1. Является ли современная экология только биологической наукой? Ответ поясните.
2. Для каких двух прикладных наук экология является теоретическим фундаментом прежде всего?
3. Почему после сильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы?
4. Как скажется полное уничтожение популяции хищника на популяции жертвы? Опишите процесс поэтапно.
5. Как скажется полное уничтожение популяции жертвы на популяции хищника? Опишите процесс поэтапно.
6. Высокая температура может вызвать ожог, а может привести к обезвоживанию организма. В каком случае температура оказывает косвенное воздействие? Через какой другой экологический фактор оказывается это косвенное воздействие?
7. Как изменится состав крови человека, если он долгое время будет находиться высоко в горах? Почему?
8. Почему в жаркую погоду для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
9. Почему человек легче переносит жару в сухом воздухе, чем во влажном?
10.Когда холод переносится человеком легче — в безветренную погоду или на ветру? Почему?
|
|
11. Почему при высокой влажности воздуха человеку холоднее?
12. Почему на бетонной скамейке сидеть холодней, чем на деревянной?
13. Почему для профилактики рахита полезно принимать солнечные ванны?
14. Каковы два основных негативных последствия воздействия человека на природу?
15. В чём принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?
16. Способствует ли использование атомной энергии:
а) парниковому эффекту;
б) потеплению климата?
Ответ поясните.
17. Как дегумификация почв (потеря гумуса) влияет на парниковый эффект?
18. Как численность сельскохозяйственных животных влияет на парниковый эффект?
19. Чем различаются антропоцентризм и экоцентризм?
закономерностях в новой ситуации
1. На нашей планете живые организмы освоили четыре среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Расположите среды обитания по очередности освоения, неоднородности в пространстве и динамичности во времени.
2. Может ли вода быть одновременно и ресурсом, и условием обитания? Поясните ответ на примере рыб.
3. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. В чём их особенности?
4. Какие механизмы терморегуляции существуют у живых организмов?
5. В спектре солнечного света выделяют 3 области, различные по своему биологическому действию. Какие это области и в чём заключается их биологическое действие?
|
|
6. На какие экологические группы делят растения по отношению к условиям освещённости и какие адаптации для них характерны?
7. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
8. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
9. Какой тип взаимоотношений в саванне между популяцией львов и популяцией грифов-стервятников? Ответ обоснуйте.
10. Клубеньковые бактерии поселяются на корнях бобовых растений. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
11. На раковине рака-отшельника может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделяющие яд. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
12. В кишечнике человека может обитать аскарида человеческая. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство аскариде человеческой? Выгодно ли такое сожительство человеку? Ответ обоснуйте.
13. Какие изменения биотических экологических факторов приведут к снижению численности популяции зайцев? Ответ обоснуйте.
14. Составьте пищевую цепь, используя следующие звенья: чёрный дрозд, дождевой червь, лесная подстилка, ястреб-перепелятник. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
15. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: кукушка, паук-крестовик, божья коровка, смородина, ястреб, тля. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
16. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: планктоядные рыбы, зоопланктон, хищные рыбы, фитопланктон, морские птицы, ластоногие, китообразные. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
17. Определите биомассу водорослей в реке, необходимую для нормального существования щуки массой 10 кг. Составьте пищевую цепь из организмов: щука, водоросли, караси. Кем является щука в цепи питания?
18. Различают три основных типа распределения особей популяции в пространстве: равномерное (регулярное), неравномерное
(агрегированное, групповое, мозаичное) и случайное (диффузное). От чего зависит тип распределения особей в пространстве?
19. По типу использования пространства все подвижные животные подразделяются на оседлых и кочевых. В чём биологические преимущества и недостатки оседлого образа жизни?
20. Популяция состоит из 60 % особей с генотипом ДА и 40 % — с генотипом аа. Определите в процентах частоты генотипов АА, Аа и аа (после установления в популяции равновесия).
21. У крупного рогатого скота красная масть не полностью доминирует над белой. Гибриды от скрещивания красных особей с белыми имеют чалую масть. В районе зарегистрировано 417 красных животных, 378 чалых и 76 белых. Определите частоту генов и генотипов окраски скота в данном районе.
22. Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Какие существуют механизмы торможения роста численности популяций?
23. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: тля, скворец, чёрная смородина, ястреб, паук, божья коровка. Определите в этой пищевой цепи консумента второго порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
24. Каковы функции продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ в экосистеме? Ответ поясните.
25. Какие функции могут выполнять бактерии в экосистемах? Ответ поясните.
|
|
26. Являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы? Ответ обоснуйте.
27. Какое количество энергии перейдёт от продуцентов к консументам второго порядка, если чистая первичная продуктивность экосистемы составляет 150 000 кДж/м2 в год? Ответ обоснуйте.
23. В какой очерёдности живые организмы заселят остров, образовавшийся в океане в результате вулканической деятельности? Ответ обоснуйте.
29. Какие свойства экосистемы изменяются при антропогенном преобразовании природной экосистемы в агроэкосистему? Ответ обоснуйте.
30. От каких свойств зависит устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям? Ответ обоснуйте.
31. В чём заключаются основные причины нерационального природопользования? Ответ обоснуйте.
32. Почему большинство попыток прогноза момента исчерпания того или иного природного ресурса оканчивались неудачей? Ответ обоснуйте.
33. Какие основные направления деятельности включает экологический мониторинг? Ответ обоснуйте.
34. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей?
35. От чего зависит глубина экологических последствий воздействия человека на природу? Ответ обоснуйте.
36. Почему предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности? Ответ обоснуйте.
37. На каких принципах основывается экоцентрическое отношение человека к природе? Ответ обоснуйте.
38. Чем г-стратеги (r-виды) отличаются от К-стратегов (К- видов)? Укажите не менее четырёх признаков.
39. В чём состоят отличия агроценозов от естественных биоценозов? Укажите не менее четырёх признаков.
40. Каковы основные признаки превращения биосферы в ноосферу? Укажите не менее четырёх признаков.