Познавательное развитие

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слепого ребенка потребности во взаимодействии с предметным миром, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, освоения ощупывания и действий с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми), познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый организует практическое взаимодействие ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их на основе тактильных и слуховых впечатлений, обоняния, на основе ощупывания и осязания. Взрослый методом пассивных движений и сопряженных действий в сочетании со словесным инструктированием знакомит ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Он стремится повысить активность и самостоятельность ребенка в освоении предметной окружающей действительности, опознании со знанием точного словесного обозначения предметов окружения в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий. Взрослый учит ребенка и помогает ему освоить действия с бытовыми предметами-орудиями и игрушками с формированием компенсаторных способов деятельности. Особое внимание он уделяет освоению ребенком ориентировочно-поисковых действий и умений, повышает его способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром. Взрослый владеет и умело пользуется сигнификативной функцией речи, выступая для ребенка образцом точного обозначения предметов, их частей, деталей, свойств, признаков, действий с предметами.

В сфере развития ощущений и восприятия взрослый создает предметно-развивающую среду, обеспечивающую активность сенсорных функций и обогащение у слепого ребенка чувственного опыта: развитие слуха и слухового восприятия, тактильных, зрительных (ребенок с практической слепотой) и вкусовых ощущений, обоняния. Взрослый стремится знакомить ребенка с предметами и объектами с формированием у него полимодальных образов, помогает их осмысливать, запоминать, припоминать, вспоминать. Взрослый с особым вниманием относится к проявлению интереса ребенка к свойствам предметов, комментирует соответствующие ощущения и восприятия, помогает соотнести их с целостным представлением о предмете.

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого адекватно насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее предметами, соответствующими сенсорным возможностям и особым потребностям слепого ребенка. Для этого можно использовать бытовые предметы и орудия, природные материалы, музыкальные, звуковые, интерактивные игрушки, сенсорные предметы-активаторы, тактильные книжки и картинки. Взрослые с особым вниманием относятся к проявлению интереса детей к окружающему предметному, природному миру, к детским вопросам, стремятся занимать позицию «ребенок – первооткрыватель мира», не спешат давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес, занимают позицию «не делаю за ребенка то, что ему доступно сделать самому». Особое внимание взрослые уделяют развитию способностей выпускать предмет из рук, поиска и подбирания предметов, освоению им умений действовать руками.

Речевое развитие

В области речевого развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития речи, ее коммуникативной, познавательной и компенсаторной функций у слепого ребенка в повседневной жизни; развития разных сторон речи в специально организованных ситуациях вербального общения, играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни взрослые стремятся комментировать ребенку происходящее, побуждая его к речеслуховому восприятию и пониманию ситуации. Взрослый посредством «наговаривания» ребенку потешек, стихов, напевания песенок, обогащает опыт и повышает речеслуховую активность ребенка. Взрослый задает простые по конструкции вопросы, побуждающие ребенка к активной речи; говорит с о его опыте, событиях из жизни, интересах.

Взрослые внимательно относятся к вербальному выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с ребенком, а также создает условия для освоения им опыта общения с другими детьми.

В сфере развития разных сторон речи взрослые читают детям книги, организуют речевые игры, разучивают с ребенком детские стихи и побуждают к их воспроизведению, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического, интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: