих двадцати лет жилье остается в собственности государства, которое погашает ипотеку. Если военнослужащий расторгает контракт до истечения данного срока, права на жилье он также лишается.

Помимо основной, есть и другие льготы военнослужащих по контракту. В их число входят:

Продовольственный паек

Пособие, выплачиваемое при перемещении на другое место службы

Льготы при получении высшего образования

Социальное страхование и медицинское обеспечение.

Льготная пенсия, начисляемая по истечении 20 лет службы.

 

Домашнее задание: стр.172-185Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015.

Тест

 1. Дайте определение воинской обязанности:

  2. Граждане РФ проходят военную службу:

 а) по контракту и по призыву

 б) только по контракту

 в) только по призыву по достижению определённого возраста

  3. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется

 а) с 1.06 – 30.08 в год достижения 16 - летнего возраста

 б) с 1.01. – 31.03 в год достижения 17 -летнего возраста

 в) с 1.09 – 30.11 в год достижения 18 – летнего возраста

 4. Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин

 а) не явившийся в военкомат по повестке без уважительной причины

 б) явившийся в военкомат, но без документов

 в) не явившийся в военкомат по болезни

5. Назовите (четыре) составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе:

 6. Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:

 а) годен с незначительными ограничениями

 б) временно не годен

 в) ограниченно годен

 7. Призыв на военную службу в РФ проводят:

 а) с 1.04 -30.06 и с 1.10 – 31.12

 б) с 1.04 по 30.06

 в) с 1.04 по 31.12 по приказу Министерства обороны РФ

 8. Отсрочка для временно не годных к военной службе предоставляется на

 а) 3 или 6 месяцев

 б) 6 или 12 месяцев

 в) 12 или 18 месяцев

  9. Началом военной службы считается

 а) день убытия из военкомата

 б) день прибытия в часть

 в) день принятия присяги

  10. Военные сборы для граждан, прибывающих с запасе, проводят сроком:

 а) до 2 месяцев не чаще 1 раза в 3 года

 б) до 1 месяца не чаще 2 раза в 5 лет

 в) до 3 месяцев не чаще 1 раза в 4 года.

 11. Сроки военной службы в РФ

 а) 32 месяца и 12 для тех, кто имеет высшее образование.

 б) 12 месяцев и 6 месяцев для тех, кто имеет высшее образование

 в) 24 месяца или 12 для тех, кто имеет высшее образование

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме3.6
Карточка №1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: