Качества хорошей речи

Лятти С.Э.

Русский язык и культура речи

 

Учебное пособие для дистанционного обучения

 

Иркутск 2003


 


Лятти С.Э. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для дистанционного обучения. – Иркутск, ИрГТУ, 2003. – 98 с.

 

    Пособие построено на основе компьютерного курса «Русский язык и культура речи» для дистанционного обучения в системе ОРОКС и имеет целью экономию компьютерного времени при подготовке к зачёту. Пособие содержит основной теоретический материал курса, примерные вопросы и практические задания к зачёту, приложение, дающее необходимый минимум слов и форм, употребление которых зачастую вызывает трудность, список литературы по проблеме.

Пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей.

 

© Лятти С.Э., 2003.

© Иркутский государственный технический университет, 2003.





Введение

 

Актуальность курса и его задачи.

 

В настоящее время практические проблемы русского языка и культуры речи встали в один ряд с общегосударственными проблемами нашего общества. Причин этому несколько.

1. Язык – сильнейшее объединяющее начало для всякой страны, тем более такой огромной и разнообразной, как Россия.

2. Уровень развития языка соответствует уровню интеллектуального развития общества, языковые деформации вызывают деформации в обществе.

3. Коллективным поведением, как и сознанием, можно управлять не только с помощью права и силовых ведомств, но и с помощью языка!

 

Вот почему была разработана Федеральная целевая программа «Русский язык», главными задачами которой являются, в частности,

- усиление роли русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве;

-  повышение грамотности населения и культуры владения русским языком.

 

Одним из обязательных мероприятий этой Федеральной целевой программы является введение курса «Русский язык и культура речи» в обязательный минимум дисциплин для студентов всех специальностей всех высших и средних учебных заведений России.

Требования Государственного стандарта по курсу «Русский язык и культура речи» направлены на формирование коммуникативной компетенции выпускника университета. Это особенно важно в связи с сегодняшним обострением конкуренции на рынке труда - современный специалист не может состояться как организатор производства, как руководитель коллектива без умения общаться с людьми, а общение осуществляется именно через речь.

 

Соответственно, цели курса:

- формирование речевого вкуса, осознанного отношения к своей речи,

- совершенствование владения нормами устной и письменной речи;

- развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.
                  Тема 1. Культура речи как предмет

 

§ 1. Значение термина КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слово культура происходитот латинского слова обработанность; высокий уровень деятельности.

Понятие речь тесно связано с понятием язык, а именно:

§ язык – это система знаков, средство общения;

§ речь - это функционирование языка, построение из его знаков и по его законам конкретных как письменных, так и устных высказываний.

 

Таким образом, культура речи это высокий уровень владения речью, т.е. умение использовать языковые средства в точном соответствии с конкретной речевой ситуацией (кто говорит? кому? где? когда? зачем? почему?).

        

              В зависимости от уровня владения говорящим культурой речи результатом его речевого общения может быть речевой успех, речевой провал и речевое самоубийство, определяемые степенью достижения цели общения.

 

 


Примерные задания к зачету по параграфу 1.

1. Дайте определения понятийЯЗЫК, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА РЕЧИ.

2. Выберите правильную пропорцию       

 
 
 
язык =  а) музыка               б) скрипка

речь            скрипка                  музыка

 

 

3. Определите, каков будет результат приведенного речевого высказывания: речевой успех, речевой провал или речевое самоубийство:

1. У подъезда девушки парень, мечтая напроситься в гости: «Что-то холодно!” Девушка: “Да, правда, до свидания, я пошла домой!”

2. «Доверенность. Пусть Иванову Андрею выдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит. Макеев. »

3. Преподаватель: «Никто не хочет пойти к доске

4. Парень, знакомясь с девушкой: «Как жарко сегодня». «Ага, я аж взопрела ».

Качества хорошей речи

Какой должна быть речь, чтобы в любой ситуации человек добивался речевого успеха? Принято называть шесть качеств хорошей речи: правильность, чистота, логичность, точность, уместность, богатство.

 

1) Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Потребность в норме возникает тогда, когда обнаруживается, что система языка допускает несколько вариантов употребления того или иного языкового средства (ст е на или ст и на; Леониду Якубович у или Леониду Якубович_; бухгалтер`а или бухг`алтеры). Нормы помогают языку сохранить общепонятность.

Однако правильность это только первая ступень к речи вполне хорошей. С другой стороны, хорошей в некоторых ситуациях может быть речь и не очень правильная. (Приведите примеры таких ситуаций).

 

2). Уместность речи – соответствие ситуации. Ничто не сделает речь хорошей, если она не к месту (как бы хорошо вы не умели рассказывать анекдоты, вряд ли будете делать это на похоронах).

 

3). Логичность речи это её последовательность, непротиворечивость, аргументированность, связность, соразмерность и т.п. ( Например Отец обещал купить мне настоящее ружьё. А Том Смит шестипалый. А почему ветер дует? Мы пойдем завтра играть в индейцев? - речь явно несвязна. Наша родина славится не только умными людьми, но и большими лесами - сопоставлены несопоставимые понятия).

 

4). Точность речи - передача мыслей ясно и полно. Отсутствие этого качества свидетельствует о неуважении говорящим или пишущим своего адресата, о неумении встать на точку зрения собеседника, воспринять сообщение с его позиции (например: Дом племянника жены соседа брата доктора – полно, но неясно. Ассистенту приходилось многое объяснять (кто кому объяснял?).

5). Чистота речи – свобода её от слов-паразитов (Э-э-э; ну; значит; понятно, да?) Люди с неразвитым психическим механизмом опережения, произнося эти слова, думают, что сказать дальше. Однако чаще их употребляют просто из-за дурной привычки, что, тем не менее, значительно вредит имиджу.

6). Богатство речи – использование в ней большого количества разных слов. Принято считать, что в русском языке примерно 250 тысяч слов. Подсчитано, что образованный русский человек употребляет 7000-8000 слов, знает в три раза больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: