Содержание Абилитационной программы

Квалифицированная поддержка семьи слепого реб е нка

Направлениями и содержанием деятельности Организации в соответствии с видом по оказанию квалифицированной поддержки семьи слепого ребенка младенческого и раннего возраста в рамках Абилитационной Программы выступают:

1. Социально-педагогическое сопровождение семьи. Реализуется социальным педагогом в сотрудничестве с тифлопедагогом.

Информационно-просветительское направление

Нормативно-правовое просвещение родителей слепого ребенка по вопросам законодательных прав детей с ОВЗ, с инвалидностью. Одна из центральных задач нормативно-правового просвещения – помощь родителям (законным представителям) в принятии грамотного и адекватного особым потребностям слепого ребенка оформления инвалидности.

Просвещение родителей в вопросах о социальных институтах развития и поддержки, общего и дополнительного образования, обучения для слепых: ДОО, ОО, абилитационные и/или реабилитационные центры, службы ранней помощи, центры поддержки семьи, отделения ВОС, библиотеки для слепых; о роли этих организаций в жизни слепых, информация о которых, обращения в которые поможет семье принять позитивное отношение к образованию ребенка в настоящем и будущем.

Методы: консультации (очная, дистантная формы), привлечение родителей (законных представителей) к публичному обсуждению проблем общей направленности в малых группах заинтересованных лиц, беседы.

Диагностическое направление

Изучение социального статуса семьи с целью выявления его особенностей с характеристикой воспитательного потенциала семьи по данному параметру для уточнения стратегии и/или тактики взаимодействия с семьей, реализации Программы.

Изучение запросов семьи, касающихся разных сторон жизнедеятельности слепого ребенка, с целью корректирования содержания профессиональной поддержки семьи и профессионального сопровождения ребенка.

Методы: анкетирование родителей, беседы.

Организационно-педагогическое направление

Расширение социальных контактов семьи. Оказание родителям помощи в установлении контактов с семьями, также воспитывающими слепого ребенка (детей), имеющих опыт воспитания ребенка с инвалидностью, с ОВЗ. Организация в ДОО досуговых мероприятий с вовлечением и участием в них сопровождаемой семьи. Организация знакомств (практическое, виртуальное) родителей с ДОО для изучения условий для получения образования детьми с нарушением зрения.

Методы: создание информативной базы о семьях слепых детей и возможных контактах с ней (с согласия семьи быть включенными в базу); практическое участие в разработке досуговых мероприятий ДОО с определением позиций создания условий вовлечения в них сопровождаемой семьи; организаторская деятельность; беседы с родителями и другими членами семьи; консультации.

 

2. Психологическое сопровождение семьи слепого ребенка. Реализуется психологом.

Психотерапевтическое направление.

Психотерапия родителей и других близких слепому ребенку членов семьи (по их запросу).

Деятельность психолога направлена на преодоление родителями состояния эмоционально-личностного неблагополучия как ответной реакции на факт слепоты ребенка, на переживания о настоящей и будущей жизни ребенка в обществе зрячих.

Методы: родительский тренинг «Совладающее поведение», консультирование, просветительская работа.

Деятельностно-профилактическое направление

Профилактика и при необходимости психокоррекция негативных межличностных отношений между взрослыми членами семьи и межличностных детско-родительских отношений, выступающих неблагоприятным эмоциональным фоном личностного развития слепого ребенка. Целевая установка деятельности специалиста – актуализация родителями чувства сопричастности и ответственности за личностное становление ребенка, освоение ими семейных межличностных отношений в системе координат «взрослый – взрослый», «взрослый – ребенок», «зрячий – слепой», «слепой – зрячий», востребованных слепым ребенком и обеспечивающих ему эмоциональное благополучие как условие развития субъективной активности к окружающей действительности.

Методы: «Детско-родительский» тренинг, тренинг «Активного слушания», тренинг «Эмоционального реагирования», просветительская работа (мини-лекции и тематические сообщения).

Консультативно-диагностическое направление

Изучение, выявление стиля семейного воспитания слепого ребенка для корректировки стратегии и тактики сопровождения семьи в повышении ею аксиологического и когнитивно-деятельностного компонентов воспитательного потенциала семьи.

Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение; разработка поведенческой Программы «Корректировка детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: