VI. Практико-ориентированное задание

1. Является ли современная экология только биологической наукой? Ответ поясните.

2. Для каких двух прикладных наук экология является теоретиче­ским фундаментом прежде всего?

3. Почему после сильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы?

4. Как скажется полное уничтожение популяции хищника на по­пуляции жертвы? Опишите процесс поэтапно.

5. Как скажется полное уничтожение популяции жертвы на попу­ляции хищника? Опишите процесс поэтапно.

6. Высокая температура может вызвать ожог, а может привести к обезвоживанию организма. В каком случае температура ока­зывает косвенное воздействие? Через какой другой экологический фактор оказывается это косвенное воздействие?

7. Как изменится состав крови человека, если он долгое время бу­дет находиться высоко в горах? Почему?

8. Почему в жаркую погоду для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

9. Почему человек легче переносит жару в сухом воздухе, чем во влажном?

10.Когда холод переносится человеком легче — в безветренную по­году или на ветру? Почему?

11. Почему при высокой влажности воздуха человеку холоднее?

12. Почему на бетонной скамейке сидеть холодней, чем на деревян­ной?

13. Почему для профилактики рахита полезно принимать солнечные ванны?

14. Каковы два основных негативных последствия воздействия че­ловека на природу?

15. В чём принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?

16. Способствует ли использование атомной энергии:

а) парниковому эффекту;

б) потеплению климата?

Ответ поясните.

17. Как дегумификация почв (потеря гумуса) влияет на парниковый эффект?

18. Как численность сельскохозяйственных животных влияет на парниковый эффект?

19. Чем различаются антропоцентризм и экоцентризм?


 
               VII. Обобщение и применение знаний об экологических           

                         закономерностях в новой ситуации

1. На нашей планете живые организмы освоили четыре среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организ­менную. Расположите среды обитания по очередности освоения, неоднородности в пространстве и динамичности во времени.

2. Может ли вода быть одновременно и ресурсом, и условием оби­тания? Поясните ответ на примере рыб.

3. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. В чём их особенности?

4. Какие механизмы терморегуляции существуют у живых орга­низмов?

5. В спектре солнечного света выделяют 3 области, различные по своему биологическому действию. Какие это области и в чём заключается их биологическое действие?

6. На какие экологические группы делят растения по отношению к условиям освещённости и какие адаптации для них характерны?

7. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами. Как называется такая форма сожи­тельства? Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.

8. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишеч­нике травоядных копытных. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.


9. Какой тип взаимоотношений в саванне между популяцией львов и популяцией грифов-стервятников? Ответ обоснуйте.

10. Клубеньковые бактерии поселяются на корнях бобовых расте­ний. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.

11. На раковине рака-отшельника может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделя­ющие яд. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.

12. В кишечнике человека может обитать аскарида человеческая. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство аскариде человеческой? Выгодно ли такое сожи­тельство человеку? Ответ обоснуйте.

13. Какие изменения биотических экологических факторов приведут к снижению численности популяции зайцев? Ответ обоснуйте.

14. Составьте пищевую цепь, используя следующие звенья: чёрный дрозд, дождевой червь, лесная подстилка, ястреб-перепелятник. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?

15. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организ­мы: кукушка, паук-крестовик, божья коровка, смородина, ястреб, тля. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего по­рядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?

16. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организ­мы: планктоядные рыбы, зоопланктон, хищные рыбы, фито­планктон, морские птицы, ластоногие, китообразные. Опреде­лите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?

17. Определите биомассу водорослей в реке, необходимую для нор­мального существования щуки массой 10 кг. Составьте пищевую цепь из организмов: щука, водоросли, караси. Кем является щука в цепи питания?

18. Различают три основных типа распределения особей популя­ции в пространстве: равномерное (регулярное), неравномерное

(агрегированное, групповое, мозаичное) и случайное (диффуз­ное). От чего зависит тип распределения особей в пространстве?

19. По типу использования пространства все подвижные животные подразделяются на оседлых и кочевых. В чём биологические преимущества и недостатки оседлого образа жизни?

20. Популяция состоит из 60 % особей с генотипом ДА и 40 % — с ге­нотипом аа. Определите в процентах частоты генотипов АА, Аа и аа (после установления в популяции равновесия).

21. У крупного рогатого скота красная масть не полностью доми­нирует над белой. Гибриды от скрещивания красных особей с белыми имеют чалую масть. В районе зарегистрировано 417 красных животных, 378 чалых и 76 белых. Определите частоту генов и генотипов окраски скота в данном районе.

22. Популяции многих видов организмов способны к саморегуля­ции своей численности. Какие существуют механизмы тормо­жения роста численности популяций?

23. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организ­мы: тля, скворец, чёрная смородина, ястреб, паук, божья коровка. Определите в этой пищевой цепи консумента второго порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?

24. Каковы функции продуцентов, консументов и редуцентов в кру­говороте веществ в экосистеме? Ответ поясните.

25. Какие функции могут выполнять бактерии в экосистемах? От­вет поясните.

26. Являются ли грибы обязательным компонентом любой экосис­темы? Ответ обоснуйте.

27. Какое количество энергии перейдёт от продуцентов к консумен­там второго порядка, если чистая первичная продуктивность эко­системы составляет 150 000 кДж/м2 в год? Ответ обоснуйте.

23. В какой очерёдности живые организмы заселят остров, образо­вавшийся в океане в результате вулканической деятельности? Ответ обоснуйте.

29. Какие свойства экосистемы изменяются при антропогенном преобразовании природной экосистемы в агроэкосистему? От­вет обоснуйте.

30. От каких свойств зависит устойчивость экосистем к антропоген­ным воздействиям? Ответ обоснуйте.

31. В чём заключаются основные причины нерационального при­родопользования? Ответ обоснуйте.

32. Почему большинство попыток прогноза момента исчерпания того или иного природного ресурса оканчивались неудачей? От­вет обоснуйте.

33. Какие основные направления деятельности включает экологи­ческий мониторинг? Ответ обоснуйте.

34. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей?

35. От чего зависит глубина экологических последствий воздей­ствия человека на природу? Ответ обоснуйте.

36. Почему предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности? Ответ обо­снуйте.

37. На каких принципах основывается экоцентрическое отношение человека к природе? Ответ обоснуйте.

38. Чем г-стратеги (r-виды) отличаются от К-стратегов (К- видов)? Укажите не менее четырёх признаков.

39. В чём состоят отличия агроценозов от естественных биоцено­зов? Укажите не менее четырёх признаков.

40. Каковы основные признаки превращения биосферы в ноосферу? Укажите не менее четырёх признаков.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: