Примерные задания к зачету по параграфу 2

1. Закончите предложение. Ораторское искусство – это искусство ……..

Перечислите составляющие успеха публичного выступления

Укажите, какова цель следующего речевого действия

· ответ на экзамене, на семинаре,

· агитационная речь за кандидата в депутаты,

· речь адвоката на суде,

· рекламные прибаутки уличного торговца.

 

Укажите, что не является метатекстовыми конструкциями, способствующими доступности публичной речи

1) В начале своего выступления….

2) А теперь посмотрим…

3) Я понятно говорю?

4) И последнее.

Оратор нарушает правила игры, если

1) допускает речевые ошибки

2) выглядит хуже, чем его слушатели

3) ведёт себя авторитетно

4) создает во время своего выступления приятельскую атмосферу

5) создает во время своего выступления деловую атмосферу

Какой аспект техники речи у оратора оставляет желать много лучшего, если его слушатели думают 

1) Что он всё всхлипывает?

2) Бубнит, как из бочки.

3) Что он сказал? В странЕ или В странУ? Ксерокс или серость?

4) Что, он думает, мы уж совсем писать не умеем?

5) Ой, сейчас усну…

6) Что он всё хихикает?

7)  Господи, опять ЗНАЧИТ!

Что должен делать оратор,

- чтобы установить и поддерживать контакт со слушателями?

- чтобы эмоционально воздействовать на слушателей?

Подготовка к публичному выступлению

Как говорил А.В. Луначарский, опытный оратор готовится к каждому выступлению всю свою жизнь и ещё пять минут, т.е. подготовка делится на повседневную и конкретную.

Повседневная подготовка заключается в следующем:

- в самообразовании в избранной вами сфере деятельности. Надо быть компетентным, эрудированным специалистом;

- в работе над правильностью и чистотой речи, над техникой речи;

- в создании собственного архива (библиография по вашей тематике, выписки, конспекты чужих работ и тексты ваших выступлений);

- в критическом анализе выступлений, которые вам приходится слышать – умные люди учатся на ошибках других.

Подготовка к конкретному выступлению имеет этапы:

1)определение для себя темы, идеи и цели выступления. Тема – это предмет речи, т.е. о чем говорится. Идея – основная мысль, цель – зачем всё это говорится. «Грипп» – хороша ли такая формулировка темы? Нет, слишком глобально. Нужно сформулировать тему конкретнее, например, «Профилактика гриппа». Идеей такого выступления может быть утверждение «для профилактики гриппа необходимо сделать прививку», а целью – побудить слушателей немедленно бежать в поликлинику.

2) отбор материалов и их изучение. По библиотечному каталогу ищете литературу, ориентируясь на ключевые слова своей темы (болезни – инфекционные болезни – грипп – профилактика гриппа). По аннотации на библиографической карточке, решаете, нужно ли вам полистать данную книгу. Полистав несколько книг, решаете, какие вам нужно причитать. При этом следует уметь использовать разные виды чтения:

- просмотровое – когда вы только решаете, нужна ли вам книга,

- поисковое – когда вы ищем в книге нужную информацию,

- ознакомительное – важно получить общее представление о содержании,

- изучающее – цель - запомнить информацию, чтобы потом ее использовать. Подсчитано, что если прочитать 1000 слов и записать 50, запомните больше информации, чем если прочитаете 10 000 слов и не запишите ни одного.

- эстетическое – когда наслаждаешься каждым словом писателя.

 

3. организация материала. Сначала составляется план, исходя из основных вопросов темы, при этом в устной речи, как правило, сначала излагается главная мысль, потом уже второстепенные. А вот подтверждать свою мысль аргументами надо в обратном порядке – сначала самые слабые аргументы, сильные – для эффектной концовки.

Этот план преобразуется затем в главную часть выступления и обрамляется вступлением и заключением. Первые слова должны «зацепить» аудиторию, приковать внимание. Заключение должно суммировать наиболее важные положения, обобщить, эмоционально воздействовать на слушателя. Нельзя обрывать речь, как минимум, можно сказать что-либо вроде: «На этом мы закончим / остановимся. …Благодарю за внимание».

 

4. запись текста. Опытный оратор может обойтись без этого момента, начинающему он необходим. Записывая свое выступление, проще работать над его формой, оттачивать формулировки, проверять логичность построения, правильность оборотов, слов и т.д. Однако при этом есть опасность превратить своё устное выступление в зачитывание письменной речи, т.е. надо строить текст по законам устной речи, с использованием свойственных ей синтаксических конструкций, мимики, жестов, живых интонаций, обратной связи и пр.

Записывая текст надо использовать графические средства:

- деление на абзацы – каждая новая мысль – с новой строки!

- выделение заголовков и подзаголовков,

- выделение шрифтом важной информации, дополнительной, примеров и пр.

 

5) запоминание текста. Если вы его сами «родили», если записали, отредактировали, вы его уже запомнили. Еще один из приемов запоминания - это постепенное сворачивание: связный текст – конспект – план. Ни в коем случае не надо выучивать текст наизусть, он тогда потеряет живость, увлекательность.

 

6)  Начинающему оратору полезно прорепетировать своё выступление

- перед зеркалом, следя за движениями, позой, взглядом,

- перед доброжелательными критиками,

- с часами в руках (соблюдение регламента – это азбука вежливости оратора).

 

Готовится к любому выступлению надо непременно, даже если у вас, как говорится, «хорошо подвешен язык». Публичное выступление ставит оратора в особое положение – к нему публика относится очень критически, неподготовленность речи бросается в глаза, способна стать причиной речевого самоубийства, создав оратору имидж пустого болтуна.

 

Примерные задания к зачету по параграфу 3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: