Исход. Вынужденная эмиграция

После учинённого Я. Свердловым, М. Урицким, Д. Троцким и их соплеменниками «красного террора», начавшегося с провокации евреев-революционеров против русских социал-демократов, последующая жизнь казалась кошмарным сном. Это был ад наяву. Массовое физическое истребление русских людей было неожиданным и ужасным. Реки «белой» крови залили вначале улицы столицы, а следом и всю страну. Сегодня понятно, что это была хорошо спланированная диверсия, массовый террор в масштабах Российской империи. Повсюду власть захватили иудеи, которые как по команде, почти одновременно стали уничтожать, как выражались большевики, «буржуев», «попов» и «врагов революции». Русь обессиленная, словно обескровленная, упала в обморок, а её грабили, убивали, насиловали, не жалея ни детей, ни женщин, ни стариков. Кто мог, спасался бегством. Где-то кому-то удавалось стихийно организовываться в очаги сопротивления, на что следовал беспощадный террор, не только повстанцев, но и всего населения…

В июле 1919 года части Северо-Западной Белой армии выдвинулись с территории Эстонии на Петроград. В поле военных действий оказалась местность, где обитал о.Павел. Под огнём боевых орудий деревянные постройки, включая церковь, сгорели дотла. Не являясь сторонником революционных реформ, оставаясь приверженцем монархии, единой и неделимой России, под ударами богоборцев, Павел Горшков стал вынужденным беженцем, отступающим с частями генерала Н.Н.Юденича на территорию Эстонии, провозгласившей себя в 1918 году независимым от России государством.

Здесь, в армии добровольцев, сражавшихся за прежние идеалы, он чувствовал себя нужным, здесь рядом с ним были православные люди, стоящие, как и он, на защите интересов русского народа. Им требовалась его духовная и молитвенная помощь. Батюшка не гнушался физического труда, с усердием и любовью ухаживал за ранеными, помогал санитарам. И всё же, основной его деятельностью была литургическая служба, проповедь, отеческие наставления братьям во Христе, идущим за веру на смерть.

Эстония встречала пораженцев неприветливо, холодно. Уже забылись долгие годы совместной жизни в единой державе, вытеснялось из памяти то благо, которое сделала Россия, русский народ для достойного проживания поморского населения. Эстонцы начинали себя осознавать хозяевами родной земли, они были чванливо горды, что у них появилась своя страна, своё государство. И хотя в нем верховодили немцы, набирала военную мощь эстонская армия. А русские люди, теперь не имеющие «большой» родины, несмотря на то, что долгие годы проживали в тех краях, а многие родились и выросли здесь, становились бесправными, ненужными отщепенцами. Белая армия, терпящая поражение за поражением в битве за Россию не могла защитить русское население ни на родине, ни на чужбине. Более того, армия российских беглецов для молодого государства начинала становиться опасной, и осенью, после очередной неудавшейся попытки овладеть Петроградом, при переходе эстонской границы она была разоружена. Отныне стало ясно всем: поражение Белой армии было предопределено. Так русское воинство хоругвеносцев, преданное псевдо-союзниками, в одночасье потерявшее родину и веру, вынуждено было подчиниться грубой силе «друзей» и впасть в уныние.

А обессилить было отчего: «Русских начали убивать прямо на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще всячески притеснять всякими способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10 000, обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать на трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло», - сообщалось в секретном докладе Северо-Западного фронта о положении русских в Эстонии в 1920 году.

Вот когда нужен был священник! Для них: обездоленных, забитых, голодных, немощных, унылых звучало Слово Божие из уст иеромонаха Павла Горшкова: возносились молитвы, пелись акафисты и каноны.

Какое благо, Господи, что именно он – отец Павел был рядом с умирающими христианами! Какое счастье, Господи, что он был рядом с Тобой, вдувая веру в души обессиливших воинов, вселяя любовь в сердца покинутых!

Летом 1920 года госпиталь, при котором находился скитающийся монах, прибыл в Печоры и о.Павел приписался насельником к Псково-Печорской обители, но заниматься хозяйством и обустраивать монастырь он уже не мог. После долгих обсуждений и согласований с наместником иеромонахом Иоанном (Булиным Николаем Александровичем, 1893-1940), ныне причисленного к лику святых новомученников, батюшка Павел понёс крест странствующего монаха. Путь его лежал по местам поселений православных христиан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: