Речь устная и речь письменная

Речь имеет две формы: устную и письменную. Устная речь – речь звучащая, она первична и естественна. Письменная речь – это фиксация звучащей речи с помощью специальных знаков (букв)

Но все так просто было только на первом этапе возникновения письма. С развитием культуры устная и письменная речь приобретают ряд специфических признаков, становятся самостоятельными системами коммуникации.

Устную и письменную речь вы не спутаете.

¨ Работу кафедра провела большую в течение года. Да. Прямо надо сказать. Большую и важную. И методическую, и учебную, и научную. Ну, про учебную все знают, Надо подробно про учебную? Нет? Да, я тоже думаю, что не надо.

¨ В течение года кафедра провела большую учебную, методическую и научную работу. Поскольку об учебной работе всё изложено в отчёте, останавливаться на ней подробно нет необходимости.

Однако письменный текст можно озвучить, а звучащую речь – записать. Но запись устной речи не делает ее письменной. И озвучивание письменной речи, например, чтение доклада, не становится устной речью!

 

Давайте выясним, чем конкретно отличается устная речь от письменной.

Параметры сравнения Устная речь: Письменная речь:
Степень подготовленности Готовится только на уровне содержания, фонетическое и грамматическое оформлениепроходит в момент речи, поэтому возможны самоперебивы, повторы, слова-паразиты и пр. Создается заранее, сначала проговаривается в уме, потом уже фиксируется на бумаге.
Соблюдение норм Возможно частичное отступление от норм вследствие неподготовленности речи. Предполагается строгое соблюдение норм, нарушения бросаются в глаза.
Полнота речи · Творится в речевой ситуации,поэтому возможен пропуск слов, очевидных из речевой ситуации, а также слов, ранее произнесенных. (Вася - скорую!)   Создается вне речевой ситуации, поэтому требуется полное, развернутое выражение мысли,без пропусков и сокращений.
Использование внеязыковых средств Интонация, мимика и жесты, роль которых: * выражение чувств, * замена речевых средств * привлечение внимания * ранжирование информации по степени важности. Для выражения чувств, привлечения внимания и ранжирования информации используются слова, знаки препинания, а также графические средства: рубрикация, выделения подчеркивания,и пр.
Наличие обратной связи Как правило, есть, поэтому возможны уточнения (если слушатель сигнализирует о непонимании), сокращения (если схватывает на лету) или детализация (если это вызывает интерес) и пр. Нет обратной связи, поэтому реакцию читателя надо предугадать и заранее учесть в построении речи.  
Синтаксические особенности · диалогичность (т.е. всегда есть Я и ТЫ, обращения к слушателю), · нарушение прямого порядка слов по принципу “известное – неизвестное”: Хлеб я люблю ржаной, · предложения короткие,чтобы не перегружать оперативную память и автора, и слушателя, с присоединениями, уточнениями (Позвони мне. Завтра. В 5.) · преобладание монолога, · прямой порядок слов (подлежащее – сказуемое, определение-определяемое «Я люблю ржаной хлеб»), · преобладание сложных предложений с формально выраженными логическими связями, использованиепричастий и деепричастий

 

Какая же из отличительных черт устной и письменной речи является самой главной? Степень подготовленности. Все остальные качества вытекают из этого.

Устная речь – живая. Она творится сейчас, в момент произнесения. Или ловко имитируется. Любой оратор только выигрывает, если его речь звучит живо, а не является озвучиванием написанной. Хотя есть ситуации, как правило, очень официальные, когда необходимо действительно просто озвучить написанный кем-то текст (официальное сообщение, отчет правительства). И вообще, степень устности речи падает с ростом её официальности.

Отметим, что устная речь может реализовываться во всех стилях речи, хотя, бесспорно, главным для нее будет разговорный стиль. Письменная речь также может быть реализованной во всех стилях, но разговорный для нее - вторичный.

Примерные задания к зачету по параграфу 1.

 

1.Укажите, в какой форме речи реализовано следующее речевое действие:

а) Директор звонил. Задерживается в министерстве. Будет через полчаса. Начинайте без него.

б) Звонил директор, сообщил, что он задерживается в министерстве, будет через полчаса, велел начинать без него.

 

Охарактеризуйте с точки зрения формы речи и стиля речевые действия

1. общение в чате,

2. послание на пейджер приятелю,

3. вызов «Скорой помощи» по телефону,

4. объявление в газете об обмене квартиры,

5. зачитывание отзыва на дипломную работу на защите,

6. комментарий хоккейного матча по телевидению,

7. «Уважаемая Екатерина Матвеевна! Спешу сообщить Вам, что я жив и здоров, чего и Вам желаю…»

ъ

Скажите, почему

разговаривать интереснее, чем переписываться?

в устной речи возможны слова-паразиты?

по телефону разговаривать труднее, чем при визуальном контакте?

лекцию воспринимать легче, чем учебник?

записи устной речи иногда вызывают смех?

даже по внешнему виду письменного текста легко определить, владеет его автор культурой речи тли нет?

Какие признаки устной речи проявляются в следующих текстах

1. Ну и гроза была вчера! Сначала все тихо было, нормально, я уже собрался было спать. Вдруг молния как сверкнет! И гром как бабахнет! Да с такой силищей, аж дом закачался

2. Вертушка в момент забросила нас на перевал. Там и «корова» подошла.

Представьте какую-либо ситуацию в устной и письменной форме. Укажите специфические черты устной и письменной речи, проявившиеся в каждом тексте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: