Практическое занятие №16
по дисциплине ОП 04. Фармакология
Тема | Кардиотонические, антиангинальные, противоаритмические средства. |
Содержание учебного материала | Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах кардиотонических препаратов, широко используемых врачами скорой помощи, кардиологами, терапевтами и врачами других специальностей для оказания помощи больным с сердечной недостаточностью. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах противоаритмических препаратов, применяемых в кардиологии, реанимации, терапии. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах средств, широко применяемых для лечения ишемической болезни сердца, являющейся одной из наиболее частых причин развития инфаркта миокарда, инвалидности и смертности населения. |
Актуализация ранее изученного материала | Решение ситуационных задач (Приложение1) |
Углубление знаний по теме | https://yadi.sk/i/aVvcpa0TCM8jZg Харкевич, Д. А. Фармакология / Д. А. Харкевич. − М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. − С. 278 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | Выполнение заданий. Самостоятельная работа. Выписывание рецептов |
Обратная связь | dmit-turkin@yandex.ru https://vk.com/caspertur |
|
|
Приложение 1.
Занятие №16 Тема: Кардиотонические, антиангинальные, противоаритмические
Средства.
КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах кардиотонических препаратов, широко используемых врачами скорой помощи, кардиологами, терапевтами и врачами других специальностей для оказания помощи больным с сердечной недостаточностью.
Цель занятия:изучить фармакологию и токсикологию кардиотонических средств с использованием иллюстративного материала; охарактеризовать показания и противопоказания к их применению.
Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы кардиотонических средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.
Студент должен уметь: самостоятельно в графиках, таблицах, слайдах анализировать эффекты кардиотонических препаратов по совокупности фармакокинетических и фармакодинамических свойств; оценивать возможности их использования для фармакотерапии острой и хронической сердечной недостаточности; выписывать рецепты на препараты в соответствующей лекарственной форме.
Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для детей и подростков.
|
|
Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и интернет ресурсами.
Базисные разделы для повторения: анатомо-физиологические особенности сердца, функции сократимости, проводимости, возбудимости и автоматизма и механизмы их регулирования; патогенез сердечной недостаточности; особенности транспорта через биомембраны полярных и неполярных соединений; кумуляция, гепато-дуоденальная рециркуляция; правила выписывания лекарственных препаратов.
Вопросы и препараты для подготовки к занятию
Препараты:
Сердечные гликозиды (СГ): *дигоксин, *строфантин К (строфантин), *коргликон, адонизид.
Кардиотоники негликозидного строения: добутамин, *допамина гидрохлорид (дофамин), милринон, левосимендан (симдакс);
Средства помощи при передозировке СГ: калия и магния аспарагинат (аспаркам, панангин), фенитоин (дифенин), атропин (атропина сульфат).
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Кардиотонические средства, определение, классификация.
2. Сердечные гликозиды. Определение. История изучения. Источники получения.
3. Кардиальные эффекты СГ (влияние на силу, частоту сокращений сердца, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде). Механизм систолического и диастолического действия. Внекардиальные эффекты СГ (влияние на ЦНС, почки, сосуды).
4. Сравнительная характеристика препаратов СГ по фармакокинетике (всасывание из ЖКТ, скорость развития и длительность эффекта, выведение, способность к кумуляции, коэффициент элиминации).
5. Применение СГ при острой и хронической сердечной недостаточности. Возможность назначения их детям с ревматизмом, пороками сердца, страдающих острыми детскими инфекциями и др. Тактика использования СГ, целесообразность сочетания с препаратами К и Mg, анаболическими средствами.
6. Интоксикация сердечными гликозидами: клинические проявления, профилактика, лечение. Использование препарата Fab-фрагментов иммуноглобулинов к дигоксину - дигибинда и др.).
7. Кардиотонические средства негликозидного строения (допамина гидрохлорид, добутамин, милринон, левосимендан). Механизм кардиотонического действия, эффекты, особенности фармакокинетики, применение. Выбор препаратов для оказания скорой помощи ребёнку с острой сердечной недостаточностью, кардиогенном шоке.
Задания для подготовки практической части занятия (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ)
I. Выписать рецепты:
1. Дигоксин в таблетках и ампулах
2. Строфантин
3. Коргликон
4. Калия и магния аспарагинат в таблетках и ампулах.
5. Допамина гидрохлорид.
6. Милринон.
II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:
1. Средство помощи при острой сердечной недостаточности
2.Средство для лечения хронической сердечной недостаточности
3.Средство помощи при интоксикации сердечными гликозидами
КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
МНН | Торговые названия препаратов | Формы выпуска | Способ применения |
*Дигоксин Digoxin | *Дигоксин Digoxinum | *Табл. по 0,25 мг *Р-р 0,25мг/мл (0,025%) в амп по 1мл | По 1 табл. 1-3 раза в день По 1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день |
*Строфантин К Strophanthin К | *Строфантин Strophanthinum | *Р-р 0,5мг/мл (0,05%) в амп по 1мл | По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день |
*Коргликон Corglycon | *Коргликон Corglyconum | *Р-р 0,6мг/мл (0,06%) в амп по 1мл | По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день |
Адонизид Adonisid | Адонизид Adonisidum | Фл. по 15 мл | По 20 – 40 капель 2-3 раза в день за 30 мин. до еды |
Калия и магния аспарагинат Kalii et magnii asparaginas | Панангин (Аспаркам)Panangin (Asparkam) | Табл. и драже сложного состава | По 1 табл. (драже) 2-3 раза в день |
Р-р в амп. по 5 и 10 мл | По 10-20 мл в 100 мл 5% р-ра декстрозы в/венно капельно | ||
*Атропин Atropine | *Атропина сульфат Atropini sulfas | Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 1мл | По 1 мл п/кожно (в/мышечно) 1-3 раза в день |
Фенитоин Phenytoin | Дифенин Dipheninum | Табл. по 117 мг | По 1 табл. 2-3 раза в день |
*Допамина гидрохлорид Dopamine hydrochloride | *Дофамин Dofaminum | *Р-р 5мг/мл (0,5%) 10мг/мл (1%) в амп по 2мл | По 2 мл в/венно капельно в 125 мл 5% р-ра декстрозы. |
*Р-р 40мг/мл (4%) в амп по 5мл | По 5 мл в/венно капельно в 400 мл 5% р-ра декстрозы | ||
Добутамин Dobutamine | Добутамин Dobutaminum | Порошок во фл. по 0,25 | Содержимое фл. в/венно капельно в 500 мл 5 % р-ра декстрозы |
Милринон Milrinone | Милринон Milrinonum | Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 10мл | По 10 мл в/венно капельно в 500 мл 0,9% р-ра натрия хлорида |
Левосимендан Levosimendan | Левосимендан Levosimendan Симдакс Simdax | Р-р 2.5мг/мл (0,25%) в амп по 10мл | Сод.1амп. в/венно капельно в 500 мл 5% р-ра декстрозы |
|
|