Организация первой Российской школы Трезвости

С целью оздоровления нравственной атмосферы российского общества и его исцеления, по благословению того же о.Иоанна Кронштадского, при церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг создаётся Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, просуществовавшее 26 лет (до 1918 года). Церковь построена в 1891-92 годах на средства рабочих и служащих в честь чудесного спасения Александра III во время террористического акта, совершённого против его семьи в 1888 году. Крушение поезда, в котором Государь возвращался из Крыма, произошло в день, когда отмечался праздник Андрея Критского, убитого в годы правления византийского императора Константина Копронима (754 год). Спасая семью и приближённых, Царь на своих плечах удерживал многопудовую обрушившуюся крышу вагона, под которой находился сам и ему близкие люди.

Вскоре, в знак благодарности святому и всенародной любви к Государю, по всей России началось возведение церквей и часовен во имя преподобномученика Андрея Критского. Появилась таковая и по соседству с Сергиевой Пустынью: в 1903 году был выстроен дом Общества ревнителей веры и милосердия, при котором располагались школа с приютом для сирот, богадельня для одиноких старушек и сама церковь. Одним из учредителей Общества был св. праведный Иоанн Кронштадтский, ставший его почетным членом, тогда как председателем правления стал будущий настоятель (1915-1919) Троице-Сергиевского монастыря - иеромонах Сергий, в миру Иван Прохорович Дружинин (1863-1937).

Председателем же Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг, все годы его существования был о.Философ Орнатский, личность незаурядная, талантливая, заслуживающая не только пристального внимания, но и подражания. Вот как отзывался о нём новомученик и исповедник Российский Митрополит Владимир Богоявленский (1848-1918): «В течение двадцати лет он состоит председателем столичного Общества Распространения религиозно-нравственного просвещения, которое за время его председательствования выстроило восемь храмов, при них сосредоточены школы, воскресные классы, бесплатные духовные библиотеки, церковно-народные хоры, общество трезвости. В организации их руководственное значение принадлежало их председателю. Из них большую известность приобрело Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви Общества у Варшавского вокзала, построенной заботами Орнатского, - на участке земли, им же исходатайственном у Городской Думы. Само общество религиозно-нравственного просвещения и его различные учреждения, например общества трезвости, Христианское содружество учащейся молодежи... вызвали подражание во всей России».

В 1893—1917 годах о.Философ был, одновременно, гласный Петербургской городской думы от духовенства, членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. Инициировал устройство ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен и т.д. Его стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, в том числе храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала (самый большой из них), при котором о.Философ основал Александро-Невское общество трезвости. Как уже было отмечено, его председателем стал о.Александр Рождественский, непосредственное общение с которым подвигло о.Павла Горшкова, посвященного к этому времени в иеромонахи, возглавить Сергиевское отделение Санкт-Петербургского Александро-Невского Общества Трезвости, открытое 26 августа 1904 г. при Сергиевой Пустыни. Известно, что на трезвенническую деятельность его благословил св. о.Иоанн Кронштадский.

За время знакомства с о.Александром, одним из главных вдохновителей грандиозных крестных ходов из города в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь, во время которых возносились молитвы о несчастных, одержимых недугом пьянства, о.Павел принял активное участие во многих трезвеннических мероприятиях, от крестных ходов, до просветительских бесед нравственного и антиалкогольного содержания. Общаясь с людьми, вдохновлёнными идеей отрезвления, будучи в центре торжеств и начинаний Общества, он всей душой полюбил «трезвую армию» и так проникся любовью к её членам, что не мыслил себе дальнейшую жизнь без борьбы за трезвого человека. Первыми членами Сергиевского отделения Александро-Невского Общества Трезвости стали певчие послушники, к которым постепенно присоединялись миряне. Вначале все собирались в келье у о.Павла, затем в монастырском доме, потом перешли в церковь, а вскоре, когда трезвенническая деятельность приняла пространные размеры, шагнули в мир. Всё больше людей, поражённых пьянством, обращались за помощью: страждущие давали Господу обет воздержания от употребления спиртного на известный срок, иные – зарок: жить праведно.

 

Понимая, что трезвость это духовно-нравственное состояние личности, которое надо взращивать, развивать и воспитывать с детских лет, о.Павел инициирует открытие школы трезвости, воплощая в жизнь мечты почившего о.Александра и продолжая дело, начатое протоиреем Иоанном Сергиевым. Последний, после многолетних поисков средств и форм помощи нуждающейся бедноте Кронштадта, в целях её просвещения и оздоровления морально-нравственной атмосферы, ради возвышения человеческого достоинства простого люда, привлечения его к общественно-полезной деятельности, его трудоустройства и, в какой-то мере, защиты, предложил организовать своеобразный социальный приют, т.н. «Дом трудолюбия». Данный проект с успехом был осуществлён, и в 1882 году, после освящения помещений, четырёхэтажный Дом Трудолюбия широко открыл свои двери. В России это было первое заведение подобного типа. По округе весть о приюте разлетелась быстро, и начала стекаться беднота и нуждающиеся со всего Петербурга, ко всем проявлялось самое внимательное и сердечное отношение. Обслуживающий персонал, вчера ещё бедствующие православные христиане, с пониманием, терпением и христианской любовью встречали приходящих. Для каждого находилась посильная работа, за которую труженик получал сытую здоровую пищу, небольшую плату, при надобности, ночлег. Особой нужды в закупных продуктах питания не было: зелень и овощи выращивали на своих огородах, хлеб выпекали сами.

Создавались условия, чтобы каждый прибившийся зарабатывал на хлеб сам. Для этого при Доме Трудолюбия функционировали: пенькощипальная мастерская, в течение года обеспечившая работой до 25 тысяч человек; женская мастерская, с тремя отделами: модного, белошвейного, вышивки и метки белья; сапожная мастерская. Любой вновь прибывший мог получить соответствующую специальность, обучиться швейному или сапожному ремеслу. Были и другие рабочие места: работала народная столовая, где в будни обеды отпускались за небольшую плату, а в праздники – бесплатно, при чём для нескольких сот человек; ночлежный приют, взимавший за услугу по 3 копейки. Вместе с тем, осуществлялось бесплатное призрение бедных женщин, вёлся бесплатный приём в амбулаторной лечебнице, работал приют для малолетних обоего пола, действовало убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей и загородный дом милосердия имени Отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем (как бы сейчас сказали, местом отдыха).

Обращают на себя внимание условия, созданные при приюте для народного просвещения. В первую очередь, это наличие бесплатного начального народного училища и бесплатная детская библиотека при нём. Комплекс образовательных услуг: народная бесплатная читальня и воскресная школа, рисовальные классы и вечерние курсы ручного труда, класс женского рукоделия. Техническое обеспечение образовательного процесса было на передовом уровне. Даже народные чтения по воскресным и праздничным дням, с сочетанием Евангелия, русской истории и литературы, отличались передовыми образовательными технологиями, перемежаясь сопроводительными туманными картинками. Здесь же была учреждена книжная лавка.

Как видим, христианская любовь св.праведного Иоанна Кронштадского к своей пастве была безграничной и многоликой, выражалась в конкретной многообразной заботе о страждущих. Одному Богу известно, чего стоило пастырю организовать при Андреевском приходском попечительстве ежегодную материальную помощь (до нескольких тысяч рублей) бедным многодетным семьям; или заложить и отстроить в 1888 году каменный трехэтажный дом для ночлежного приюта, а в 1891 году каменное четырёхэтажное здание Странноприимного дома во дворе Дома Трудолюбия, предназначенное для расселения богомольцев, во время их приезда в Кронштадт к Всероссийскому Батюшке за молитвой и советом. 21 ноября 1890 года о.Иоанном в ночлежном приюте была освящена домовая церковь во имя св.Александра Невского.

Перед взором иеромонаха Павла был реальный пример, образец, следуя за которым ему предстояло решить конкретную социальную задачу: воспитание нового человека. Испросив Божией помощи, получив благословение у о.Иоанна и помолившись, молодой батюшка принялся за дело. И 14 сентября 1905 года заработала первая школа Трезвости, изначально предназначавшаяся для детей пьющих родителей, которых весьма предостаточно было в Сергиевском околотке. Любой желающий мог пользоваться бесплатной школьной библиотекой.

Плата за обучение с учащихся не взималась. Занятия проходили в необорудованном для этого помещении, вмещавшем 7-10 человек. Но трудности не страшили и, несмотря на то, что школьникам приходилось сидеть на поленьях, подкладывая под листки и книжки старые, обнаруженные где-то валявшимися, доски, учёба началась. Вместе с о.Павлом, первой учительницей для ребят стала А.А. Павлова, местная преподавательница грамоты. Обязательными предметами образовательной программы были: Закон Божий, русский язык, арифметика, уроки земледелия и рукоделия. Обучение происходило на фоне бесед о нравственности и трезвом образе жизни. В простых, доступных формах детям излагались законы и аксиомы правильного бытия, а элементы из науки о трезвости входили во все преподаваемые дисциплины. Вопреки опасениям скептиков дети воспринимали информацию серьёзно, вдумчиво и внимательно. Не редки были случаи, когда школьники за руку приводили родителей, которые объясняли, что под влиянием своего чада приняли решение начать вести трезвую жизнь. Таковых принимали в трезвую школьную семью. Прибивались и бездомные, которых не отталкивали, а те начинали жить рядом, принося посильную помощь школьному сообществу.

Интересно, что открыта школа была без копейки денег и в наёмном помещении. На молебне при её освещении собрали сумму 37 рублей 20 копеек, с которой она и начала функционировать. Благодаря деятельности, направленной на просвещение и нравственное преобразование подрастающего поколения, школа снискала уважение среди православного люда. Осуществляемая деятельность была замечена, и всем миром решено было строить для школы собственное здание. Деятельное участие советами принимал в постройке школы тайный советник И.Ф. Оношкович-Яцына (†1911). Местные крестьяне подарили под школу землю, а Главное Управление землеустройства и земледелия безвозмездно выделило лес. Некто И.П. Баранов согласился быть попечителем школы и пожертвовал 4.000 рублей, а архитектор-художник Н.П. Козлов составил план постройки. Согласно проекту, это было двухэтажное деревянное здание с мастерскими. Большую помощь оказало Министерство Финансов, отпустив единовременно 2.500 руб. и выделив ежегодное пособие. Не остался в стороне училищный Совет при Священном Синоде, отпустив на школу и оборудование мастерских 3.500 рублей и обеспечивший учащихся необходимыми учебными пособиями и книгами. На завершение строительства ушло меньше года. Как писал сам Павел Горшков: «В девять недель вырос Дворец Трезвости там, где раньше был косогор, где рос бурьян, а теперь явился маяк св. Трезвости. 5 октября 1906 года школа была освящена при торжественной обстановке. В построенном доме имеется комната-библиотека, она же канцелярия, и здесь записываются в члены трезвости, несколько мастерских, помещение для учительского персонала и приют на 7 детей... Вся постройка оценена в 12.000 р., а благодаря строительной комиссии она обошлась в 6.500 р.». (Иеромонах Павел (Горшков) «Первая Российская Сергиевская школа трезвости». СПб, 1909 г.)

С этого дня школа Трезвости помещалась в двух построенных зданиях с мастерскими и сельским хозяйством. Теперь в ней ежегодно обучались до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Она включала в себя две начальные двухгодичные школы для девочек и мальчиков, народную библиотеку, народные воскресные общеобразовательные курсы, антиалкогольный музей, трудовые мастерские, сад и огород, столовую. За образовательным процессом и школьной деятельностью наблюдал попечительский совет из 12 человек, во главе которого стоял главный делатель и вдохновитель, неутомимый, «не знающий предела любви», иеромонах Павел Горшков.

Именно ему - монаху, волею судеб ставшим директором первой в России трудовой школы Трезвости, аналогов которой нет до сих пор, суждено было вдохнуть в трезвенное движение новую струю, осуществить и преумножить задуманное его предшественниками: С.А.Рачинским, о.Иоанном Кронштадским, о.Александром Рождественским и др. Он, Промыслом Божиим, по молитвам соработников на святой ниве Трезвости, интегрировал в едином образовательном пространстве светское и религиозное мировидение, тем самым развеяв миф о их антагонизме. Здесь светское, строго научно обоснованное, и религиозное, развивающее нравственную сферу личности на ценностных ориентирах Православия, просвещение гармонично вписывалось в систему гражданского и патриотического воспитания. Учащиеся держали в руках и Библию, и учебник; с любопытством рассматривали и иконы, и «туманные картинки волшебного фонаря»; разучивали и религиозные, и светские, и государственные песни и гимны; участвовали в церковных, общественных, государственных мероприятиях, и т.д., и т.д., Именно он, монах Павел Горшков, подобрал и обогрел детей, выбитых из жизненной колеи на уличные обочины, обучив их не только грамоте, но, вдохнув в сердца смысл бытия, научив самому необходимому: трезво и радостно смотреть в мир. В родных школьных стенах дети не просто становились, но выделывались новыми людьми, людьми Новой Эпохи, людьми Будущего. Сегодня мы можем сказать, что школа Трезвости П.М. Горшкова более чем на 100 лет опережала своё время, и была не просто школой, но Школой Будущего.

Об этом мы можем говорить сейчас, спустя век, а тогда школа выживала и находилась в ужасно скудных, если не сказать нищенских условиях. Ради увеличения денежных средств, силами учащихся устраивались концерты, а также проводились лотереи. Чтобы поддержать существование учебного заведения настоятель Сергиевой Пустыни архимандрит Михаил в 1908 году выделил, на правах аренды, участок монастырской земли близ станции Сергиевской Пустыни Северо-3ападной ж.д., где был построен дома на 8 квартир, превратившийся в школьный кормилец. В том же году открылось Сергиевское общество трезвости, при Болдыревой белильной фабрике, в молельном доме, напоминавшем часовню. С сентября 1908 года учебное заведение, руководимое о.Павлом Горшковым, стало официально именоваться «Первой Российской Сергиевской школой трезвости». С 1911 г. в её состав вошло Монастырское Стрельнинское двухклассное училище, переведенное в новое помещение [РГИА, ф. 532, оп. 1, д. 102, с. 186]. Теперь при школе имелись мастерские: портняжная, переплетная, сапожная, столярная и слесарная.

Выпускникам выдавалось свидетельство об окончании курса одноклассной церковно-приходской школы, после чего они пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. В ряде случаев учащиеся были определены в гимназии. Дети бедных родителей находились при школе на протяжении трех лет. Дисциплина и порядок соблюдался неукоснительно. Учащиеся, приходя в школу, переодевались в школьное платье, в синюю форму, которую получали от учебного заведения и носили только в его стенах. Занятия начинались в 9 часов утра молитвою и оканчивались в 15-16 часов. Обязательными предметами были Закон Божий, русский язык, арифметика, славянское чтение, рисование, чистописание, пение, ремесла и рукоделие. К концу первого года обучения мальчики могли самостоятельно столярничать и переплетать книги, а девочки могли вязать, штопать, шить, стирать и гладить. Всему необходимому для жизни их специально обучали. Так уроки рукоделия три раза в неделю вела американка Э.Я.Смит. После занятий дети сами наводили порядок в классных помещениях. В постные дни учащиеся говели. Накануне религиозных праздников в школе служилась всенощная, на которой читали и пели сами воспитанники. В праздничные дни в 16 часов служился молебен при пении детей, а затем велись беседы духовно-нравственного и научного характера, сопровождаемые световыми картинами. На Рождество для детей устраивалась елка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: