Закрытие первой Российской школы Трезвости

Но началась Первая мировая война, и для о.Павла Горшкова, и его питомцев наступила иная жизнь. У нас нет данных, как они жили в эти суровые для Родины годины, но не имеется ни малейших сомнений, что христианский долг, дух любви и патриотизма горел в сердце каждого из воспитанников. Вероятно, выпускники первых лет были мобилизованы и с оружием в руках защищали Русскую землю от внешнего врага, а выпускницы служили сёстрами милосердия при лазаретах, в то время как младшие оказывали посильную помощь фронту, раненым, победе. А иеромонах Павел, как и положено русскому священнику, нёс молитвенную вахту, продолжая трудиться на ниве нравственного воспитания подрастающего поколения и святой Трезвости, Словом Божиим и Делом укрепляя дух соотечественников.

…События 1917 года отразились на всех россиянах, возбудив в них самые низменные страсти. Страх, ненависть, озлобленность, жестокость заполонили российское общество. Раздоры проникли и в церковную среду. Не обошли они стороной Троице-Сергиевую Пустынь. Это было такое время, когда в смертельной схватке встретились зло и добро, сразились силы тьмы и света. Бой шёл, в первую очередь, в сердце всякого человека, отзываясь Армагеддоном хаоса в людских душах. Мiр замер, вздрогнул и разделился. И каждый, мирянин ли, священник ли, должен быть сделать выбор. И выбор нужно было делать незамедлительно: уже полыхала Русь, стучали пулемёты и бездыханными падали на булыжные мостовые Санкт-Петербурга окровавленные тела русских людей, вступившихся за прошлое, трезвенников, защищающих крестными ходами святыни, священников, подымающих голос в защиту Бога, Царя, Отечества. Уже были расстреляны священники-трезвенники: Александр Васильев, Пётр Миртов, Философ Орнатский и многие тысячи других. Тьма заслонила Солнце: началась война против православной веры, против русской цивилизации. И только Бог хранил иеромонаха Павла Горшкова от неминуемой гибели, спасая для нового подвига, в перевёрнутой странице отечественной истории.

Школу закрыли, а батюшка был вынужден скрываться, так как его проповеди и беседы, изобличающие революционных крамольников и супостатов, его всенародная известность убеждённого сторонника монархической власти, и даже монашеский сан привлекали к себе внимание кровожадных безумцев, ликующих на улицах и площадях поверженной столицы. За монастырскими стенами отсидеться было невозможно, так как смута проникла и в иноческую среду, поражая насельников бациллой обновленчества. Да и не таков он был, иеромонах Павел Горшков, чтобы в опасный для Отечества час бездействовать. В это шаткое время он, как и прежде, оставался учителем, советчиком, духовником, образцом и примером. Он нёс собой не только символ Христа, он стал искрой воспламеняющей души людей любовью к России, верой в незыблемость Истины.

Подвергать себя и друзей, дававшим ему временное прибежище, становилось чрезвычайно опасно, и, по совету и хлопотам бывшего ученика, заведовавшего деревенской школой, руководитель Сергиевской школы Трезвости перебирается приходским священником в деревню Вересть Волосовского уезда.




double arrow
Сейчас читают про: