1. Психокоррекционное сопровождение слепого ребенка
Направленность деятельности психолога-педагога:
- коррекция поведенческих реакций у слепого ребенка с аутичными чертами с развитием возрастных коммуникативных функций, преодолением ребенком преобладания стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной.
- коррекция базовых психических функций, развитие которых осложнено поражением ЦНС (сочетанность нарушений).
В данный раздел включается рабочая Программа специалиста, составленная им по результатам психологической диагностики ребенка и особым запросам родителей.
2. Компенсаторно-развивающее сопровождение слепого ребенка тифлопедагогом
В данном разделе реализуются компенсаторно-адаптивные программы с учетом тифлопедагогической диагностики ребенка:
- Адаптивная программа «Развитие слуха и слухового восприятия».
- Адаптивная программа «Развитие тактильных ощущений и осязания».
- Адаптивная программа «Развитие моторного поведения».
- Коррекционно-развивающая программа «Развитие остаточного зрения».
Рекомендации родителям:
- в течение дня следует разговаривать с ребенком о его ощущениях, которые вызывают различные звуки и шумы, называть и описывать различные звуки, с которыми он соприкасается или действует, которые слышит; о его ощущениях, которые вызывают различные предметы; называть и описывать различные текстуры предметов, с которыми он соприкасается или действует;
- познакомиться с основным содержанием адаптивных программ и коррекционно-развивающей программы;
- в занятиях с ребенком использовать игры, игровые задания, проводить занятия аналогичные наблюдаемым занятиям специалиста по развитию слуха и слухового восприятия ребенка;
- в процессе выполнения ребенком упражнений следует следить за его физическим состоянием, предлагая доступную нагрузку, за эмоционально-психическим состоянием, с тем, чтобы выполнение упражнений приносило удовольствие и радость ребенку; при выраженном протесте ребенка – упражнение стоит прекратить;
- обязательно предварительное знакомство ребенка с атрибутами для выполнения упражнений;
- важно, чтобы ребенок на уровне возрастных возможностей знал название пальцев рук, был способен к их дифференциации;
- ребенок должен быть изначально правильно обучен тому, что зрячий постигает путем подражания.
2.2.2. Дошкольный возраст