Теоретическая информация

Практическая работа № 2.

Тема: Разработка фрагментов занятия с использованием игровых ситуаций

 

Цели: - ознакомление с методикой проведения игровых занятий теоретического и производственного обучения;

- совершенствование методики подготовки и проведения игровых занятий теоретического и производственного обучения;

- формирование у студентов умений по моделированию игровых ситуаций.

 

Литература:

1. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Л. П. Бурцева. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 160 с. — ISBN 978-5-9765-2054-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74589 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Методика профессионального обучения: учебник / В. Н. Люсев, Т. П. Люсева, Н. Е. Мокиевская, Н. В. Саратовцева. — Пенза: ПензГТУ, 2012. — 411 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/62715 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Методика профессионального обучения в вопросах и ответах: учебное пособие / Т. Н. Шипилова, В. П. Тигров, О. Ю. Добромыслова [и др.]; под редакцией Ю. А. Гречишникова. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2017. — 195 с. — ISBN 978-5-88526-792-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111947 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб.пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель – Новосибирск: НГАУ, 2008. – 166 с. window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=33478&p_page=2

Теоретический блок

Теоретическая информация

Учебная игра заключается в создании и решении в процессе учебно-производственной деятельности различных ситуаций, близких к реальным. Как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, игра обладает хорошей мотивацией. Считается, что одним из способов реализации мотивации занятия является эффективная организация и проведение актуализации знаний и умений обучающихся, которая предусматривает проведение эвристической беседы, интересного рассказа, приведение примеров из той области учебного материала, которую необходимо изучить.

Преимущество деловой игры в том, что в результате возникает конфликтная ситуация, которую необходимо разрешить, создается интерес поиска, а следовательно, развивается интерес к самой игре. А поэтому в процессе игры у обучающихся развиваются такие черты, как активность, инициативность, коммуникативность и решительность. Кроме того, игра носит межпредметный характер.

Известно, что в основу деловых игр положены принципы, предусматривающие:

- связь учебного материала с практическим его применением;

- использование реальных условий в содержании игры;

- принцип диалогического обучения в процессе игры;

- проблемность содержания учебной игры;

- коллективное взаимодействие участников игр;

- обеспеченность игры различными дидактическими средствами обучения.

В зависимости от содержания и структуры игры можно разделить на следующие группы: разминочно-активные, ролевые и деловые игры (рис. 1).

Разминочно-активные игры – это фрагментные игры, проводимые при актуализации опорных знаний и умений в виде «КВН», «Мозговой атаки», «Что? Где? Когда?» и др.

В процессе ролевых игр проигрываются различные производственные ситуации.

Деловые игры в теоретическом обучении проводятся в виде занятий-конференций, занятий-путешествий, брейн-ринга, соревнования команд. В производственном обучении – это в основном, занятия соревнования и занятия-конкурсы, они вырабатывают у обучающихся коллективные решения, сплоченность коллектива.

Методика подготовки и проведения игрового занятия включает несколько этапов: подготовительный, организационный и основной.

Подготовительный этап предусматривает:

- определение учебных целей;

- ознакомление с содержанием общей темы;

- выбор типа игрового занятия;

- продумывание вопросов для разминки;

- моделирование учебных ситуаций;

- разработку дидактических средств обучения;

- разработку структуры игрового занятия;

- продумывание организационных условий (оформление доски, изготовление табло, фишек);

- разработку критериев оценивания каждого игрового этапа;

- продумывание контроля оценивания игры;

- продумывание дополнительных условий индивидуального участия обучающихся в игре;

- разработка плана занятия.

Организационный этап игры:

- ознакомление обучающихся с целями, задачами и этапами игры;

- объяснение хода и правил игры;

- ознакомление обучающихся с судейской коллегией или ассистентами, которые будут оценивать и обеспечивать ход игры;

- распределение обучающихся на команды;

- выбор капитанов команд.

 

 

 


Рис 1. Виды учебных игр

Основной этап игры:

Педагог в процессе игры выполняет несколько функций и выступает в роли: организатора, инструктора, консультанта, судьи, режиссера.

В ходе игры педагог обязан:

- объявлять этапы игры;

- предлагать на рассмотрение командами заданий, ситуаций;

- следить за регламентом игры;

- поддерживать рабочую обстановку на занятии;

- участвовать в оценивании каждого этапа игры;

- подводить и объявлять итоги за каждое задание;

- комментировать выполнение учебных заданий;

- выставление оценок за занятие.

Методика подготовки и проведения теоретического занятия «Мозговой штурм».

Основная цель данной игры – сбор как можно большего количества идей.

Подготовка «Мозгового штурма»:

- определение количества генераторов идей;

- определение количества экспертов;

- постановка учебной проблемы и обоснование ее для поиска решений;

- разработка условий и правил игры;

- разработка вопросов для разрешения.

Структура и ход игры:

- организационный момент;

- объяснение задач и хода игры;

- проведение разминки, предусматривающей быстрые ответы на поставленные вопросы;

- выдвижение различных идей;

- на данном этапе критика идей запрещена;

- обобщение идей и их анализ;

- отбор идей на обсуждение и защиту.

Побеждают те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.

Деловая игра на занятиях теоретического обучения может быть представлена соревнованиями команд.

С этой целью группа делится на команды с учетом интеллектуально равноценного контингента группы. Обучающиеся сами избирают своих капитанов.

Для разминки преподавателем разрабатываются 10-15 вопросов по предыдущей теме. Второй этап может предусматривать выполнение более сложного задания, предложенного в схемах, чертежах, рисунках. Третий этап может быть связан с разработкой частично неизвестного технологического процесса. Четвертый этап – разрешение проблемной ситуации, связанной с устранением неполадок оборудования, нахождения причин появления неисправностей, допущенных дефектов, а также решения проблемы, связанной с нестандартными условиями.

На занятиях могут быть использованы фрагменты ролевых и деловых игр.

Содержание проведения деловой игры на занятии учебной практики может быть следующим:

- вместо актуализации опорных умений провести разминку, используя межпредметные связи общепрофессиональных дисциплин (материаловедение, меторология и стандартизация, охрана труда и др.), междисциплинарных курсов и учебной практики;

- обсуждение проблем использования новых материалов или инструментов, причин появления дефектов, неполадок;

- соревнование обучающихся на лучшее выполнение упражнений или операций.

На протяжении выполнения обучающимися самостоятельной работы можно провести индивидуальные или бригадные соревнования с учетом:

- правильной организации рабочего места и выбора рационального инструмента и приспособлений;

- качества выполнения упражнения, придерживаясь требований стандартов качества;

- предложений вариантов по исправлению допущенных ошибок;

- анализа своих действий и действий коллег.

На основе этих требований разрабатывается карточка учета действий обучающихся. Победил тот, кто самостоятельно справился с качественным выполнением задания. Игра продолжается и в процессе заключительного этапа. Мастер может предложить обучающимся следующие задания:

- оценить выполненную работу и обосновать положительные и отрицательные моменты ее выполнения;

- найти различия в предложенных деталях, изделиях, предложить свой вариант, если в этом есть необходимость;

- разыграть проблемную ситуацию.

Ролевые игры более сложные как в подготовке, так и в проведении, поэтому участникам ролей могут быть предложены варианты, но чаще всего игра проходит в экстремальных условиях.

Проводя ролевую игру-производственное совещание, накануне обучающимся предлагается подобрать себе роли или подготовить предложенную педагогом, хорошо повторить изученный материал, ознакомиться с необходимой технической и технологической документацией для расширения своего кругозора. Так, имитацию производственного совещания можно проводить в учебных мастерских. Обучающиеся выступают в роли главного инженера, главного механика, мастера участка, инженера по технике безопасности, инженера по качеству выпускаемой продукции, бригадиров рабочих бригад, слесарей-ремонтников, слесарей-сборщиков, шлифовщиков, заказчиков продукции, консультантов. Совещание проводит главный инженер, на совещании рассматриваются возможности качественного выполнения заказа.

Для достижения поставленной цели обучающиеся должны ознакомиться с должностями, обязанностями инженерно-технического персонала, знать технологические процессы данного вида производства, основные требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, основные неисправности механизмов, виды дефектов, причины их появления и способы устранения данных дефектов, технические условия и т. д.

Если в процессе игры рассматриваются сложные производственные проблемы, при разрешении которых обучающиеся затрудняются принимать решение, то в главной действующей роли может выступать мастер производственного обучения.

 

1.2. Вопросы для самоконтроля:

1. Какова цель проведения игровых занятий?

2. В чем преимущество деловых игр перед традиционными методами занятий?

3. Какие виды деловых игр вы знаете?

4. Какие принципы положены в основу деловой игры?

5. Какие характерные черты развиваются у обучающихся в процессе игры?

6. Что вы понимаете под сценарием занятия?

7. Перечислите методические приемы организации деловой игры.

8. Как правильно организовать деловую игру?

9. Какие задания приемлемы для проведения деловой игры?

10. Какими способами можно оценивать результативность игры?

 


Практический блок

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: