Содержание Адаптивной компенсаторно-развивающей программы. Уровневый подход к развитию слуха и слухового восприятия слепого ребенка младенческого и раннего возраста

Уровень освоения ребенком слуходвигательной координацией

Обогащение опыта реагирования (вздрагивание, моргание, замирание) на звуки и шумы погремушек, которые привносятся взрослым в слуховое перцептивное поле ребенка и звучат от действия – потряхивания. Пространственное размещение погремушки для привлечения слухового внимания ребенка и первичной актуализации у ребенка пространственного слуха: в области уха; попеременно, то у одного, то у другого уха; в области переносицы на некотором расстоянии от нее; в области подбородка; в области темени; в области плеча; в области груди; в области затылка. Расширение слуховых впечатлений ребенка: смена погремушек по высоте звука (постепенное снижение), смена громкости звучания; смена места звучания. Актуализация у ребенка объединения слуховых и тактильных ощущений: после звучания погремушки ею касаются участков тела ребенка, затем все повторяется заново. Расширение ряда слуховых впечатлений: звуки погремушек, хлопки, звуки колокольчика, бубенчика, игрушек-пищалок, музыкальных игрушек.

Развитие способности ребенка к слуховому сосредоточению. Развитие способности восприятия акустической информации: обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов; обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые – разные). Расширение опыта восприятия: длительного звука, шума (аудиальный стимул продолжительно звучит) с использованием мелодично звучащих игрушек, шумов предметов окружения; речи, пения, голосовых имитаций взрослого с актуализацией речевого слуха ребенка.

Развитие опыта восприятия ритмичных звуков: ритмичные хлопки, ритмичные мелодии. Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков. Побуждение к переживанию музыкальных ритмов (эмоциональное реагирование). Развитие первичного опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки.

Развитие слухо-двигательной координации: - побуждение ребенка к повороту головы в сторону звука (использование приема «опора на врожденный поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля»: поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя; выполнение взрослым и ребенком содружественных движений (взрослый держит ребенка на руках, прижав его спиной к себе, у обоих голова в положении прямо), например, поворота, разворота в сторону звука; обучение ребенка умению протягивать руку/руки к звучащей погремушке с ее схватыванием и дальнейшим выполнением действий потряхивание, постукивание.

Уровень освоения навыков слухового поведения с освоением рече-слухо-двигательной координации

Обогащение слухо-двигательной координации как механизма слухового поведения: развитие основ ориентировочно-слуховой деятельности. Побуждение к эмоциональному реагированию на звуки и шумы окружения (с расширением их ряда). Развитие поисково-ориентировочной реакции с разворотом, поворотом головы в сторону слышимого человеческого голоса (речевые звуки и звуки, издаваемые речедвигательным аппаратом, не относящиеся к речевым звукам). Обогащение опыта слуховой реакции на говорящего человека, на кашель, хруст (во время еды), щелканье/цоканье языком как эмоциональной реакции, проявляемой человеком голосом, «голосовые игры» человека (издает голосовым аппаратом интересные звуки). Развитие двигательных умений с повышением инициативности в протягивании руки/рук к звучащей игрушке с ее схватыванием. Обогащение опыта ребенка в приближении к источнику звука с перемещением в пространстве (с помощью взрослого и самостоятельно), с пониманием ситуации происходящей в пространстве на основе слухового отражения и комментированием взрослым.

Развитие рече-слухо-двигательной координации как формы поведения. Обеспечение адекватного эмоционального, двигательного реагирования ребенка на услышанное собственное имя. Освоение опыта понимания отдельных слов и простейших инструкций, обращенных к нему взрослым. Инструкции: «Повтори: ду-ду-ду» и т. п., «Что это (что звучит)?», «Слышишь колокольчик? Возьми его», «Я играю погремушкой, слышишь? На, возьми ее (найди и возьми ее)», «Дай твою руку, поиграем», «Сейчас я играю колокольчиком, а теперь бубенчиком. Что тебе дать?». Развитие умения действовать по звуковому сигналу, указанию взрослого: «Хлопну – подними руки, подойди ко мне», развитие умений соотносить свои движения со словами текста: «Ладушки – ладушки» и т. п. Развитие интереса к слушанию детских стихов. Повышение вербальной активности в процессе слухового восприятия действительности: поддерживание и побуждение ребенка к речевому обозначению происходящего. Пытается петь.

Развитие умений и обогащение опыта действий со звучащими игрушками: постучать по барабану, потрясти погремушку, позвенеть колокольчиком и т. п. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: впереди, сбоку, вверху, внизу.

Развитие акустического облика. Обогащение опыта восприятия модуляций человеческого голоса по силе: громко-тихо, по высоте: высоко-низко, по выражению чувств: радостно-грустно; мелодии речи.

Уровень актуализации слухового гнозиса, развития предметности слухового восприятия

Развитие способности и умений к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки, издаваемые животными и человеком); по психофизической характеристике – громкость; высота, по пространственной ориентации – сторона и удаленность от ребенка источника звука.

Развитие способности узнавать человека по голосу.

Формирование первичных представлений о звучащем мире с освоением картины мира, доступных возрасту знаний и умений по соотнесению звук-предмет, предмет-звук, звук-объект. Обогащение опыта восприятия звуков и шумов окружения с эмоциональным реагированием и доступным возрасту узнаванием звучащих предметов: конкретные игрушки; бытовые приборы: телефон, пылесос, миксер; застежки и др.; действий с предметами: действия с предметами кухонной утвари, музыкальными игрушками, действия с одеждой; звуков и шумов движения: шаги человека (спокойный, быстрый шаг, топанье); с предметами мебели (скрип двери, задвинули ящик); шум воды, пересыпание сыпучих веществ; игрушка упала, мяч (звучащий) катится и др.; звуки свойств материалов от: стука/постукивания по предмету из дерева, стекла, пластика, смятия бумаги, целлофана и др.

Развитие умения различать предметы на слух по их звучанию, отвечать на вопросы «Что это? Что звучит?».

Развитие практических умений выполнения действий с предметами с извлечением звука (звуки действия и движения), шума: манипуляции (потрясти, постучать) и действия с предметами в соответствии с их назначением.

Обогащение опыта восприятия звуков живой и неживой природы: звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных.

Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков, музыкальных ритмов. Развитие опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки. Развитие знаний о музыкальных игрушках, инструментах и умений действовать с ними культурно-фиксированными действиями.

Развитие речевого слуха. Обогащение опыта различного реагирования на речь, пение, голосовые имитации педагога; понимания обращенной речи педагога с развитием пассивного и активного словаря: звучит, звенит, шумит, гремит, звонит, затих, неслышимый, слушай/слышим/слышишь/послушаем, прислушаться, издает звук/шум, тишина, тихо, громкий, тихий, звонкий, говорить, стучать, ударять, барабанить, трясти, мять, шептать, лаять, мяукать и др.; взаимодействия на основе вербального общения.

Развитие способности (по побуждению педагогом) к воспроизведению речевых звуков (речевая имитация голосовых звуков, издаваемых животными), звукоподражанию и подражанию речи, подражанию модуляциям голоса (имитация). Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить слова громко, тихо.

Способствовать запоминанию и умению правильно произносить имена окружающих (ближайший социум).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: