Участие школьников в общественной жизни

Поистине грандиозным и впечатляющим был Первый Всероссийский Праздник Трезвости, в котором приняли участие 56 регионов Российской Империи. Радовались как дети жители губерний: Акмолинской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Войска Донского, Забайкальской, Енисейской, Иркутской, Казанской, Калужской, Киевской, Ковенской, Костромской, Кубанской, Курляндской, Курской, Лифляндской, Люблинской, Минской, Могилёвской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Приморской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Семиреченской, Симбирской, Смоленской, Ставропольской, Сувалкской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Томской, Тульской, Тургайской, Уральской, Уфимской, Харьковской, Черниговской, Эстляндской, Ярославской. По современным меркам, это территория Российской Федерации плюс территория независимых государств: Польши. Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Всего же на тот момент в Россию входило 90 субъектов, включая Царство Польское и Финляндское Великое Княжество. Устроителями праздника стали 213 обществ и братств трезвости, члены которых были представителями разных национальностей.

Дети со своим пастырем могли только представлять масштабы столь величавого события, но то, что происходило перед их глазами, чему сами они были непосредственными участниками, торжеством наполняло их светлые души.

Вечером 27 апреля 1913 года за всенощным бдением с благословения митрополита Владимира во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении и цели Праздника трезвости, вновь зачитанное на утренней литургии 28 апреля. Само мероприятие было назначено на 14 часов у Казанского собора на Невском проспекте Петербурга. К этому времени к назначенному месту подошло 26 крестных ходов, обозначив собою 70-ти тысячную армию трезвенников всех возрастов и всех социальных слоёв российского общества. Благодетель и непосредственный участник Всероссийского трезвенного движения митрополит Владимир, с молитвенным благословением осенил присутствующих, а в их лице всех трезвенников России словами, чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Вслед за ним с приветственным словом и прочувственной речью выступил не менее известный протоиерей Пётр Алексеевич Миртов, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала, председатель действовавшей при ней Александро-Невского общества трезвости. Выступили и другие ораторствующие. После чего совершён общий молебен, сопровождавшийся величавым пением многотысячного хора. Так, с пением, и молитвами, восхвалявшими Господа и Пресвятую Богородицу, людской поток истёк на Невский проспект, ручейками разливаясь по церквям.

Трудно себе представить прохожих, зевак или просто зрителей, кого бы не захватил праздничный круговорот. Казалось, что в этот день радовалась вся столица, веселилась вся Российская империя, торжествовал целый Мiр. Люди хотели жить трезво, они мечтали о христианском благолепии. «За Христа! За Трезвость», неоднократно звучал в эти дни любимый призыв первого зачинателя крестных ходов, руководителя Александро-Невского братства трезвости в Бозе почившего о.Александра Рождественского. Много воды утекло с тех пор, но посаженное им древо трезвения разрослось до таких размеров, что без массовых регулярных трезвеннических ходов, возглавляемых первыми церковными иерархами, Петербург уже не воспринимался.

Десятки тысяч листков, подготовленных для раздачи, разошлись по городу мгновенно, а вечером в 14 столичных залах, в том числе в церквях, на заводах и в помещениях обществ трезвости, состоялись чтения на духовно-нравственные, исторические, антиалкогольные темы, сопровождаемые «туманными картинами» и показом кинематографических лент. Специально для этого случая, по заказу Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников акционерным обществом «А.Ханжонков и К°» был сделан фильм из 4-х частей под названием «Пьянство и его последствия», общей продолжительностью 2 часа. В нём в простой и общедоступной форме было показано разрушительное действие алкоголя на все органы человека и последствия его употребления — деградация, преступность, наследственные недуги, ранняя смертность и т.д. Демонстрация сопровождалась комментарием доктора Вержбицкого. Фильм созданный на строго научной основе производил на зрителя столь сильное впечатление, что епископ Нарвский Никандр разрешил демонстрацию фильма в течение 2-х вечеров в одном из петербургских храмов. Позднее картина демонстрировалась для народа даже в Екатерининском храме столицы. Одна из петербургских газет писала: «Картина эта производит сильное впечатление на зрителей, давая им наглядное понятие, как спиртные напитки губят физическую и нравственную мощь человека». Кинематограф возымел на зрителя невиданное действие, отчего в одном из циркуляров Департамента полиции предписывалось губернаторам и градоначальникам всячески поощрять его просмотр широкой аудиторией.

Просмотр произвёл такой общественный резонанс, что картину «Пьянство и его последствия» удостоили своим вниманием господа Члены и Высшие Чины Святейшего Правительствующего Синода, Министры Военный, Путей Сообщения и Морской. За фильмом было признано общегосударственное значение и господа Министры циркулярно рекомендовали подведомственным учреждениям, а Министр Финансов, кроме того,— всем Обществам о Народной Трезвости в России, приобретение этой картины для демонстрирования ее перед возможно широкой массой населения.

Признавая за картиной громадное нравственное значение как орудия борьбы с алкоголизмом, Святейший Правительствующий Синод разрешил демонстрирование фильма по всей России в течение 4-ой недели Великого Поста. Просматривал ли фильм Монарх, то доподлинно не известно.

На следующий день, 29 апреля в столице повсеместно, включая императорские театры во время представлений, допоздна работали около 3500 добровольных сборщиков и сборщиц пожертвований на нужды святой Трезвости. Денежные сборы производились в опечатанные кружки, жертвователям предлагались в подарок цветы, значки и листки. Всего было роздано 256 тыс. цветов, 309 тыс. 109 значков "Голубь потопа" с надписью на масличном листке "трезвись" (напоминание о голубе, принёсшем библейскому Ною весть о спасении на твёрдой земле), 223 тыс. значков с надписью "Трезвость - счастье народа" и 350 тыс. информационных листков. Пожертвования были скромными, но от души, так в кружке №362 была найдена записка: «Жертвую последние три копейки. Спасите только моего папу от пьянства. Дмитрий».

Инициатором проведения столь значимого для русского народа и Российской Империи мероприятия выступили высокооплачиваемые работники умственного труда, организовавшиеся в 1911 году во Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (Союз, ВТСХ), девизом которого стало: «В трезвости – счастье народа». Союз объединял трезвенников в количестве 34 человека. Его председателем стал потомственный дворянин Борис Ильич Гладков, товарищем председателя – врач Пажеского корпуса, доктор медицины, коллежский советник Александр Идельфонсович Вержбицкий. Покровительствовал Союзу двоюродный дядя Николая II – Константин Константинович Романов, президент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, генерал-инспектор военно-учебных заведений, поэт. Деятельность Союза была плодотворна, количество членов филиалов росло, число членов увеличивалось. На 1 января 1913 года у ВТСХ в 14 губерниях было 20 отделов, в которых насчитывалось 1221 человек, из которых: 33 основателя, 350 действительных членов, 258 кандидатов, 580 несовершеннолетних кандидатов. За свою активную в первую очередь организаторскую деятельность, Союз имел как благосклонность, так и благодарность на самом высоком уровне. На поднесённом в этом же году Царю адресе с анализом развития Трезвости в России, Государь Николай Александрович Романов начертал: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей Земле Русской трезвенного движения».

Через полтора года, с началом военных действий Германии против России, «Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников», состоящий под августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича, обратился к Его Императорскому Величеству Государю Императору с всеподданнейшим ходатайством о воспрещении производить продажу водки. Его Императорское Величество благоугодно на имя Августейшего Покровителя «Союза трезвенников» ответил телеграммою: «Великому Князю Константину Константиновичу. Искренно благодарю Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки. Николай». 10 сентября 1914 года в газетах был опубликован Закон: «Волостным, станичным, сельским, селенным, хуторским, аульным и другим заменяющим их сходам и сборам, а в городах и посадах - городским думам и заменяющим их учреждениям, предоставляется возбуждать установленным порядком, выраженные в законно состоявшихся проявлениях и приговорах, ходатайства о воспрещении в состоящих в их владении местностях, а также на расстоянии ста сажен от границ означенных местностей, - продажи крепких напитков».

Данный запрет, хотя и не являлся «сухим законом» серьезно ограничил продажу спиртосодержащей продукции, чем вызвал недовольство производителей и реализаторов алкоголя, однако в целом для России он оказался благом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: