МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часть 1.
Теоретические и методические основы исследования индивидуального и группового поведения
Учебное пособие
Казань
Издательство КНИТУ
2019
УДК 338.246.2
ББК 65.050
Составитель: проф. Э.В. Бардасова
ст. преп. В.З. Панина
Методы исследования организационного поведения. Часть 1. Теоретические и методические основы исследования индивидуального и группового поведения: уч. пособие / Э.В. Бардасова, В.З. Панина – Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. – 123 с.
В учебном пособии (часть первая) рассмотрены теоретические и методические основы учебной дисциплины «Методы исследования организационного поведения». Представлены классические и современные подходы и концепции, определяющие научную и прикладную составляющую организационного поведения индивида и группы.
Предназначено для обучающихся бакалавриата по направлениям «Социология», «Менеджмент».
Подготовлено на кафедре менеджмента и предпринимательской деятельности.
|
|
Рекомендовано к изданию советом факультета промышленной политики и бизнес-администрирования.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного технологического университета.
Рецензенты:
Рычков С.Ю., к.и.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента КИУ им. В.Г.Тимирясова
Гумеров А.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, Лениногорский филиал КНИТУ-КАИ
ISBN Ó Бардасова Э.В., Панина В.З., 2019.
Ó Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2019.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………. 1 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ… 1.1 Краткий обзор зарубежных методов исследований организационного поведения…………………………………….. 1.2 Отечественные научно-практические традиции методов изучения организационного поведения………………... 2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………..……………..… 2.1 Сущность организационного поведения……………... 2.2 Современные проблемы организационного поведения 2.3 Модель организационного поведения с точки зрения методов исследования……………………………………..……… 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………….…………………..… 3.1 Индивидуальные различия работников……………….. 3.2 Понятие индивидуальности……………….…………… 3.3 Индивидуальные психологические переменные……... 3.4 Ценности и организационное поведение…...………… 3.5 Установки на работе…………………………………… 4 ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ……… 4.1 Теории номотетического подхода (структурные теории)……………………………………………………………... 4.2 Теории идеографического подхода (гуманистические теории)……………………………………………………………... 4.3 Другие подходы………………………………………… 4.4 Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение……………………………………… 5 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ……………..... 5.1 Понятие и характер групп………………………............ 5.2 Классификация групп. Формальные и неформальные группы……………………………………………………………… 5.3 Стадии становления и развития групп……...………… 5.4 Общие и ситуационные характеристики группы…….. 5.5 Факторы рабочей среды, влияющие на поведение группы……………………………………………………………… 5.6 Факторы организации, влияющие на поведение группы……………………………………………………………… 5.7 Особенности эффективных рабочих групп…................ 5.8 Команды в современных организациях……………….. 5.9 Ролевая концепция в организационном поведении..… 6 СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ………………………... 6.1 Понятие стресса в труде………………………...……… 6.2 Стресс и работа: модель………………...……………… 6.3 Индивидуальные различия в стрессовых ситуациях. Последствия стресса…………………………………..................... ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»………………………. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………… | 5 9 9 19 28 28 31 34 40 40 45 45 49 51 58 58 61 62 64 68 68 69 72 73 76 80 81 82 84 94 94 95 96 101 112 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Еще до конца 1980-х годов в преподавании экономических дисциплин акцент делался на технических аспектах управления - экономике, бухгалтерском учете, финансах и статистике. По сравнению с этими дисциплинами основам поведенческой теории уделялось незначительное внимание. Однако в начале ХХI века и теоретиками и практиками было осознано, как важно для эффективной деятельности руководителя понимать различные аспекты поведения людей.
Пришло понимание, что владение одними лишь техническими аспектами управления, какими бы необходимыми они ни были, недостаточно. В современной экономической среде, характеризующейся постоянным ужесточением конкуренции и повышением требований к руководителям, менеджеры никогда не достигнут успеха, обладая одними лишь техническими навыками. Эффективный руководитель должен также овладеть искусством работы с людьми, и настоящее пособие призвано помочь ему в этом.
Исследование поведения людей в рабочей обстановке обычно называют изучением организационного поведения.
Организационное поведение (organizational behavior) - это систематическое изучение действий и отношений людей в организационной среде. Исследование организационного поведения ведется как классическими методами (тестирование, определение психотипа сотрудника, анкетирование и пр.), а также в последние годы «синтетическими» методами, используемыми при изучении различных процессов (метод кейсов, «мозгового штурма», деловых ситуаций, творческие задания, и т.д.)
В первой части данного пособия рассмотрены теоретические, методические и содержательные составляющие дисциплины «Методы исследования организационного поведения» в рамках изучения поведения индивида и групп на рабочем месте. Представлены современные подходы и концепции, определяющие научную и прикладную основу организационного поведения.
Структура пособия сформирована в соответствии с поэтапным изучением базового теоретического уровня, методических и творческих аспектов учебной дисциплины.
|
|
Предмет организационного поведения призван заменить интуитивные объяснения систематическим изучением, т.е. использованием научных свидетельств, собираемых в контролируемых условиях, измеряемых и интерпретируемых достаточно строгим образом, цель которого - установление причинно-следственных связей. Иными словами, подобное систематическое изучение должно привести нас к точным, правильным выводам. Таким образом, предмет ОП (его теоретические вопросы и выводы) основан на большом количестве систематических и четко продуманных исследований.
Что же именно является фокусом систематического изучения организационного поведения? Действия (или поведение) и особенности восприятия людьми окружающего мира (т.е. их отношения к тем или иным явлениям). Однако не все действия и не любые отношения. История показывает, что существует три типа поведения, которые можно использовать как показатели эффективности работника: производительность труда, прогулы и склонность к перемене мест работы. Важность такого показателя, как производительность, не требует дополнительных доказательств. Руководители проявляют особую заботу о количестве и качестве "продукции", производимой каждым работником. Однако прогулы и склонность к перемене мест работы (особенно, если эти показатели достигают недопустимо высокого уровня) могут крайне отрицательно сказываться на производительности работников.
Организационное поведение также изучает удовлетворенность работой, которая представляет собой отношение служащего к выполняемой им работе. Менеджеры должны интересоваться тем, насколько их подчиненные удовлетворены своей работой, по трем причинам. Во-первых, между удовлетворенностью работой и производительностью труда может существовать достаточно тесная связь. Во-вторых, удовлетворенность работой, как правило, обратно пропорциональна количеству прогулов и склонности к перемене мест работы. Наконец, можно утверждать, что руководители обязаны, из гуманистических соображений, предоставлять своим подчиненным работу, которая была бы для них интересной и благодарной.
|
|
Последняя составляющая определения организационного поведения, которая нуждается в уточнении, — это понятие организации. Психология и социология — это две широко известные дисциплины, изучающие поведение людей в целом, в то время как организационное поведение изучает поведение людей исключительно в рабочей обстановке. Тем не менее, в последнее время становится понятным, что социологические и психологические методы чрезвычайно эффективны при исследовании индивида и группы на рабочем месте, фиксируя свойственные рабочему месту характеристики. Организационное поведение как область знаний занимается изучением поведения людей в определенной организационной обстановке. Оно включает понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Организация характеризуется формальными ролями, которые определяют и оформляют поведение ее членов. Таким образом, ОП охватывает поведение людей в таких непохожих друг на друга организациях, как производственные и сервисные предприятия, школы, больницы, церкви, военные подразделения, благотворительные организации, органы местного самоуправления, а также государственные органы на уровне штатов и на федеральном уровне.
Организационное поведение как область знаний занимается изучением поведения людей в определенной организационной обстановке. Оно включает понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Существует тесная связь между организационным поведением, теорией менеджмента и практикой. Некоторые авторы полагают, что организационное поведение и менеджмент являются синонимами, но это чрезмерное упрощение, так как менеджмент - более широкое понятие. Организационное поведение не охватывает весь менеджмент в целом: ему, если быть точнее, соответствует более узкое толкование - обеспечение поведенческого подхода к менеджменту.
Важно отметить, что в большинстве случаев термин «организационное поведение» употребляется неправильно: крайне редко все члены организации (кроме, возможно, очень малых организаций) ведут себя таким образом, что это позволяет судить о поведении организации в целом. Чаще всего мы можем вести речь о поведении индивидов, подразделений или групп людей в рамках организации. Однако термин «организационное поведение» стал широко использоваться в учебниках и литературе по данной теме. Он вполне приемлем для обозначения большого числа взаимосвязанных типов поведения людей в пределах организаций, а также факторов, оказывающих на него влияние.
Поведение людей не может изучаться обособленно.
Необходимо понять взаимосвязи с другими переменными, которые в сочетании и составляют организацию.
Это неизбежно включает рассмотрение взаимосвязей формальной структуры, задач, технологии и методов выполнения работы, процесса управления и окружающей среды.
Поэтому изучение организационного поведения охватывает:
- поведение людей;
- процесс управления;
- организационную среду, в которой осуществляется процесс управления;
- организационные процессы и выполнение работы;
- взаимодействие с окружающей средой, частью которой является организация.
В совокупности это обеспечивает довольно удобную базовую структуру изучения.
1 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Краткий обзор зарубежных исследований организационного поведения
Системное изучение организационного поведения началось в последние десятилетия XIX в., после того как в странах Европы и Америки произошла промышленная революция. В создавшихся новых экономических условиях менеджеры всех типов организаций обращали все больше внимания на отыскание более подходящих способов, позволяющих удовлетворять запросы потребителей. Владельцы и менеджеры новых фабрик были не готовы решать социальные проблемы, возникающие в тех случаях, когда люди работают совместно в больших группах. Поэтому менеджеры стали отыскивать новые приемы управления организационными ресурсами и способы, повышающие эффективность задач, выполняемых работниками.
Фредерик Тейлор (1856—1915) лучше всего известен своей разработкой приемов научного менеджмента, т.е. системного изучения взаимосвязи между людьми и задачами изменения рабочего процесса для повышения его эффективности. Основываясь на собственных экспериментах и наблюдениях во время работы производственным менеджером в самых разных ситуациях, он разработал принципы, позволяющие повысить эффективность работы.
Принцип 1: изучайте способы, при помощи которых сотрудники выполняют свои задачи, собирайте всю неформальную информацию о работе, имеющуюся у сотрудников, и проводите эксперименты, стараясь отыскать вариант, позволяющий улучшить решение задачи. Чтобы выявить наиболее эффективный метод решения конкретных задач, Тейлор изучал их в мельчайших подробностях и сравнивал способы, пользуясь которыми, сотрудники выполняли поставленные задачи. Одним из основных инструментов Тейлора стало изучение временны̀х затрат и подсчет движений сотрудника, в ходе которого он точно хронометрировал и учитывал действия, выполняемые этим человеком для решения конкретной задачи. После того как Тейлор понимал сущность используемого метода, он начинал экспериментировать, стараясь повысить специализацию; пытался по-разному разделить общую задачу на отдельные составляющие и координировал их так, чтобы получить в конечном счете готовый продукт. Обычно это приводило к упрощению работ и к тому, что каждый сотрудник выполнял все более узкие и простые задачи. Тейлор также старался отыскать способы, позволяющие каждому сотруднику повысить свои возможности в решении конкретной задачи, например, сокращая число движений для завершения задачи, изменяя расположение рабочей поверхности или типы инструментов, которыми сотрудники пользовались, а также меняя размер инструментов.
Принцип 2: систематизируйте новые методы выполнения задач в виде письменных правил и стандартных операционных процедур. После того как лучший метод выполнения конкретной задачи был установлен, Тейлор поручал помощникам его подробно зафиксировать, чтобы все процедуры могли быть освоены всеми сотрудниками, выполняющими ту же самую задачу. Эти правила могли использоваться для последующей стандартизации и упрощения работ, в результате чего работы становились все более шаблонными. Таким путем можно было повысить эффективность всей организации.
Принцип 3: тщательно отбирайте сотрудников, имеющих навыки, умения и способности, соответствующие решаемой задаче, и готовьте их выполнять эту задачу в соответствии с установленными правилами и процедурами. Чтобы повысить специализацию, полагал Тейлор, сотрудники должны понимать задачи, стоящие перед ними, и получать хорошую подготовку для их решения на требуемом уровне. Если сотрудников нельзя обучить до этого уровня, их следует перевести на работы, которые они могли бы выполнять, добиваясь хотя бы минимально приемлемого профессионального уровня.
Принцип 4: устанавливайте средний или приемлемый уровень решения задачи, а затем выдавайте вознаграждение за достижение уровня выше приемлемого. Чтобы стимулировать сотрудников действовать на высоком уровне эффективности и создавать для них мотивацию для овладения самыми эффективными приемами решения задач, Тейлор выступал за то, чтобы сотрудники получали вознаграждение за достижение более высоких результатов. Им следовало платить премиальные и выделять часть прибыли, полученной в ходе более эффективного рабочего процесса.
К 1910 г. система научного менеджмента Тейлора стала признанной в общенациональных масштабах; она активно и успешно практиковалась на многих предприятиях. Однако во многих организациях менеджеры предпочитали избирательно применять новые принципы научного менеджмента. Такой подход в конечном счете привел к появлению проблем.
Например, некоторые менеджеры, использующие научный менеджмент, добились увеличения показателей в работе, но вместо того чтобы вознаграждать сотрудников бонусами, как рекомендовал Тейлор, они просто увеличили объем работ, который должен выполнять каждый рабочий без соответствующего вознаграждения. Многие сотрудники, участвовавшие в экспериментах, выяснили, что их результаты улучшились, но менеджеры стали требовать от них выполнять больше работы при той же самой оплате. Сотрудники также поняли, что повышение показателей их работы часто ведет к сокращению числа рабочих мест и возрастанию угрозы увольнений, поскольку в новых условиях требовалось меньше людей. Кроме того, более специализированные и более простые виды работ часто очень монотонны и носят повторяющийся характер, из-за чего многие сотрудники перестали получать удовлетворение от своего труда.
С точки зрения показателей работы, комбинация двух управленческих приемов — правильной специализации сотрудников на задачах и объединения сотрудников и задач на основе заданной скорости производственного конвейера — привела к огромной экономии на расходах и к очень значительному увеличению объема выпускаемой продукции в измененных масштабных условиях. Например, в 1908 г. менеджеры Franklin Motor Company, применив принципы научного менеджмента, изменили рабочий процесс, и выпуск автомобилей увеличился со 100 машин в месяц до 45 машин ежедневно; однако заработная плата сотрудников возросла только на 90%.
Работы Тейлора оказали продолжительное влияние на управление производственными системами. Менеджеры во всех организациях, независимо от того, производят ли они товары или предоставляют услуги, теперь тщательно анализируют базовые задачи, которые должны выполнять сотрудники, и пытаются создать такую атмосферу на рабочем месте, которая позволяет организации действовать наиболее эффективно.
Труды Мэри Паркер Фоллетт
Если Тейлор считается отцом управленческой теории, то ее матерью часто называют Мэри Паркер Фоллетт (1868—1933). Большая часть ее работ по менеджменту и отношениям между менеджерами и сотрудниками стала ее реакцией на то, что Тейлор в своем изучении игнорировал в деятельности организации человеческий фактор. Она указала, что руководство часто не видит те многочисленные способы, при помощи которых сотрудники могут вносить свой вклад в организацию, если менеджеры позволят им участвовать и проявлять инициативу в повседневной трудовой деятельности. Например, Тейлор никогда не предлагал менеджерам вовлекать сотрудников в анализ своей деятельности, чтобы определить более подходящие способы выполнения поставленных задач, и даже не задавался вопросом, какие чувства испытывают сотрудники к своей работе. Чтобы изучить характер работ, он приглашал только экспертов по затратам времени и анализу движения. Фоллетт же утверждала, что, поскольку сотрудники знают очень много о характере своей работы, их целесообразно привлекать к анализу заданий, и менеджерам следует позволить им участвовать в разработке трудовых процессов.
Фоллетт высказала предположение, что руководителям следует приобретать новые знания независимо от того, где они их могут получить — у верхов или у низов компании. Другими словами, если у рабочих есть соответствующие знания, то именно они, а не менеджеры должны сами контролировать рабочий процесс, а менеджеры должны выступать в качестве наставников и лиц, помогающих этому процессу, а не контролеров и инспекторов. Выступив с таким заявлением, Фоллетт предугадала нынешний интерес к самоуправляемым командам и к наделению сотрудников полномочиями. Она также признала важность того, чтобы менеджеры из различных отделов непосредственно взаимодействовали друг с другом, так как это ускоряет процесс принятия решений.
Фоллетт выступала за вариант, названный ею «перекрестным функционированием» (cross-functioning): сотрудники из разных отделов работают вместе в межфункциональных командах для выполнения отдельных проектов — подход, все шире применяемый в наши дни. Она исходила из предположения, что знания и опыт, а не формальные управленческие полномочия, задаваемые местом человека в должностной иерархии, должны определять, кто будет направлять работу в каждый конкретный момент. Фоллетт была убеждена, как и многие современные теоретики менеджмента, что полномочия — это динамичный актив, который должен переходить к тому человеку, кто наилучшим способом в данный момент времени может помочь организации достичь ее цели. Другими словами, Фоллетт исходила из «горизонтальной» точки зрения на власть и полномочия, вместо вертикальной цепочки команд, поскольку полагала, что первый вариант в большей степени способствует эффективному менеджменту. Для своего времени подход Фоллетт был очень радикальным.
Хоторнские исследования
Возможно, из-за слишком радикального характера предлагаемых идей, работу Фоллетт до последнего времени менеджеры и исследователи должным образом не оценили. Многие из них продолжали следовать рекомендациям Тейлора и для того чтобы повысить эффективность, изучали самые разные способы, позволяющие улучшить те или иные характеристики, связанные с работой, такие, как специализация работ или типы используемых инструментов. Одна из подобных серий исследований проводилась в г. Хоторне с 1924 по 1932 г. в компании Western Electric. Это исследование, в настоящее время известное как Хоторнские исследования, было предпринято, чтобы понять, как характеристики рабочей среды, особенно уровень освещения, влияют на степень усталости людей во время работы и показатели их работы. Исследователи провели эксперимент, в ходе которого они систематически измеряли производительность сотрудников при разном уровне освещения.
Некоторые результаты эксперимента оказались неожиданными. Исследователи установили, что независимо от того, повышали они уровень освещения или понижали его, производительность росла. Фактически производительность начинала падать только тогда, когда уровень освещения снижался до естественного света полной луны, т.е. до уровня, при котором считалось, что рабочие больше не могли хорошо видеть и поэтому не могли выполнять работу эффективно.
Исследователей полученные результаты очень озадачили. Поэтому они пригласили известного гарвардского психолога Элтона Майо и попросили его помочь разобраться в ситуации. Чтобы выяснить сущность таинственного явления, Майо предложил провести еще одну серию экспериментов. Эти эксперименты, известные как конвейерные тесты (relay assembly test), были разработаны для изучения влияния других составляющих рабочей обстановки, таких, как число и продолжительность периодов отдыха и работы, степень усталости и монотонность труда, на показатели работы. Целью этих тестов было повышение производительности труда.
В течение двух лет изучения деятельности небольшой группы сотрудников исследователи снова видели, что производительность со временем возрастает, хотя ее повышение нельзя было приписать только влиянию изменений в условиях работы. Постепенно исследователи установили, что в определенной степени на получаемые результаты влияет то, что в эксперименте участвуют и исследователи и исследуемые. Другими словами, присутствие исследователей влияло на результаты, поскольку сотрудникам нравилось уделяемое им внимание и то, что они стали объектом изучения, поэтому они с готовностью сотрудничали с исследователями, в результате чего получались те результаты, которые, как они полагали, хотели получить ученые.
Затем было установлено, что на поведение сотрудников также влияют и многие другие факторы, хотя оставалось неясным, что фактически повлияло на поведение сотрудников в ходе Хоторнского эксперимента. Но этот особо выраженный эффект, названный после этого Хоторнским эффектом (Hawthorne effect), позволил предположить, что отношение сотрудников к своим менеджерам также влияет на показатели их работы. В частности, важным результатом стал вывод, что поведение менеджеров или стиль руководства могут заметно повлиять на результаты труда сотрудников. Этот вывод заставил многих исследователей обратить внимание на поведение менеджеров и на их руководство. Если мастеров можно было бы обучить вести себя так, чтобы они могли добиваться от подчиненных сотрудничества, производительность могла бы повыситься. На этой основе появилась теория человеческих отношений (human relations movement), в которой рекомендовалось, чтобы мастера получали подготовку, помогающую им управлять подчиненными так, чтобы те более охотно шли на сотрудничество и таким образом повышали свою производительность.
Важность подготовки в сфере поведенческих аспектов и человеческих отношений стала еще более понятной сторонникам этого подхода после следующей серии экспериментов. При изучении работы сотрудников, изготавливающих оборудование для телефонных коммутаторов, исследователи Э. Майо и Ф. Ротлисбергер обнаружили, что сотрудники одной группы, чтобы сохранить свои рабочие места, намеренно занижали норму выработки. Те же, кто не хотел так поступать и показывал более высокие результаты, подвергались остракизму со стороны остальных членов группы и получали прозвище «выскочка», а те, чьи результаты были ниже нормы, назывались «тормоза».
Экспериментаторы пришли к выводу, что эти оба типа сотрудников угрожали деятельности группы в целом. Те, чьи результаты были более высокие, «выскочки», представляли угрозу для других членов группы, поскольку показывали менеджерам, насколько быстро может быть выполнена работа. «Тормоза» также не одобрялись, поскольку они не выполняли свою долю работы. Члены рабочей группы дисциплинируют и «выскочек» и «тормозов», стараясь задать темп работ, который, по их мнению (но не по мнению менеджеров), является справедливым. Поэтому влияние рабочей группы на объем выпускаемой продукции может быть столь же значительным, как и влияние мастеров. Поскольку рабочая группа может оказывать давление на поведение своих членов, некоторые теоретики менеджмента утверждают, что мастеров следует готовить так, чтобы они могли добиваться сотрудничества с членами групп, поскольку в конечном счете именно мастера контролируют уровень показателей всей группы.
Одно из основных следствий Хоторнского эксперимента заключается в том, что поведение менеджеров и сотрудников в трудовой ситуации в значительной степени объясняет как уровень показателей, так и технические аспекты задачи. Менеджеры, когда они пытаются управлять поведением в организации или изменять его, должны понять, как работает неформальная организация, какова в ней система поведенческих правил и каких норм придерживается группа.
В ходе многих исследований было установлено, что со временем в группах часто вырабатываются сложные правила и нормы, объединяющие членов воедино, что позволяет ей согласованно осуществлять действия либо в виде сотрудничества с руководством, чтобы повысить показатели функционирования, либо, наоборот, с целью ограничить выпуск продукции и помешать достижению организационных целей. Хоторнские исследования продемонстрировали важность понимания того, как чувства, мысли и поведение членов рабочей группы и менеджеров влияют на показатели функционирования.
Исследователям стало ясно, что понимание поведения в организации — это сложный процесс, существенно влияющий на повышение этих показателей. Действительно, все увеличивающийся интерес к области управления, известной как организационное поведение, изучение факторов, влияющих на то, как отдельные люди и группы реагируют на инициативы организаций, во многом уходят корнями в эти исследования.
Теория X и теория Y
Некоторые исследования, проведенные после Второй мировой войны, показали, как предположения о мнениях и поведении сотрудников влияют на поведение менеджеров /13/. Возможно, наиболее сильный подход разработал Дуглас МакГрегор. Он предложил два разных варианта предположений об отношении к работе и типах поведения, которые влияют на то, что менеджеры думают и как они ведут себя в организациях. МакГрегор назвал эти два противоположных варианта предположений Теорией X и Теорией Y.
Теория X
Если исходить из предположения Теории X, средний сотрудник — это ленивый человек, который не любит работать и пытается делать как можно меньше. Кроме того, у сотрудников мало амбиций и они стараются избежать ответственности. В связи с этим задача менеджера — помешать естественному для сотрудника стремлению увильнуть от работы. Чтобы добиваться высоких показателей работы, менеджеры должны внимательно отслеживать работу сотрудников и контролировать их поведение, пользуясь для этого «кнутом и пряником», т.е. наказаниями и вознаграждениями.
Менеджеры, согласные с предположением Теории X, создают такие условия работы, которые позволяют добиваться максимального контроля над поведением сотрудников и минимизируют возможности контроля сотрудниками темпов работ. Такие менеджеры считают, что сотрудников следует заставлять делать то, что необходимо для организации, и поэтому они уделяют много внимания разработке правил, стандартных операционных процедур и четко сформулированных систем вознаграждения и наказания, применяемых при контроле поведения сотрудников. Такие менеджеры считают бесполезным предоставлять сотрудникам право самостоятельно решать их собственные проблемы, поскольку считают, что они не ждут сотрудничества с менеджерами и не хотят его.
Менеджеры, придерживающиеся Теории X, видят свое предназначение во внимательном отслеживании действий сотрудников, требуют, чтобы они вносили предписанный им вклад в процесс производства и не снижали качества продукции. В полной мере типу менеджера, разделяющего допущения Теории X, предложенной МакГрегором, соответствует Генри Форд, который очень внимательно контролировал своих сотрудников.
Теория Y
И наоборот, Теория Y исходит из предположения, что сотрудники по своей сути не лентяи, что они, как правило, не относятся к своей работе отрицательно и, если им предоставляется возможность, они стараются сделать для своей организации что-то полезное. Если исходить из Теории Y, именно характеристики рабочего места определяют, будут ли сотрудники рассматривать работу как источник удовлетворения или наказания; поэтому менеджерам не нужно слишком внимательно контролировать поведение сотрудников, чтобы добиться от них высоких показателей, так как те сами контролируют свою деятельность, если вовлечены в процесс достижения организационных целей. Следствием Теории Y, по утверждению МакГрегора, становится то, что «ограничение в сотрудничестве на организационном уровне — это не ограничение человеческой природы, а неспособность менеджеров понять, как можно реализовать потенциал имеющихся у них человеческих ресурсов». Именно менеджер должен создать такие условия работы, которые поощряют причастность сотрудника к достижению организационных целей и предоставляют ему возможность творчески и инициативно выполнять свои обязанности.
Когда менеджеры проектируют организационную среду с учетом предположений о типах отношений и поведения, основанных на Теории Y, характеристики организации становятся совершенно отличными от варианта создания этой среды на основе Теории X. Менеджеры, полагающие, что сотрудники имеют мотивацию помогать организации в достижении ее целей, могут децентрализовать полномочия и передать больше контроля над работой сотрудникам, действующим как отдельно, так и в составе группы. В этой среде отдельные сотрудники и их группы по-прежнему отвечают за свою работу, а роль менеджера — не контролировать их, а поддерживать и помогать советами, гарантировать, чтобы они были в достаточной мере обеспечены необходимыми для работы ресурсами, и оценивать результаты труда на основе способности каждого человека участвовать в достижении целей организации.
Теория Z
В 80-х годах XX века Уильям Оучи, профессор, занимавшийся изучением различий в рабочей среде Японии и США, основываясь на Теории Y, сделал следующий шаг. В США национальная культура особенно подчеркивает важность отдельного человека, люди рассматривают свою работу прежде всего с собственной точки зрения и поэтому ведут себя так, чтобы получить от работы в первую очередь личную выгоду. Возможно, из-за этого, отмечает Оучи, многие американские менеджеры в большей степени приняли на вооружение Теорию X, а не Теорию Y, поскольку ожидают, что сотрудники будут действовать исключительно в собственных интересах, и полагают, что они покинут организацию в любой момент, если им где-то будет предложена более выгодная работа. Чтобы оправдать эти ожидания, размышляет Оучи, менеджеры упрощают характер работы, усиливают роль мастера, что облегчает в случае необходимости замену одного сотрудника другим, и минимизируют число и глубину проблем, которые могли бы возникнуть при высокой текучести кадров. В американских компаниях контроль часто осуществляется в явном и формализованном виде: требования по работам формулируются четко, и деятельность большинства сотрудников оценивается и вознаграждается по их индивидуальным показателям.
Японские менеджеры, наоборот, ожидают, что сотрудники будут сохранять верность своим организациям, и поэтому относятся к ним совсем по-другому. Некоторые крупные японские компании гарантируют своим сотрудникам пожизненную занятость и рассматривают профессиональную подготовку и развитие сотрудников как долгосрочные инвестиции. Более того, японские сотрудники, как правило, демонстрируют коллективную или групповую ориентацию в своей работе — результат особенностей японской национальной культуры, в которой подчеркивается важность групп и организаций, а не отдельного человека. В соответствии с японской культурой менеджеры этой страны создают рабочую среду, при принятии решений поощряющую подход с ориентацией на группу. Поэтому они предоставляют полномочия группе, которая сама отвечает за показатели своей работы, и позволяют рабочим группам самим контролировать поведение своих членов.
Оучи предположил, что к настоящему времени американские компании, возможно, приняли многие сильные стороны японских компаний и скомбинировали различные характеристики японских и американских управленческих систем, в результате чего появился еще один подход к менеджменту, который он назвал Теорией Z. В организации, которую Оучи назвал организацией Z-типа, сотрудникам гарантируется долгосрочная (но не пожизненная) занятость, поэтому они не боятся увольнения или безработицы. Менеджеры Z-типа стараются объединить японскую ставку на рабочую группу с признанием индивидуальных вкладов в работу, задавая цели отдельным сотрудникам так, чтобы в общих групповых результатах можно было учесть индивидуальные достижения. При этом отдельные сотрудники вознаграждаются не только за индивидуальные показатели, но и за межличностные навыки и умения, позволяющие им принимать лучшие решения или обеспечивать хорошие связи. Реализация Теории Z требует создания организационной структуры, позволяющей организации быть гибкой и оперативно реагировать на изменения, как в собственной, так и во внешней среде.
1.2 Отечественные научно-практические традиции методов исследования организационного поведения
Изучение мотивации поведения рабочих имеет научные истоки еще в XIX в., когда было положено начало исследованию артельных форм организации труда (В. И. Скалой, 1873, А. Исаев, 1881, и др.). Интерес к этим исследованиям был обусловлен переходом России к капиталистическим способам хозяйствования после реформ 60-х, отменивших крепостное право. В этих исследованиях выявилось, что на начальной стадии развития артелей существовали «общинные» нормы поведения: взаимопомощь, взаимовыручка, высокое чувство ответственности работников за конечные результаты труда, взаимообучаемость и взаимовлияние друг на друга в формировании мотивационной общности интересов. Однако в дальнейшем в связи с имущественным расслоением работников отношения равноправия в производственном процессе и при распределении заработков стали перерастать в конфликты. В начале XX в. артели уже не привлекали серьезного внимания социологов и экономистов.
После Октябрьской социалистической революции 1917 г. интерес к освоению этой проблематики очень возрос: новые производственные отношения требовали изучения их особенностей. В 1920 г. решением высших органов государственной власти в Москве создается Институт труда, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда, на который была возложена функция научного центра по координации исследований и разработок по научной организации труда (НОТ) в масштабе всей страны. На этой основе была создана широко разветвленная сеть периферийных институтов и лабораторий по исследованию и внедрению «нотовских» рекомендаций на предприятиях развивающегося народного хозяйства. В этих исследованиях и разработках были задействованы крупные ученые-«нотовцы» того времени (А. К. Гастев — директор ЦИТ, П. М. Керженцев, И. М. Бурдянский и др.). В 1922 г. при ЦИТ был создан факультет администраторов для подготовки квалифицированных руководителей предприятий.
В 1924 г. директор ЦИТа А. К. Гастев возглавил советскую делегацию на 1-м Международном съезде НОТ, где методы работы отечественных ученых по научной организации труда получили одобрение большинства делегатов из США, Англии, Германии, Франции, Чехословакии и других стран. В это же время появляется первая серьезная монография по проблематике организационного управления на отечественных предприятиях. Ее автор — известный ученый-«нотовец» Н. А. Витке. Проанализировав научную литературу США, Англии, Германии и Франции по управлению предприятиями, он первым попытался применить к условиям развития крупного индустриального производства основные управленческие положения в постреволюционной российской действительности, ввел в научный оборот ряд важных понятий: «человеческий фактор производства»; «коллективно-трудовая деятельность»; «социальная организация предприятия»; «социально-психологическая атмосфера»; «организационный кризис». Эти понятия впоследствии вошли в «золотой фонд» отечественной науки об управлении, смягчая ее рационализм социально-психологической интерпретацией управленческих отношений.
Н. А. Витке понимал управление как способ высвобождения творческого потенциала работников и как реализацию их творческих способностей в рабочем процессе на общее благо. Он полагал, что только новое, социалистическое общество создает все предпосылки для раскрытия человеческих ресурсов.
В 20-30-х гг. XX в. его программа стала «наполняться» реальными исследованиями и разработками. С одной стороны, весьма интенсивно развивалось «нотовское» направление, представленное психологами, физиологами, медиками и экономистами, а с другой — направление, изучающее бригадные формы организации труда и поведения рабочих, представленное психологами, социологами и экономистами.
Новая история отечественной психологии начинается с создания лаборатории промышленной психотехники под руководством И. Н. Шпильрейна в Центральном институте труда (1921). На основе ее исследований и разработок стали внедряться новые методы рационализации труда прежде всего на крупных предприятиях, где открывались лаборатории НОТ. В психотехнических исследованиях и разработках решались следующие задачи:
- профессиональный отбор будущих работников;
- профессиональные консультации для молодых людей;
- профессиональная ориентация школьников;
- профессиональное обучение; профилактика профессиональных заболеваний;
- снижение утомляемости в процессе труда, проектирование техники с учетом профессиональных возможностей, а также изучались факторы мотивации поведения работников. С этой целью учеными-психологами разрабатывались специальные тесты под определенные виды профессиональной деятельности и адаптировались тесты зарубежных психологов.
В 20-х гг. отечественные «психотехники» интенсивно овладевали иностранными достижениями в этой области. Экспериментальные исследования начались с проверки немецких методик, предназначенных для испытания профессиональной пригодности рабочих к ряду профессий. Выяснилось, что солидной научной базы под эти методики нет. Это и послужило началом собственных научных исследований в отечественной психотехнике.
Отечественными «психотехниками» была проделана большая работа:
- собран обширный фактический материал по анализу самых различных профессий, в основном, массовых, опасных и ответственных (вагоновожатые, шоферы, машинисты, летчики, наборщики, телефонистки, ткачихи и др.);
- на предприятиях созданы обучающие группы из инструкторов производственного обучения. В связи с проблемами профессионального подбора и обучения упражнениям в лабораториях начинается изучение явлений утомляемости на физиологическом и психологическом уровнях, а также ищутся методы адекватной диагностики этого явления.
В изучение психофизиологических основ труда включаются педагоги, психологи, врачи, физиологи. Возникает проблема согласованности разных исследовательских направлений, проблема организации подготовки психотехников, проблема создания единого журнала. Психотехники были чрезвычайно востребованы, так как начался этап индустриализации страны, а поэтому необходимо было готовить в массовом масштабе квалифицированных рабочих и инженеров для развивающегося народного хозяйства. В этой связи встала еще одна исследовательская проблема: о соотношении врожденных и воспитуемых качеств работников, о том, насколько можно развивать те или иные прирожденные способности в той или иной профессиональной деятельности. В этот период появляются публикации психотехников в самых разнообразных журналах и сборниках, составивших к 1930 г. свыше 400 названий, а также выходят фундаментальные исследовательские работы (С. Г. Геллерштейн, 1926, И. Н. Шпильрейн, 1929). С 1928 г. начинает издаваться журнал «Психотехника и психофизиология труда», переименованный в 1932 г. в журнал «Советская психотехника».
Одновременно психологами проводились исследования на предприятиях с конвейерным производством, где изучались взаимоотношения рабочих в процессе труда: роль симпатий и антипатий, зависимость производительности труда рабочего от отношения к нему товарищей по работе (О. Кауфман, П. Маркир, Р. Почтарева, В. Линтавров). В этой связи необходимо констатировать, что отечественными психологами были получены более значимые результаты социально-психологических исследований по сравнению с широко разрекламированными во всех американских учебниках Хотторнскими экспериментами конца 20-х — начала 30-х гг., где результаты оказались гораздо более скромными. Но приоритет экспериментального зарождения социальной психологии в производственных бригадах принадлежит отечественным психологам.
В эти же годы был впервые применен и такой метод исследования, как естественный эксперимент: психологи-практики («психотехники») проектировали определенную деятельность и взаимоотношения рабочих, опрашивая их до и после ее прекращения, а также фиксируя методом наблюдения те или иные «образцы» их поведения.
Однако наиболее выдающимся достижением отечественных исследователей-практиков стали игровые разработки. Первая такая деловая игра «Пуск цеха» состоялась в июне 1932 г. на Литовском заводе пишущих машин. Разработанная специалистами Ленинградского инженерно-экономического института (М. М. Бирштейн и др.), эта деловая игра, во-первых, была совершенно новым явлением в мировой обучающей практике, а во-вторых, заложила методические основы для проведения деловых игр как в 30-х гг., так и в последующие годы, когда состоялось их «второе рождение» в 60-70-х гг. Всего с 1932 по 1938 г. ленинградскими специалистами было проведено 40 деловых игр разного характера, назначения и тематики (проектировочные диспетчерские игры). Первые деловые американские игры появились лишь в 1956 г. Таким образом, отечественные игры родились на 24 года раньше их зарубежных аналогов.
С 1935 г. в стране развернулось стахановское движение, т.е. индивидуальные формы соревнования за перевыполнение норм выработки, начало которым было положено рекордом А. Стаханова — украинского шахтера из Донбасса, значительно перевыполнившего дневную норму вырубки угля. Его пример стал вдохновляющим и для других, а его опыт широко пропагандировался во всех отраслях промышленности. Поэтому соревнование за мастерское овладение профессией оказалось востребованным народным хозяйством страны. Это переключило интересы практиков-психологов на изучение индивидуальных показателей в соревновании.
С конца 30-х гг. возникает потребность в новой проблематике исследований и разработок. К этому времени высокопроизводительные образцы трудового поведения были уже во многих профессиях. Однако масштабные задачи ускоренного развития производства в предвоенные годы требовали массовой интенсификации трупа на основе создания стахановских бригад, когда уже вся бригада могла служить образцом коллективно-трудового поведения для остальных. Дальнейшее развитие производства объективно ставило задачу перед психологами-практиками: перейти к изучению коллективных форм стахановской работы бригад на предприятиях. Основным методом таких исследований и разработок стал социальный эксперимент. Его сущность заключалась в изучении опыта работы руководителей разного ранга (бригадиров, мастеров, начальников цехов) по социотехнической и социоэкономической организации коллективной интенсификации труда. Пропаганда этого опыта была широко развернута по всей стране.
В предвоенные годы возникают первые инженерно-стахановские бригадами, в которых инженеры помогали рабочим рационализировать трудовые усилия.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. появляются бригады, которые, работая на трудовом энтузиазме, добивались поразительных успехов. Они стали называться фронтовыми бригадами, поскольку работали под девизом: «Все для фронта! Все для победы!». Трудовой энтузиазм работников превращался в трудовой героизм тех, кто в десятки раз перевыполнял нормы выработки.
В этот период административно-командная система управления оптимально сочеталась с мотивацией трудовых усилий работников. Главным социально-психологическим импульсом этих установок было переживание чувства «мы» во имя победы над фашизмом. Именно в этот период выявились запредельные ресурсы мотивации работников, которые трансформировались в эффекты высокопроизводительного труда. Это был массовый социальный эксперимент в экстремальных условиях, когда сфера мотивации «внутри» бригад осмысливалась мотивами высшего ранга: чувством патриотизма и рабочей совестью.
Иностранные специалисты в сфере менеджмента считают феномен «трудового энтузиазма» русской загадкой. Им трудно понять, где были найдены такие психологические и социально-психологические ресурсы работников предприятий, чтобы победить в войне с фашизмом, и откуда они взялись вновь, чтобы быстро восстановить разрушенное войной народное хозяйство. Один из западных специалистов-политологов французский историк А. Безансон, оценивая 30-50-е гг. XX века отечественной истории, откровенно говорил: «Нам известны подробности жизни в лагерях, но жизнь на заводах остается почти полной тайной».
После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и начала масштабного восстановления разрушенного народного хозяйства внимание психологов и социологов снова переключилось на изучение передовых методов коллективной организации труда в бригадах. В ситуации, когда капиталовложений в развитие отраслей народного хозяйства хронически не хватало, все внимание директоров было сосредоточено на активизации «человеческих ресурсов» производства. Это стало причиной пересмотра административно-командных методов организационного управления на предприятиях. Организационное управление важно было отрабатывать в определенной системе «сверху донизу» так, чтобы одновременно задействовать все его звенья по горизонтали и все его уровни по вертикали: бригады — производственные участки — производственные цеха — высшие управленческие службы.
Практические исследователи и разработчики — психологи, социологи, экономисты — должны были решать проблемы оптимизации труда комплексно, используя метод социального эксперимента в проектировании новых условий работы и новых образцов поведения работников. Продолжая развивать традиции психотехнических подходов 20-30-х гг., они сосредоточили внимание на проблемах активного включения в эксперимент самих рабочих и инженерно-технических сотрудников, вместе с которыми отрабатывались условия их вовлеченности в организационный проект. Тем самым стала использоваться поведенческая модель самоорганизуемости. Этот первый опыт работы ученых-практиков 40-50-х гг. XX века стал в дальнейшем основным методическим инструментом организационного управления на производстве.
Это был период, когда практика значительно опережала формирование теории трудового коллектива. Практики — социологи, психологи, а также экономисты — изучали и моделировали воздействие тех или иных условий производственной среды на повышение/понижение производительности труда рабочих, а также исследовали зависимость их трудовых достижений от тех или иных социально-психологических факторов.
Этап накопления эмпирической фактуры, подготовленный «нотовцами», «психотехниками», заводскими социологами, психологами и экономистами, позволяет вычленить три уровня мотивации рабочих. Во-первых, это уровень ближайшего окружения организационно-технической среды, где мотивация отношения к труду зависит, прежде всего, от работающих рядом. Во-вторых, это уровень приобщенности рабочих к «своему» предприятию, которое создавало для них систему жизнеобеспечения в важнейшем удовлетворении основных потребностей рабочих, поскольку формировало социальную инфраструктуру нормальной жизнедеятельности (заводские ясли, детские сады, техникумы, спортивные комплексы, дома культуры, дома отдыха, санатории, бесплатное жилье, медицинское обслуживание и другие льготные условия жизни). В-третьих, это уровень мотивационной целеосмысленности поведения (чувство патриотизма, жертвенности собой во имя общего блага, чувство выполняемого гражданского долга, чувство своей социальной значимости, чувство ответственности за судьбы других). Именно этот комплекс, стабилизировав систему мотивации, стал ведущим во всей иерархии мотивов, направляя энергию трудовых усилий работников на достижение сверхнормативных результатов. В-четвертых, именно экстремальные условия предвоенных (30-е гг.), военных (1941-1945) и особенно послевоенных лет (40-50-х гг.) позволили выявить трехуровневую структуру мотивационного самоуправляющегося ансамбля. Зарубежным исследователям мотивации эта эмпирическая реальность оказалась недоступной для понимания из-за того, что российская действительность была для них «заидеологизирована». Социальный феномен трудового энтузиазма принадлежит только отечественной истории.
Вопросы к теме 1:
1. Выделите основные положения теории научного менеджмента Ф. Тейлора, определите ее основные положительные и отрицательные стороны.
2. Объясните, в чем заключается «революционность» идей М. П. Фоллет.
3. Перечислите основные этапы Хоторнских экспериментов, сделайте выводы о теоретическом и практическом вкладе этих исследований в историю исследования организационного поведения.
4. Определите практическую значимость «противоположных» управленческих идей теориий X и Y.
5. Приведите факты, что теория Оучи в XXI веке может иметь ряд ограничений.
Вопросы для дискуссий:
- Должны ли менеджеры пытаться одинаковым образом мотивировать сотрудников разных национальностей? Почему?
- Способен ли менеджер, знакомый с теорией справедливости, использовать свои знания при разработке системы оплаты труда? Каким образом?
- Оправдано ли в современном обществе наказание как стратегия менеджеров для исправления поведения подчиненного? Почему?
2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Сущность организационного поведения
Организации – это скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают во имя достижения общей цели или совокупности целей. Организации – образования, позволяющие обществу добиваться целей, которых не могут достичь индивиды, действуя в одиночку.
Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение» в 1920-е гг.
Наука об организационном поведении начала активно развиваться в 1948-1952 гг. Впервые понятие «организационное поведение» стал употреблять американский психолог Ф. Ротлисбергер в 50-х гг. XX века, изучая организации. Системная же разработка организационного поведения как учебной дисциплины началась с 70-х гг. XX века в США. Не существует единого общепринятого определения термина «организационное поведение», поскольку проблематика его достаточно сложна, то и авторы расставляют акценты сообразно своим научно-практическим наблюдениям и выводам. Вот некоторые из них.
Организационное поведение – область исследований, при которых используют теорию, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей и познавательных способностей и действий при работе в группах и в рамках целой организации.
Организационное поведение – это наука о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления указанными предметными областями.
Организационное поведение как наука – это изучение многих факторов, влияющих на то, как отдельные люди и их группы реагируют и действуют в организациях и как организации управляют внешней средой, в которой они действуют.
Организационное поведение — систематическое изучение действий и отношений людей в организационной среде.
Из имеющегося многообразия мнений можно сформировать основные цели организационного поведения как науки, которые состоят в следующем:
1) систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих при осуществлении трудовой деятельности;
2) объективное (насколько возможно) объяснение причин поступков индивидов и групп в определенных условиях;
3) предсказание поведения работника в будущем;
4) овладение навыками управления поведением людей при выполнении работы и их совершенствование.
Разработка проблематики организационного поведения объективно оказывается сложной, так как организационное поведение как дисциплина «пересекается» с другими дисциплинами:
- социальными (общая психология, социальная психология, психология труда, этика, культурология и др.);
- управленческими (общий менеджмент, стратегический менеджмент, теория организации, теория принятия решений и др.).
Часто указывается на то, что организационное поведение — прикладная наука и, в силу этого, она испытывает на себе влияние нескольких смежных поведенческих дисциплин, которое можно увидеть на рисунке 1.1.
Таким образом, организационное поведение является мультидисциплиной, где социальные науки задают объяснительные модели поведения, а управленческие – практическое использование этих моделей. Отсюда вытекает основная практическая цель организационного поведения как науки – определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, как в индивидуальном режиме, так и в коллективном.
С практической точки зрения организационное поведение представляет собой набор инструментов, позволяющих:
- сотрудникам – понимать, анализировать и описывать поведение людей в организациях;
- менеджерам – улучшать, расширять или изменять типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организация в целом могли добиться своих целей.
Рисунок 1.1 - Связь организационного поведения с другими науками
Поле (сфера действия) организационного поведения формируется в процессе взаимодействия четырех факторов:
- людей;
- организационных структур;
- технологии;
- внешней среды, в которой функционирует данная организация.
Взаимосвязь между ними такова:
1. Выполнение работ сотрудниками организации предполагает координацию их усилий, а значит должны быть определены рамки и правила координации, формы власти и способы влияния, т.е. должна быть создана определенная структура формальных отношений.
2. В трудовом процессе работниками используется производственное оборудование (имущество организации), в рабочем процессе взаимодействуют люди, организационные структуры и технологии.
3. Вся организация как система и, следовательно, каждый ее элемент (люди, технология, организационные структуры) подвержены влиянию внешней среды.
4. В свою очередь, при производстве продукта или услуги для открытого рынка каждый элемент системы в отдельности и вся организация в целом вызывают изменения внешней среды.
2.2 Современные проблемы организационного поведения
Можно выделить следующие проблемы сферы организационного поведения, прежде всего актуальные для нашей страны:
- отставание развития людей в организации от темпов развития и изменения бизнес-условий внешней и внутренней среды;
- психологическая неустойчивость людей в организации, вызванная растущей непредсказуемостью изменений в социуме и соответственно в личности работника;
- слабость линейных полномочий в организациях в сочетании с завышенным уровнем делегированных прав людям, не подготовленным к несению ответственности;
- слабые традиции несения ответственности за порученное дело или участок работы, иждивенчество, потеря смысла труда;
- стремление руководства компаний к созданию матричных структур, вызывающих потерю трудовой ориентации и чрезмерную загруженность персонала при недостаточной оплате труда;
- работа с неорганизованным персоналом в условиях повышенного риска;
- повышение сложности и системности управленческой работы, отсутствие должных навыков создания и реформирования систем;
- потеря навыков идеологической и пропагандистской работы в организации;
- дискретная адаптивность людей к изменениям;
- кризис мотивации;
- негативная трансформация представления практических работников о современной трудовой деятельности;
- необходимость развития у современных работников совершенно новых групп способностей;
- применение манипулирования и других жестких психологических методов в качестве основных методов влияния на работников;
- склонность малых фирм к корпоративному разрастанию, что в большинстве случаев приводит к разрушению фирмы вообще.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Кризис мотивации в современном российском бизнесе. Исследования мотивации труда социологами показали, что мотивация как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности. Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям: в целом она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной заработной плате.
Анализ влияния внешней среды на мотивацию выявил полную неэффективность систем стимулирования труда, как основных (заработная плата и льготы), так и дополнительных (система поощрений и специальных бонусов).
Следующая проблема – негативная трансформация представления практических работников о современной трудовой деятельности, породившая феномен имитационной деятельности, или деятельного дилетантизма персонала организации. Суть проблемы в том, что обманчиво простая внешняя форма современной деятельности не всегда дает возможность понять ее сущность и смысл. Поэтому они требуют дополнительного изучения. Однако большинство руководителей не особенно стараются понять сущность различных типов деятельности в организации или, наоборот, пытаются вникнуть в тонкости, не обращая внимания на основы. Имитационная деятельность возникает в тех случаях, когда работник только имитирует качественное выполнение обязанностей. Это приводит к фальсификации результатов деятельности и безнравственности, как работника, так и руководителя. В противоположность дилетантизму осознанная деятельность включает предвосхищение будущих результатов, сознательное целеполагание, следование определенным нравственным нормам и «опредмечивание» деятельности.
В условиях высокого риска работы на современном рынке в России совершенно новой является проблема развития у работников и руководителей новых групп способностей. Такие способности названы аксидентальными – позволяющими избегать опасностей. Они включают:
- умение критически оценивать соотношение между успешностью и безопасностью деятельности;
- умение не рисковать в обычной деятельности, соблюдая правила безопасности; способность рисковать в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом успешность и безопасность деятельности;
- распознавание слабых сигналов опасности; развитие и поддержание внимания, способностей к распределению и концентрации на необходимом для безопасности уровне;
- отсутствие привыкания к опасности, способность избегать или устранять опасность и не повторят в будущем совершенных ошибок.
Еще одна проблема - применение манипулирования и других жестких психологических методов воздействия на работников. Эта проблема осталась от экстенсивного типа хозяйствования и административной системы управления.
И последняя проблема из выделенных нами - склонность малых фирм к корпоративному разрастанию. В значительном числе случаев это приводит к гибели организации в результате нарушения баланса между потенциалом роста организации и ее реальными размерами. Когда ресурсы организации ограничены, то они используются творчески, нестандартно и более эффективно, что помогает ей сохранять стабильное состояние и высокие темпы развития. Ошибочным же является расширение не столько сферы деятельности и доли рынка, сколько организационной структуры малой фирмы.
2.3 Модель организационного поведения с точки зрения применения методов исследования
Организационное поведение структурно можно разделить на три уровня.
Первый – уровень индивида (или личности).
Необходимо различать термины «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Индивид – человеческая система как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. п.). В организационном поведении признаком рассмотрения человека как индивида является то, что объединяет человека с другими людьми и природой, общебиологические свойства индивида (пол, возраст, антропометрия, конституция).
Личность – обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие.
Индивидуальность определяется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними, т.е. индивидуальность человека – это системное уникальное качество, отражающее неповторимость и уникальность данного человека, самобытность свойств человека, реализующихся в его творческом бытии.
На уровне индивида в модели организационного поведения можно выделить следующие характеристики:
1. Индивидуальные характеристики. Все люди неодинаковы. Их различия проявляются в многообразии характеристик чел