double arrow

Экскурсионной или паломнической поездки

1. Перед проведением экскурсионно-паломнической поездки следует подготовить детей и взрослых участников – собрать заявления родителей о согласии на участие их детей в данной поездке, объяснить цель поездки, рассказать вводную информацию о маршруте, объектах, святынях экскурсии, правила поведения, одежды, выяснить необходимость запаса питания и т.п.

2. Перед отправлением в дорогу можно попросить приходского священника отслужить молебен для желающих пуститься в паломническое путешествие. Таким образом, паломники получат нужный настрой                      на поездку и благодатную помощь Божию, которая будет залогом успешного течения паломничества.

3. Перед отправлением и во все время следования дети должны сидеть на своих местах, не вставать, избегать возможных ситуаций травматизма при резких торможениях и остановках транспорта. Руководитель должен постоянно сверять количество присутствующих паломников со списочным составом.

4. Время в пути, особенно если оно будет довольно продолжительным, можно провести различными способами:

- можно предложить детям всем вместе спеть какие-нибудь духовные песнопения или канты. Удачным примером такого песнопения является духовная песня «Благодатный дом». В этом песнопении все время повторяются одни и те же слова, при этом меняется только имя святого;

можно петь его всем вместе при этом по очереди называть тех святых, имена которых носят присутствующие. Это песнопение поможет детям познакомиться друг с другом, если до этого они еще не были знакомы;

- подобным же образом можно построить игру в имена. Каждый                   из присутствующих называет свое имя, при этом дети все вместе или кто-нибудь один стараются вспомнить и рассказать житие святого, имя которого носит этот человек;

- можно играть в игру «Кто первый увидит храм», т. е. все дети во время пути смотрят в окно и если кто-нибудь из них видит по дороге храм, он сообщает об этом всем. Дальше начинается его обсуждение: кому храм по мнению детей посвящен, к какому веку относится его постройка                           и т. д. Правда, для этой игры руководитель должен обладать обширными знаниями в области храмовой архитектуры. Эта игра рассчитана на более старший возраст детей;

- в дороге можно читать для всей аудитории религиозную литературу, повествующую об истории и святынях обители, куда совершается паломничество, а так же жития святых связанных с ней.                     К этому чтению можно привлекать взрослых детей, которые могут читать четко;

- можно поставить для общего прослушивания какие-нибудь духовные песнопения (иеромонаха Романа, Михайловых и т. п.). Обычно                   в кабине водителя имеется для этих целей магнитофон.

Для невоцерковленных детей можно предложить:

- игра в «Ассоциации». Ведущий придумывает слово и говорит его одному из игроков на ухо, этот игрок, в сою очередь, передает следующему игроку не данное слово, а ту ассоциацию, которая возникла у него на это слово. В свою очередь последующие участники игры делают то же самое. Последний игрок старается угадать первоначально названное слово. Если он не угадывает, то нужно чтобы каждый в обратном порядке вслух произнес свою ассоциацию, чтобы стало понятно, какое слово было придумано первоначально;

- составление рассказа на заданную тему особым образом. Берется большой чистый лист бумаги, и последовательно все участники пишут                  на листе одно предложение, при этом заворачивают лист гармошкой, чтобы последующий играющий не мог прочитать предыдущих предложений. Когда все присутствующие занесут свое предложение на лист, можно вслух прочитать то, что из этого получилось. Подобным образом можно писать стихи;

- проведение викторины (хотя целесообразнее ее проведение оставить на обратный путь, когда дети уже получат определенные знания).

Для детей младшего возраста можно предложить следующее:

- проведение игры «Доскажи словечко», заключающейся                               в восполнении изъятого из хорошо известно стихотворного текста слова                   в конце строки – рифмы. Можно отвечать всем вместе, а затем предложить более трудное задание для индивидуального ответа – «кто первый назовет?»;

- загадывание загадок (жизнь храма, родная природа);

- чтение простых духовных рассказов, нравственных сказок, житий святых (адаптированных для детей).

5. По прибытии в святое место должна соблюдаться строгая дисциплина. Руководитель должен быть в курсе всех отлучек и других ситуаций. Вся программа и действия паломников в течение дня должны быть заранее оговорены с четким определением временных интервалов.

6. Обычно в программу паломничества по святому месту входит:

- экскурсия по монастырю (как правило, экскурсию проводит насельник данного монастыря по особому благословению);

- осмотр и поклонение святыням монастыря;

- участие в богослужениях и таинствах;

- посещение окрестных святынь (источников, скитов, памятных мест);

- встречи и беседы с благочестивыми людьми (насельниками монастыря);

- послушания;

- свободный досуг.

Данное время дети могут использовать в соответствии со своими интересами и творческими способностями (рисование, наблюдения                        в природе, сбор и засушивание цветов, трав, кино- и фотосъемка, сочинение стихов, ведение дневниковых записей, общей летописи – журнала паломничества и т.д.)

7. При отъезде из монастыря следует попросить местное священство послужить молебен почитаемым в обители святым.

8. Приложиться к святыням монастыря. Поблагодарить игумена                     и братию за радушный прием.

9. На обратном пути одной из важнейших задач, стоящих перед руководителем поездки – сохранение духовной атмосферы, т.к. после продолжительного духовного напряжения может возникнуть разрядка, которая может вылиться в нежелательную форму.

Здесь предлагаются примерно те же мероприятия, что и по пути                     в обитель.

10. По окончании паломничества хорошо сразу же или в самые ближайшие дни попросить приходского священника отслужить благодарственный молебен. Если в паломничестве участвовали прихожане разных храмов, то можно благодарственные молитвы пропеть или прочитать самим сразу же по прибытии.

11. Для закрепления полученного материала, а также для уяснения смысла и пользы, полученной от прошедшего паломничества или экскурсии целесообразно провести следующие мероприятия:

- проведение беседы;

- оформление стенда, газеты, фотоальбома;

- написание сочинений на тему воспоминания о паломнической поездке:

- конкурс рисунка, поделок, связанных по смыслу с поездкой;

- написание поздравительных открыток, писем, отправление небольших сувениров или продуктовых посылок насельникам монастыря;

- проведение викторин;

- вечер воспоминаний о поездке с приглашением родителей и гостей.

При проведении экскурсии (без элементов паломничества) на всех этапах исключаются вероучительные элементы, акцент делается на культурологические, исторические, краеведческие аспекты, которые также являются мощным средством гражданско-патриотического и нравственного воспитания школьников и подготовки их к жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: