Содержательный раздел

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 8

1.1. Пояснительная записка. 8

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 8

1.1.2. Особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей. 9

1.1.3. Приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации 19

1.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей, механизмы адаптации. 21

1.2. Планируемые результаты.. 26

1.2.1. Целевые ориентиры младенческого возраста. 26

1.2.2. Целевые ориентиры раннего возраста. 27

1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 28

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слепых детей. 30

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ...........................................................................................34

2.1. Общие положения. 34

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 35

2.2.1. Младенческий и ранний возраст. 35

2.2.2. Дошкольный возраст. 80

2.3. Программа коррекционно-развивающей работы со слепыми детьми. 120

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми. 135

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. 138

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 141

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. 141

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.. 142

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 147

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 148

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей. 149

3.6. Планирование образовательной деятельности. 159

3.7. Режим дня и распорядок. 159

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. 170

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов. 172

 3.10. Перечень литературных источников…………..………………………………….....173

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО, Стандарт).  Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых детей.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования,
а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

ПрАООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер ПрАООП раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слепых детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, Программы коррекционной работы, равно как и организация образовательной среды, в том числе социокультурной и предметно-пространственной образовательная среды в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых детей выступают в качестве модулей, из которых создается адаптированная основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания ПрАООП позволяет конструировать адаптированную основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для слепых детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

     Целевой раздел ПрАООП для слепых дошкольников включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей, определяются приоритетные направления деятельности Организации, принципы и подходы к формированию Программы, механизмы адаптации ООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со зрительной депривацией. 

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие с определением в каждой области актуальных для ее освоения слепыми воспитанниками видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей со зрительной депривацией; раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. 

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слепых детей, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. Освоение адаптированного к особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения содержания пяти образовательных областей обеспечивает развитие у слепых воспитанников предпосылок освоения на следующей ступени образования АООП НОО для слепых обучающихся. 

 С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей слепому ребенку профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе, адаптацию и интеграцию слепых детей в общество.

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом особых образовательных потребностей слепых детей в Программе особое место занимает абилитация слепых детей посредством реализации Абилитационной программы образовательной организации в рамках деятельности службы ранней помощи.

 Программа (ПрАООП) обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слепых детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых детей, не имеющих других, кроме зрительного, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных). В тех случаях, когда у слепого ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, по степени проявления позволяющий ему адаптироваться в детском сообществе, для него разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, основой которой выступает АООП.

Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и слепых детей, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Под совместной деятельностью педагогов и слепых детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Особое внимание в Программе обращается на владение педагогами средствами общения в системе координат «зрячий – слепой», на умения зрячего взрослого социума организовывать все виды детской деятельности слепого ребенка с опорой на компенсаторные процессы, поддерживать его инициативность и доступную самостоятельность в разных сферах жизнедеятельности.

Под самостоятельной деятельностью слепых детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Особое внимание в Программе уделяется созданию взрослыми условий общения и практического взаимодействия сверстников в системе координат «слепой – слепой», «зрячий – слепой».

В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и осуществляется реализация ее материально-технического обеспечения, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования слепых детей раннего и дошкольного возраста, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию слепых детей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена, в первую очередь, на оценку созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

 


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей

Цель Программы – создание образовательной среды, обеспечивающей слепому дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1) формировать общую культуру личности слепого дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

2) обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной основы ориентации, познания окружающего, умений формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия, умений и навыков моторного поведения в разных видах деятельности;

3) обеспечивать освоение слепым дошкольником целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;

4) формировать у слепого ребенка образ Я с освоением схемы тела, развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;

5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;

6) создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля, с развитием компенсаторных способов познавательной деятельности, личностных психологических образований;

7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слепых детей.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.

В основе программы лежит системный подход к профилактике и коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту ДО.

 

1.1.2. Особенности развития и особые образовательные потребности слепых детей

Слепота – отсутствие или нарушение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное восприятие окружающего. Среди причин детской слепоты доминируют врожденные, перинатальные патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющееся следствием эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (анофтальм, микрофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракты и глаукомы, дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нервов). В настоящее время большой процент слепых дошкольников – это дети с ретинопатией недоношенных.

Если тяжелые зрительные патологии приобретены ребенком до трех лет жизни, то слепота, возникшая на их фоне считается врожденной. Ребенок с тяжелой зрительной патологией определяется как инвалид детства по зрению. Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

В категорию слепых дошкольников в соответствии со степенью сохранности базовых зрительных функций входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением (практическая слепота). Тотальная слепота – полное отсутствие зрительных ощущений. Сохранное светоощущение свидетельствует о возможности ребенка ориентироваться на яркий свет и контрастную ему темноту, что выступает сильным фактором повышения мобильности, особенно с правильной проекцией.

Дети с практической слепотой по своим зрительным возможностям - достаточно разнородная группа, что, прежде всего, обусловлено степенью сохранности (проявлением) двух базовых функций: центрального и периферического зрения. Нарушение центрального зрения при практической слепоте характеризуется снижением его остроты от 0,04 до 0,005-0,001 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции. Нарушение периферического зрения, приводящее к слепоте (при высоких показателях остроты зрения), характеризуется концентрическим сужением поля зрения от 20 градусов и менее. Так как к слепоте, как правило, приводят системные поражения зрительного анализатора, то часто практическая слепота характеризуется одновременным серьезным нарушением двух базовых зрительных функций: значительным снижением остроты зрения и сужением поля зрения в любом меридиане или наличием скотом (центральные или парацентральные абсолютные скотомы более 5 градусов).

Вследствие системного поражения зрительной системы (вовлечение в патологический процесс разных структур зрительного анализатора) остаточному зрению свойственна распространенность при неравнозначности нарушений зрительных функций: нарушение цветоразличения или выраженная цветослабость, нарушение световосприятия (повышение или понижение светобоязни), нарушение моторного аппарата глаз в виде нистагма и/или значительного нарушения подвижности глаз, нарушение оптического аппарата глаз, нарушение пространственной контрастной чувствительности и др.

Характерными для слепых детей с остаточным зрением в младенческом и раннем возрастах выступают трудности проявления врожденных зрительных реакций: поворот глаз или поворот глаз и головы к источнику света; зажмуривание; кратковременное слежение за движущимся в поле взора объектом; предпочтительное смотрение на лицо; сужение или расширение зрачка на световой стимул, что затрудняет становление акта видения (в норме – первый год жизни); включение сохранных и нарушенных зрительных функций в отражение окружающего, и, тем самым, значительное осложнение не просто развития остаточного зрения, но и понимания ребенком факта того, что зрение у него есть. Наилучшие результаты в использовании (кратковременное подключение) остаточных функций к отражению имеют слепые дошкольники с показателями остроты зрения от 0,04 до 0,02 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции c правильной и устойчивой светопроекцией, с сохранением способности к цветоразличению, сохранности полей зрения.

Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает аномальным фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного возраста. Связано это с ролью зрения как «зонда пространства» (И.М. Сеченов) в чувственном познании ребенком окружающей действительности, с формированием целостного образа отражения и с обеспечением ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций. Тифлопсихологией обосновано и доказано, что дети с нарушением зрения развиваются по общим законам с нормально видящими. В то же время от рождения и на протяжении дошкольного детства для слепых детей характерен ряд особенностей психофизического и личностного развития, обусловленных прямым или косвенным негативным влиянием отсутствующего или глубоко нарушенного зрения, которые определяют их психолого-педагогическую характеристику.

Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает тот факт, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе. Слепые дошкольники наряду с общими особенностями развития имеют выраженные индивидуальные достижения в компенсированности, личностном становлении, общем развитии и характере освоения отдельных сфер жизнедеятельности.

Психолого-педагогическую характеристику слепых дошкольников составляют следующие элементы.

1. Cтепень соответствия темпа развития слепого ребенка темпам развития зрячих сверстников. Слепым детям свойственно отставание по темпу развития от зрячих сверстников, что проявляется в несовпадении периодов освоения этими категориями дошкольников:

- ведущих видов деятельности. Так, близкое эмоциональное общение с взрослым и манипулятивная деятельность как ведущие виды деятельности остаются для слепого ребенка актуальными и в период раннего детства; предметная деятельность и предметная игра выступают ведущими видами деятельности на протяжении младшего дошкольного возраста, а в отдельных случаях и на протяжении всего дошкольного возраста;

- умений и навыков в отдельных сферах. В двигательной сфере в младенчестве у слепого ребенка задерживается развитие функций рук: запаздывает развитие хватательных движений, ощупывающих движений, задерживается развитие координации рук и мелких движений пальцев; слепые дети позднее начинают самостоятельно садиться, осваивают свободную самостоятельную ходьбу со второй половины второго года жизни; ходьба остается основным движением, характеризующим мобильность в пространстве на протяжении дошкольного возраста (формирование навыков бега, прыжков, лазанья весьма затруднено).

В сенсорно-перцептивной сфере проявляется отставание в младенчестве в развитии предметности слухового восприятия, в условиях «дефицита взаимодействия с предметным миром» – отставание в развитии осязания.

В познавательной сфере предметно-действенная форма мышления востребована слепым ребенком в период младшего дошкольного возраста, характерен недостаточный темп и объем формирования представлений как образов памяти об окружающем, что несколько снижает темпы развития наглядно-образной формы. Игра слепого ребенка также развивается медленно, что связано с недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем, трудностями самостоятельного практического освоения предметного мира: большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению к концу третьего года жизни.

По темпу развития слепые дошкольники могут быть приближены, отставать или значительно отставать от развития зрячих сверстников.

2. Диспропорциональность развития. Сферы личностного развития, становление которых в онтогенезе дошкольника в меньшей степени зависят от зрения, у слепого ребенка развиваются быстрее (хотя и своеобразно), чем сферы, в двигательном компоненте которых в период становления велика роль зрения. Речь и вербальный компонент деятельности осваиваются слепым ребенком успешнее (темп развития, произвольность), чем двигательная сфера. Диспропорциональность развития ярче проявляется в раннем детстве и сглаживается к концу старшего дошкольного возраста.

3. Компенсированность трудностей чувственного отражения с возмещением недостаточности и развитием способностей: целостное и одновременно детальное отражение воспринимаемой действительности; освоение практическую деятельность: ее содержание, действия и способы осуществления; регуляция и контроль за осуществлением, оценка результата; построение, корректировка образов об объектах действительности в условиях их опосредованного отражения или непосредственного отражения в условиях суженной сенсорной сферы; освоение средств общения в условиях слепоты; ориентировка в пространстве, свободное и самостоятельное передвижение в нем. Успешное, с точки зрения становления компенсации, развитие слепого дошкольника во многом обусловлено востребованностью и возможностью ребенка развивать и реализовывать в жизнедеятельности сенсорные процессы разной модальности: слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения, остаточное зрение с освоением перцептивных умений и навыков, формированием движений и действий познавательной деятельности, развитием речи (ее компенсаторной функции), мышления, воображения и памяти.

Своевременное развитие компенсаторных процессов обеспечивает слепому ребенку темп и уровень общего развития, в целом соотносимый с развитием зрячего сверстника, достижение в дошкольном возрасте достаточного уровня психичеcкой и личностной готовности к школе. Компенсация слепоты развивается прижизненно на биологическом и социальных уровнях в их диалектическом единстве. Компенсация слепоты на биологическом уровне в детстве обеспечивается функциональным состоянием высшей нервной деятельности, поэтому в развитии слепого ребенка так важна биологическая сохранность мозговых структур с формированием таких механизмов компенсации, как развитие сложных функциональных систем связей, выступающих физиологической основой становления психической деятельности, которая, в свою очередь, также выступает компенсаторным механизмом. Поражения отделов головного мозга, заболевания центральной нервной системы, приводящие к нарушению слуха, речи, интеллекта, движений и, следовательно, выступающие наряду со слепотой первичными нарушениями значительно осложняют развитие компенсации, снижая темп и уровень общего развития.

Основополагающим для компенсации слепоты выступает социальный фактор, который связан с активностью и доступной самостоятельностью ребенка в разных сферах жизненных проявлений: познание окружающего, общение с окружающими, самообслуживание, игра, двигательная деятельность, проявление творческих начал и способностей. Активность слепого ребенка во многом обусловлена условиями его жизнедеятельности, включающими специальную предметно-пространственную организацию среды, жизни и деятельности ребенка, специальное обучение способам ориентировки, познания и взаимодействия с окружающим миром в условиях суженной сенсорной системы.

Слепые дети могут обладать разным уровнем компенсации, что связано со временем наступления слепоты, сложностью и структурой первичных нарушений, сочетающихся со слепотой, задатками и способностями ребенка, социальным и жизненным опытом.

Характеристиками слепого ребенка могут выступать:

 - компенсация трудностей чувственного отражения, достаточная для освоения видов детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности и деятельности, осуществляемой в режимных моментах, с актуализацией познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития в группе сверстников (с востребованным индивидуальным подходом), обеспечивающая способность ребенка к адаптации в новых предметных и социальных средах с опорой на имеющиеся умения, представления, жизненный опыт. Ребенок активно использует слух, осязание, обоняние, речь и способность к осмыслению происходящего, ориентировку в пространстве;

 - компенсация трудностей чувственного отражения, достаточная для освоения видов детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности и деятельности осуществляемой в режимных моментах, с актуализацией познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития в условиях реализации индивидуального образовательного маршрута, разработанного с учетом индивидуальных компенсаторных возможностей у слепого ребенка.

У слепого дошкольника может наступить состояние декомпенсации, связанное с резким изменением условий жизнедеятельности, которое проявляется в блокировании адаптационных, познавательных, ориентировочных способностей.

4. Для слепых детей характерен ряд особенностей личностного развития, в частности возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в структурных компонентах (интегративные психические и психологические образования) личности. По степени риска развития вторичных нарушений в дошкольном возрасте выявляются три группы психических и психологических образований.

1) Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной, т. е. адекватной потребностям и возможностям слепого ребенка социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические (представления как образы памяти), коммуникативные.

Отсутствие зрения или его глубокое нарушение обуславливают возможность развития у дошкольников следующих вторичных нарушений:

- бедность чувственного мира;

- малый запас и низкое качество чувственных образов памяти (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, сенсорных эталонов, движений и действий), вербализм представлений;

- боязнь пространства, отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, слабость артикуляционного аппарата, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

- пассивность во взаимодействии с физической средой, малый запас предметно-практических умений;

- низкий уровень владения неречевыми средствами общения, неправильное звукопроизношение.

2) Личностные образования с риском возможного развития вторичных нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной депривации и слабостью социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребенка: мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых в отношении личностных потребностей слепого ребенка способствует появлению таких вторичных нарушений, как:

- боязнь нового, нерешительность, отсутствие или недостаточность познавательных интересов и активности, отсутствие или слабое проявление любознательности;

- недостаточная сформированность социальных эталонов, маскообразность лица, пантомимическая пассивность, скованность движений;

- стереотипность поведения и речи, слабое проявление реакции на что-либо новое, слабость дифференцировочного торможения и реактивной впечатлительности;

- недостаточная развитость внимания;

- слабое проявление наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, трудности овладения умственными действиями и операциями обобщения, сравнения и др.

3) Личностные образования, для которых риск развития вторичных нарушений вследствие слепоты практически отсутствует: креативные и нравственные интегративные психические образования, становление и развитие которых определяются социальными факторами и не находятся в действии прямого негативного влияния нарушения зрения. К развитию пассивной личности с нереализованным эмоционально-волевым потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребенка, проявляющаяся в негативных стилях воспитания – гиперопека, гипоопека, авторитарный стиль.

Для слепых детей характерны особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития слепых дошкольников выступают: недостаточный опыт социальных контактов, трудности в установлении контактов с окружающими; зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности зрячего социума; пассивность (субъектно-объектная) в общении; слабая эмоциональная отзывчивость и трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения и взаимодействия, игровой деятельности, пространственной ориентировки для их поддержания. Слепым детям свойственны черты аутизации.

Особенностями познавательного развития слепых дошкольников выступают: суженный кругозор знаний с малой познавательной активностью; речь и уровень речевого развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность познавательных действий; трудности целостного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового, освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей. Замедленный темп познавательного развития во многом обусловлен трудностями освоения игровых действий и умений, бедным игровым опытом. Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Чувственный этап познания, его компоненты требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: обучения умениям и навыкам осязания, слухового восприятия, развития и обогащения тактильных ощущений, обоняния, зрительных впечатлений (дети с остаточным зрением), создания востребованной слепым ребенком особой предметной среды, побуждающей его к сенсорно-перцептивной, познавательной активности. Практические умения и способы познавательной деятельности формируются посредством прямого обучения.

Особенностями речевого развития слепых дошкольников выступают: своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов. Трудности чувственного отражения, малая познавательная активность по отношению к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Речи слепого ребенка присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития слепых детей являются: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным показателям; ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы; низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости; бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков; своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно), трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа); неточность, приблизительность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, малый запас двигательных представлений; трудности освоения подвижных игр средней и большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение двигательной активности, трудности пространственной ориентировки и необходимость целенаправленного формирования умений и навыков пространственной ориентировки.

Особенностями художественно-эстетического развития являются: бедность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания и эмоционального переживания совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, облика предметов и объектов действительности; трудности формирования представлений о созидательной, художественной деятельности человека; трудности формирования эстетических понятий («красивый», «безобразный»); доступность освоения видов художественно-эстетической деятельности, основанных на слуховом, осязательном восприятии, тактильных впечатлениях.

Социализация слепого ребенка зависит от ряда факторов:

- особенностей социальной среды и условий жизнедеятельности в семье, ее воспитательного потенциала;

- адекватности отношения взрослого социума ребенка к слепоте, его возможностям (реальным и потенциальным) и потребностям (настоящим и будущим), той роли, которая ему отводится;

- поддержки семьи в вопросах развития и воспитания слепого ребенка;

- соответствия образовательной среды в ДОО особым образовательным потребностям слепого дошкольника в ее составляющих: сфера общения (область межличностных отношений) в системе координат «зрячий – слепой», «слепой – зрячий», сфера организации и обеспечения освоения слепым дошкольником различных видов деятельности, сфера создания развивающей предметно-практической среды; уровень и направленность коррекционно-компенсаторного сопровождения.

Исходя из вышеизложенного, к особым образовательным потребностям слепых дошкольников относятся:

- системное повышение функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, охрана и развитие органов чувственного отражения в условиях слепоты, поддержание и повышение психоэмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия;

- обогащение чувственного опыта мировосприятия, целенаправленное развитие умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности, осуществляемой на основе деятельности сохранных анализаторов, освоение умений формирования полимодальных и осмысленных образов восприятия картины мира;

- целенаправленная активизация и развитие ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций слуха, осязания, обоняния с актуализацией возможного подключения остаточного зрения к жизнедеятельности, развитие компенсаторной функции речи, повышение роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира;

- освоение умений и навыков общения в условиях трудностей и особенностей социальной перцепции, развитие коммуникативного опыта посредством активной позиции взрослого социума, овладение средствами общения в системе координат «зрячий – слепой», «слепой – зрячий»;

- расширение опыта, освоение умений и навыков взаимодействия с предметным миром, его познание c формированием адекватных образов, развитием картины мира, освоением предметных связей (родовых, причинных, структурных, пространственных, логических) в условиях суженой сенсорной сферы;

- увеличениеобъема движений сповышением двигательной активности, освоением опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве, опыта ходьбы с преодолением препятствий; формирование двигательных умений и навыков методами и приемами, учитывающими особенности освоения движений в условиях трудностей или невозможного дистантного отражения движений окружающих;

- накопление позитивного опыта, умений и навыков общения (субъект-субъектные отношения) со зрячими взрослыми и сверстниками через преодоление трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, трудностей развития коммуникативных умений и навыков, обусловленных суженной сенсорной сферой;

- освоение способов разных видов деятельности, познания, ориентировки в окружающем мире посредством прямого обучения двигательному компоненту, целенаправленного формирования алгоритма действий, специальной предметно-пространственной организации образовательного пространства;

- поддержание и развитие активности, доступной самостоятельности в образовательном пространстве в соответствии с возрастными и типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения, с освоением опыта инициативности; развитие чувства нового, познавательных интересов и любознательности;

- сопровождение специалистами в области коррекции формирования слепым дошкольником адекватных образов, способов познания и взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности, пространственной ориентировки, развитием компенсаторных процессов, освоением специальных умений, востребованных в освоении рельефно-точечного шрифта письма и чтения по системе Брайля; психоэмоционального, потребностного личностного развития;

- расширение знаний, представлений, опыта практического освоения социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека.

1.1.3. Приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации

Выбор приоритетных направлений деятельности ДОО обусловлен особыми образовательными потребностями слепых детей и необходимостью расширения границ образовательных сред для их удовлетворения.

Направление «Образовательная деятельность c обеспечением социализации слепых дошкольников».

Социализация – широкий процесс накопления ребенком жизненного опыта, опыта взаимодействия с окружающим социумом, наращивания индивидуализации личностного проявления. Основная цель приоритетной образовательной деятельности ДОО – приобщение слепого ребенка к общечеловеческим ценностям: общению, познанию, преобразованию и созданию новых сред как в период младенчества, раннего детства, так и, собственно, в дошкольном возрасте. В соответствии с этим данное направление деятельности  включает раннюю социализацию слепого ребенка посредством реализации абилитационной программы и социализацию слепых дошкольников средствами игры.

В рамках данного направления деятельности ДОО слепой дошкольник будет иметь возможность накапливать и расширять опыт самостоятельной игровой деятельности и участия в разных видах игр со сверстниками, взрослыми, развития инициативности, потребностей во взаимодействии с другими людьми, в самореализации и самопрезентации.

Реализация данного направления деятельности ДОО требует создания максимально благоприятных условий для игр и развития игровой деятельности слепого ребенка, учитывающих особые образовательные потребности этой группы детей:

- безбарьерная игровая среда, ее доступность для слепого ребенка;

- создание игровой среды, побуждающей слепого ребенка к преодолению трудностей развития;

- вовлечение ребенка в разные виды игр, в непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;

- адекватное отношение взрослого социума к индивидуальным потребностям и готовность, потенциальные возможности слепого ребенка к участию в игре, освоению им новых игровых сред.

Направление «Физкультурно-оздоровительная деятельность»

Выбор данного направления приоритетной деятельности ДОО обусловлен трудностями и выраженными особенностями физического развития, особыми образовательными потребностями слепых детей, связанными с необходимостью особого поддержания их здоровья (физического, соматического), охраной и укреплением функциональной деятельности сохранных анализаторов, воспитания двигательной активности, преодоления трудностей формирования двигательных навыков.

Деятельность ДОО по данному направлению включает:

- офтальмологическое сопровождение детей с нарушением зрения (медицинская реабилитация);

- создание офтальмо-гигиенических условий охраны остаточного зрения, профилактику его ухудшения, развитие остаточных функций;

- организацию статико-динамического режима жизнедеятельности детей с нарушением зрения, отражающим целесообразную смену покоя и двигательной активности слепого ребенка с максимально возможным удовлетворением им последней в непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;

- организацию прогулок с обеспечением физических нагрузок для детей с нарушением зрения с учетом факторов риска для здоровья (отводы по медицинским показаниям);

- определение и внедрение в практику организации жизнедеятельности детей с нарушением зрения педагогических и коррекционно-развивающих средств физического развития, обеспечивающих слепому ребенку объем движений, достаточный для удовлетворения им двигательной активности, бодрое состояние, поддержание общего здоровья и здоровья органов чувств;

- создание организационно-педагогических условий освоения слепыми дошкольниками подвижных игр разной степени подвижности, разнообразных по содержанию и предметно-пространственной организации игровых действий.

1.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей, механизмы адаптации

Общие закономерности личностного развития слепых и зрячих детей позволяют разработчикам ПрАООП взять за основу примерную основную образовательную программу дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. №2/15). Таким образом, принципами построения адаптированной основной образовательной программы (АООП), в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обозначенными и раскрытыми в Примерной программе, выступают:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

- позитивная социализация ребенка;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество Организации с семьей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей;

- развивающее вариативное образование;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Адаптированная программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных особенностей детей в различных видах деятельности, которое в ПрАООП для слепых дошкольников выступает ориентиром в определении структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Учет индивидуально-типологических особенностей слепых детей указывает на необходимость осуществления разработчиками его адаптации в соответствии с принципом педагогической целесообразности в уточнении объема и содержательного наполнения образовательной деятельности.

В то же время особенности развития слепых детей, наличие у них особых образовательных потребностей и необходимость их удовлетворения образовательной средой актуализируют следующие принципы построения адаптированной программы:

1. Учитывая и опираясь на принцип возрастной адекватности образования, реализуемый в деятельности педагога с нормально видящими дошкольниками и ориентирующий на подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, в разработке адаптированной программы для слепых детей следует придерживаться принципа учета этапов онтогенетического развития, закономерностей поэтапного становления ведущих видов деятельности. Такой подход предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования слепых детей с учетом несовпадения их темпа развития возрастным возможностям. Важно вовлекать слепого ребенка в разнообразные виды деятельности, содержание которых доступно и актуально на данном этапе для его самостоятельности и активности с учетом социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития. Это выступает условием развития у ребенка новообразований психической деятельности и достижения готовности к освоению нового вида ведущей деятельности, нового уровня освоенных деятельностей и новых видов деятельностей.

2. Адаптированная программа сочетает принципы научной обоснованности и практического применения тифлопсихологических и тифлопедагогических изысканий в области особенностей развития слепых детей, коррекционной, компенсаторно-развивающей, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками данной категории воспитанников. Адаптированная программа определяет и раскрывает специфику образовательной среды во всех ее составляющих в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями слепых детей и их особыми образовательными потребностями: развивающее предметное содержание образовательных областей, введение в содержание образовательной деятельности специфических разделов педагогической деятельности; создание востребованной слепыми детьми развивающей предметно-пространственной среды; обеспечение адекватного взаимодействия зрячих взрослых со слепым ребенком; коррекционно-развивающую работу. Для слепых детей младенческого и раннего возрастов, не осваивающих АООП в условиях ДОО, Программа включает абилитационную программу, которая определяется как модуль образовательной деятельности Организации и реализуется в рамках Службы ранней помощи.

3. Полнота содержания и интеграция образовательной и коррекционно-развивающей (Программа коррекционной работы) деятельности Организации. Образовательная деятельность и коррекционно-развивающая деятельность, осуществляемая специалистами в рамках коррекционной работы, взаимосвязаны: содержание каждой образовательной области имеет коррекционно-компенсаторную направленность, предметное содержание образовательных областей учитывается и частично реализуется в рамках коррекционной работы. Адаптированная программа для слепых детей в своих составляющих, в т. ч. в содержании образовательной деятельности в пяти образовательных областях, ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей дошкольников со зрительной депривацией.

Придание содержанию образовательных областей коррекционно-компенсаторной направленности с удовлетворением у слепого ребенка особых образовательных потребностей и ее реализация в тесной связи с коррекционной работой специалиста создают условия личностного развития дошкольников с нарушением зрения с достижением ими интегративных характеристик, обозначенных ФГОС ДО, на уровне индивидуально-типологических возможностей и возрастных возможностей.

Под коррекционно-компенсаторной направленностью образовательной области понимается ее особое, кроме общеобразовательного, значение для развития дошкольника со зрительной депривацией и преодоление им трудностей развития, появление которых обусловлено негативным влиянием (прямым или опосредованным) отсутствия или нарушения зрения. Адаптированная программа обозначает для каждой образовательной области целевые коррекционно-компенсаторные установки, отражающие целеполагающее значение области для личностного развития слепых детей и определяет специальные направления педагогической деятельности с раскрытием программных коррекционно-компенсаторных задач образовательной области – специальное содержание образовательной деятельности, учитывающее особые образовательные потребности слепых детей.

Механизм адаптации основной образовательной программы

ФГОС дошкольного образования ставит перед разработчиками адаптированной основной образовательной программы ДОО, воспитанниками которой выступают дети с ОВЗ и дети-инвалиды, определение механизма адаптации Программы для осуществления квалифицированной помощи и коррекции нарушений развития.

Необходимо исходить из понимания того, что процесс адаптации, как свойство любой системы, направлен на изменение параметров системы.

 Рассматривая Программу как систему, обеспечивающую целостность подходов к достижению целевых ориентиров ФГОС ДО, в процессе ее адаптации следует исходить из позиции сохранения структурной целостности АООП (Адаптированная программа) в соответствии с ФГОС ДО с определением и раскрытием механизма адаптации.

Одним из основных подходов к определению механизма адаптации Программы выступает понимание и учет факторов, актуализирующих векторы приспособления (адаптации) Программы и освоение ее детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, в частности, детьми с нарушением зрения. Факторами, определяющими векторы адаптации программы, выступают:

1. Сущностная характеристика нозологической группы детей с ОВЗ, для которой адаптируется Программа: характер и особенности ограничения возможностей здоровья, параметры инвалидизации. Этот фактор выступает основополагающим в определении степени привнесения изменений в Программу, формируемую как адаптированная программа. Чем более выражен и чем тяжелее патогенный фактор, влияющий на развитие детей, тем требуется более детальная модификация комплекса основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, что, в соответствии с ФГОС ДО, выступает обязательной характеристикой программы, самостоятельно разрабатываемой образовательной организацией, и наоборот. Так, для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности слепых детей дошкольного возраста адаптированная программа должна характеризоваться раскрытием специальных условий образования лиц, отражающих окружающую действительность в условиях грубо суженной сенсорной системы. Адаптированная программа должна в большей степени характеризоваться общеобразовательными подходами.

2. Особые образовательные потребности дошкольников, имеющих статус детей с ОВЗ или детей-инвалидов. АООП ДО для слепых детей в своих составляющих, в т. ч. в содержании образовательных областей, должна быть ориентирована на удовлетворение дошкольниками со зрительной депривацией (с учетом степени нарушения зрения) особых образовательных потребностей. Придание образовательной деятельности (содержательный раздел Программы) коррекционно-компенсаторной направленности с учетом особых образовательных потребностей детей со зрительной депривацией, ее осуществление в тесной связи с коррекционной работой специалиста создают условия личностного развития слепых дошкольников с достижением ими интегративных характеристик, определенных ФГОС ДО. Такие целевые ориентиры дошкольного образования детей с нарушением зрения, их реализация выступают основой, обеспечивающей возможность слепым детям получения начального общего образования, в т. ч. в форме инклюзии.

3. Индивидуально-типологические особенности развития детей, обусловленные негативным влиянием (прямым или косвенным) отсутствующего или нарушенного зрения. Нарушение зрения в детстве, вне зависимости от его степени, выступает аномальным фактором, негативно влияющим на развитие дошкольника.

Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие детей с нарушением зрения, в их взаимосвязи у каждого ребенка имеют свою индивидуальную характеристику, что указывает на необходимость ориентироваться, прежде всего, на индивидуально-типологические особенности воспитанников ДОО.

Таким образом, механизмом адаптации Программы выступает формирование адаптированной программы, обеспечивающей удовлетворение слепыми дошкольниками особых образовательных потребностей посредством наполнения спецификой содержания каждого из трех ее разделов.

Элементами механизма адаптации выступают:

1. Целевые ориентиры и планируемые результаты адаптированной программы, которые конкретизированы разработчиками с учетом оценки реальных возможностей слепых воспитанников и достигаются посредством анализа диагностических данных, полученных специалистами в ходе профессиональной деятельности (диагностическое обследование детей).

2. Определение специальных условий образования, в т. ч. уточнение специфики содержания образовательной деятельности в пяти образовательных областях, повышающих компенсаторно-адаптивные возможности слепых детей, побуждающих их к доступной активности в разных сферах жизнедеятельности.

3. Выбор приоритетных направлений деятельности ДОО с учетом особых образовательных потребностей детей со зрительной депривацией и необходимости расширения границ образовательных сред.

4. Включение абилитационной программы как модуля образовательной деятельности Организации (младенческий и ранний возраст) с целью ранней профилактики трудностей развития слепых детей.

5. Уточнение разработчиками объема и предметного наполнения образовательной деятельности в пяти образовательных областях, исходя из принципа педагогической целесообразности и с учетом коррекционно-развивающей деятельности специалиста.

6. Обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности образовательной деятельности в пяти образовательных областях и коррекционно-развивающей деятельности в рамках программы коррекционной работы со слепыми детьми.

7. Реализация принципа коррекционно-компенсаторной направленности образовательной деятельности ДОО в пяти образовательных областях. Важно, чтобы каждая образовательная область отражала целеполагающее значение для личностного развития дошкольников данной группы и специальные направления педагогической деятельности с раскрытием программных коррекционно-компенсаторных задач образовательной области – специальное содержание образовательной деятельности.

8. Описание специальных социально-средовых, предметно-пространственных условий развития и воспитания слепых детей с достижением ими результатов, планируемых адаптированной программой.

 

1.2. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений слепого ребенка к концу дошкольного образования.

В соответствии с особенностями психофизического развития слепого ребенка, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

 

1.2.1. Целевые ориентиры младенческого возраста

К концу первого полугодия жизни ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, свойственные первой стадии компенсации слепоты:

- обнаруживает потребность в общении с взрослыми в тесном телесном контакте (форма коммуникации): проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на речь взрослого, на его прикосновения, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, движений;

- проявляет познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом прислушивается к издаваемым игрушками звукам, стремится захватить звучащую игрушку, находящуюся в поле деятельности руки;

- проявляет моторную реакцию на слуховую стимуляцию, готовность к развитию дифференцированного слухового восприятия;

- владеет двигательными навыками (поднимает и удерживает голову, переворачивается), проявляет двигательную активность (бьет ручками, ножками по игрушке, из которой можно извлечь звук).

К концу первого года жизни ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, свойственные начальному периоду второй стадии компенсации слепоты:

- активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к знакомым и посторонним людям;

- проявляет активность в действиях с предметами и объектами действительности: использует ощупывание в обследовании, манипуляции для извлечения звуков; проявляет инициативу, предпочтение в выборе игрушек на основе тактильных или слуховых впечатлений, проявляет потребность в прикосновении и способность к отыскиванию предметов и объектов; проявляет способность выделять звук как сигнальный признак предметов и явлений;

- во взаимодействии с взрослым пользуется доступными средствами общения: голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова), стремится привлечь внимание взрослого; положительно и с интересом реагирует на выраженные просодические стороны речи говорящего с ним человека, различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

- охотно слушает детские стихи, песенки, игру на музыкальных инструментах, проявляет интерес к действиям с ними, обследует, узнает предметы;

- проявляет умения во владении освоенными навыками самообслуживания;

- проявляет двигательные умения и двигательную активность – умения сидеть, садиться из лежачего положения и ложиться из сидячего положения, изменяет позу, встает на ножки, переступает ногами, ходит при поддержке взрослых, удерживает в руках игрушку, приспособленную к его физическим возможностям, проявляет способность к целесообразности движений, их предметной направленности.

 

1.2.2. Целевые ориентиры раннего возраста

К трем годам ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, свойственные второй стадии компенсации слепоты:

- интересуется окружающими предметами, активно осязает их; проявляет интерес к полимодальным впечатлениям: осязание в сочетании со слуховыми, вибрационными, обонятельными впечатлениями; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия с помощью взрослого, проявляет знания назначений бытовых предметов, игрушек ближайшего окружения; демонстрирует умения в действиях с музыкальными игрушками, куклой; проявляет избирательное отношение к материалу, из которого сделаны предметы;

- стремится к общению и воспринимает смысл общения с взрослыми в знакомых ситуациях, активно подражает им в речи и звукопроизношениях; узнает по голосу окружающих; положительно относится к совместным с взрослым действиям; речь выступает основным средством общения;

- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет понимание связи слов с обозначаемыми ими предметами и объектами; использует речь в качестве основного средства общения с взрослыми;

- проявляет интерес к сверстникам, прислушивается к их речи, звуковым сигналам деятельности, уточняет через вопросы, что происходит, кто и чем занимается;

- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, изучать тактильную книгу, двигаться под музыку; проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления от тактильных, слуховых восприятий, игровых действий с музыкальными игрушками;

- владеет ходьбой, свободной в знакомом пространстве и с поддержкой в малознакомом пространстве, при преодолении препятствий; проявляет положительное отношение к ходьбе;

- демонстрирует способность при ходьбе ориентироваться: сохранять, изменять направление движения с использованием предметов-ориентиров, находящихся в знакомом пространстве, ориентироваться на слух;

- крупная и мелкая моторика рук обеспечивает формирование двигательного компонента различных видов деятельности.

 

1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей

К концу дошкольного периода ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, свойственные третьей стадии компенсации слепоты:

- проявляет умения использовать самостоятельно или с помощью взрослого культурные способы деятельности, проявляет известную инициативность и самостоятельность в игре, общении, познании, самообслуживании и других видах детской активности; способен выбирать род занятий, ориентируясь в предметно-пространственной организации мест активного бодрствования;

- положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; обладает опытом участия в совместных играх со сверстниками; проявляет положительное отношение к практическому взаимодействию с взрослыми в познавательной, трудовой и других видах деятельности;

- обладает способностью к воображению, которое реализуется в разных видах деятельности: познавательной, продуктивной, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам, умеет регулировать и контролировать игровые действия по установке взрослого;

- достаточно хорошо владеет устной речью, использует ее компенсаторную роль в жизнедеятельности, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, алгоритмизации деятельности, описания движений и действий, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет навыками свободной ходьбы, умением по просьбе выполнять основные (доступные для освоения) движения; владеет схемой тела с формированием умений и навыков ориентировки; владеет умениями и навыками пространственной ориентировки на слух; развита моторика рук, их мышечная сила, владеет навыками пространственной ориентировки на микроплоскости, владеет двуручным способом выполнения деятельности с дифференциацией разноименных функций;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотно


<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: