По духовно - нравственному направлению
Мастерская общения
(для обучающихся 1 класса)
Пояснительная записка
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
|
|
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
Тематическое планирование курса
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | ||
Вводное занятие(1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 | ||
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | ||
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |||
4 | Плохо одному. | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | |||
5 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |||
6 | Как завоевывать друзей. | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | |||
7 | Бескорыстие в дружбе. | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | |||
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | ||
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | |||
10 | Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
11 | Правила приветствия и прощания. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
12 | Правила извинения и просьбы. | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
13 | Правила благодарности и отказа. | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
Культура поведения
(12 ч) | 14 | Отношение к старшим. | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | ||
15 | Отношение к учителю. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | |||
16 | Отношение к малышам. | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | |||
17 | Как вести себя в школе, на переменах. | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | |||
18 | Правила поведения в столовой, за столом. | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | |||
19 | Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | |||
20 | Искусство делать подарки. | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
21 | Как правильно разговаривать по телефону. | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | |||
22 | Правила поведения в общественном транспорте. | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | |||
23 | Как вести себя в общественных местах. | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | |||
24 | Правила поведения в театре и кино. | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
25 | Поведение в библиотеке и музее. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
В мире сказок (6 ч) | 26 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | ||
27 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | |||
28 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | |||
29 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | |||
30 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | |||
31 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | |||
32 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | |||
Итоговые занятия (2 ч) | 33 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности
По общекультурному направлению
|
|
Искусство сцены